Система работы ДОУ по ФГОС (из опыта работы)
методическая разработка
Раскрываются этапы построения работы ДОУ с родителями, о новых направлениях, формах и методах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_rpboty_dou_s_roditelyami_iz_opyta_raboty.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы ДОУ с родителями по ФГОС
ВВЕДЕНИЕ
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно,
требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда,
когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью».
В. А. Сухомлинский
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.
Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
В условиях реализации ФГОС детскому саду необходимо «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и родители воспитанников стали открытыми друг для друга и помогали раскрытию индивидуальных способностей и возможностей у каждого ребенка. Родители, не владеющими в достаточной мере знаниями об индивидуальных и возрастных особенностях ребенка, зачастую, осуществляют воспитание «в слепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДОУ является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; Родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.)
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Отталкиваясь от этого, педагогический коллектив, ставит перед собой ведущую цель – создание условий для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей (способность разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада; повысить педагогическую культуру.
Задачи:
установливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по всем направлениям детского развития (социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое, познавательное, развитие речи)
1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
по всем образовательным областям
I этап – «Давайте познакомимся!» - в начале учебного года с родителями вновь поступивших воспитанников. На данном этапе родители знакомятся с детским садом, образовательной программой, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности дальнейшего сотрудничества. Педагог анализирует социальный статус семей воспитанников, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду через анкетирование.
II этап – «Давайте подружимся!» - родителям предлагаются активные методы сотрудничества по всем направлениям развития воспитанников (собрания, беседы, круглые столы и т.д.).
III этап - «Давайте узнавать вместе!» - родители становятся активными участниками воспитательно – образовательного процесса по всем образовательным областям (проекты, экскурсии, праздники и т.д.)
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели. Поэтому свои отношения с родителями необходимо строить на основе сотрудничества и взаимного уважения Родители, придя в детский сад, присматриваются к педагогам. В своём роде проходит та же адаптация (I этап) И как же понять, что особенного и интересного ждут от нас родители? В этом вопросе, конечно же, помогает анкета. Анкетирование проводится на начало учебного года. Анкета помогает выяснить социальный статус, предпочтения ребёнка, навыки и умения, которыми малыш обладает, придя в ДОУ, сколько детей в семье и какие между ними отношения.
Анализ данных помогает ближе познакомиться с интересами ребёнка, что в свою очередь может положительно оказаться на адаптации. Также выявить запросы родителей помогают личные беседы. Благодаря такой организации составляется примерный план работы с родителями на год. Почему примерный, потому что после того как ближе познакомившись с детьми, у педагога появятся вопросы, с которыми необходимо будет выйти к родителям. Это уже отражается в календарном планировании.
Плавно работа с родителями переходит из первого этапа во второй. Очень эффективными всё же остаются родительские собрания. Это традиционная форма является очень действенной.
Хорошей формой в работе с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Руками наших мам» «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикуется награждение дипломами участников выставок. Регулярная организация фотостенда с фотографиями «Вот как весело живём» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки, буклеты, перекидную систему. Конечно же, современные родители очень заняты. И тут на помощь приходят современные ресурсы. На сайте ДОУ выкладывает для родителей различные темы для обсуждения. Фотографии с выставок рисунков и поделок из пластилина.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Тем самым не замечая каких – либо изменений родители приобретают необходимые знания в воспитательно – образовательном процессе, активнее участвуют в жизни группы, ДОУ. Разрабатывают совместные проекты, помогают воспитателям публиковать журналы групп, с энтузиазмом подготавливают группу к новому учебному году. Выступают инициаторами в организации выставок, проведению праздников, развлечений. Что свидетельствует о переходе работы с родителями на третий этап.
2. НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и направления работы детского сада с семьей
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей по всем образовательным областям, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, воспитатели ДОУ анализируют особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывают тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Нами разработан критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее нами выделены качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста по всем образовательным областям (социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое, познавательное, развитие речи).
В детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов детского сада по реализации основной образовательной программы ДОУ обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
В работе с родителями используются активные формы и методы:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинары – практикумы;
- родительские гостиные;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- семейный вернисаж.
В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»,
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, активизировать родителей в саду используются, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, журналов, газет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В ДОУ проводятся мероприятия в которых активное участие принимают родители наших воспитанников (исполняю роли, готовят атрибуты, оказывают помощь в оформлении зала, совместная разработка и корректировка сценария праздника, развлечения):
- праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «День рождения», «Лучшая семья моя»,
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»,
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»,
- вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,
- выпуск газет, журналов: экологическая газета «Здоровая планета»; информационно – познавательная и развлекательная «Гномики», «Крупицы педагогической мудрости»,
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,
- спектакли
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, педагогами ДОУ разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, в нашем ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Главное в работе педагога – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственному воспитанию ( из опыта работы).
В данном материале представлени опыт работы по нравственному воспитанию, поставлены и раксрыты задачи. Первая и основная задача - это воспитание уважения к старших, родителям и свертсникам, кото...
Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемлемая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)
В работе отражен раздел "Методическая работа" в контексте "Повышение профессиональныъ компетеций педагогов через ИКТ в условиях ФГОС"...
«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)
Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...
Организация работы с родителями в современном ДОУ в рамках ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Организация работы с родителями в ДОУ из опыта работы...
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Система работы по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО
Определены общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, основные задачи сотрудничества, принципы отбора содержания непрерывного образования, психолого-педагогические условия...