Деловая игра для педагогов на тему "Природа - наш дом"
методическая разработка
Данная игра позволит педагогам проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и развить чувство коллективизма, сформирует умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_-_priroda_nash_obshchiy_dom.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3
Деловая игра.
Тема: «Природа-наш дом».
Подготовила:
воспитатель
Рукшта В.А.
Ст.Каневская
2017г
Цели:
* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;
* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,
установить тесное сотрудничество между педагогами садов.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Природа-наш дом".
Сегодняшняя игра позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.
Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
Охранять природу — значит охранять Родину.
М. Пришвин
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии — главные задачи экологической работы в ДОУ.
Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.
- Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.
- Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.
- Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
- Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
- Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
- развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
- формирование элементарных навыков рационального природопользования
РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).
Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.
1. Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.
(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого-оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))
С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.
Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
2. А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)
3. Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.
(Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль»Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)
4. А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)
5. Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)
6. А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).
А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)
7. Следующее задание : "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.
Вед: Почему капель звенит,
Или в небе гром гремит?
Сколько ног у паука,
Домик, где у червяка?
Ведь на все вопросы эти
Ждут ответа наши дети.
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Наука о животных. (Зоология)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Какую траву любят кошки? (Валериана)
* Самая высока трава? (Бамбук)
* Лесной петух. (Глухарь)
* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
* Наука о растениях. (Ботаника)
* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
* Трава от 99 болезней. (Зверобой)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)
* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
8. Музыкальная пауза.( "Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")
9. А теперь кроссворд.
Приложение №2 (педагоги выполняют задание)
А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»
1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)
2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)
3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)
5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)
6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)
7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)
10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)
11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)
12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)
13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)
14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)
15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)
16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)
18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ
Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении. Данный материал содержит: пере...
Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»
Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...
Методическая разработка деловой игры для педагогов "Типичные ошибки педагога или «Что может помешать мне реализовывать ФГОС ДО»
Типичные ошибки педагога ДОО - причины и последствия....
ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов всех возрастных групп по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни».
В данной статье представлен сценарий деловой игры с педагогами...
Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ
Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...
Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....