Консультация на тему: "Создание экологического проекта"
консультация

Гладченко Ольга Ивановна

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на разработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Создание экологического проекта»

Следует заметить, что в экологическом образовании метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано в частности с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с большим удовольствием и активным интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на разработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.

Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.

Проектная деятельность для педагогов- одна из форм организации воспитательно- образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.

Основная цель проектной деятельности - это создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогических знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).

Рекомендации педагогу по работе с дошкольниками в рамках экологического проекта.

  • Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект- это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
  • Детям необходима свобода выбора. Кто –то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т.д. Свобода выбора реализуется также при определении объекта исследований. Ребенок должен почувствовать, что это именно его выбор. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях ребенка появляется его индивидуальность. Исследования, организованные в разных группах, будут различными. Их интересно обсуждать, сравнивать. В процессе реализации проекта ярко проявляются характеры детей, их психологические особенности.
  • Относитесь к наблюдениям детей серьезно. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Как можно чаще хвалите их: похвала взрослого- прекрасный стимул для них.
  • Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то не правильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то сделал ошибочный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов ненавязчиво вместе с ребенком проанализируйте его выводы, чтобы он сам понял, в чем не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко свести на нет повелительным окриком, указанием на ошибки, повышенной требовательностью. Ребенок не должен бояться ошибаться!
  • Старайтесь избегать надзирательства, морализаторства. Дети ничего не должны- это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.
  • Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества- залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прерывать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка, в конце концов согласитесь с ним.
  • В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств - и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к проблеме. Именно в этом возрасте дети после специальной подготовки способны воспринимать объекты растительного мира как живые существа. Ведь и в сказках многие растения ведут себя как живые существа.
  • Помогайте видеть необыкновенное в повседневном. В процессе изучения объекта, явления, на которое ребенок раньше не обращал внимания, они открываются для него в новом качестве, он узнает много нового, неожиданного, необыкновенного.
  • Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе.
  • Необходимо помнить о личной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Исследуя предмет, им хочется доказать, что он – самый лучший, самый необыкновенный. Поддерживайте в них эту уверенность. Ребенок должен чувствовать ответственность за свой объект, уметь передать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.
  • Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых объектах исследования в заданной области.
  • Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.
  • Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют различные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи: им просто хочется придумать что-нибудь такое, что сделало бы их объект исследования особенным. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
  • Важно творчески развивать идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.
  • Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка. Многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми; им нужно помочь выбрать предмет исследования, оформить вместе с ребенком альбом наблюдений, рассказать о своем опыте проектной деятельности. Тем самым работа в рамках проекта способствует формированию и поддержанию семейных традиций, совместной работе детей и родителей.

Что же подразумевает  «экологический проект»? Прежде всего, решение определенной задачи в процессе исследования. Масштаб задачи может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желанием детей, а также содержанием образовательных программ конкретного детского сада. Заметим: любой проект должен органично вписываться в общее образовательное пространство дошкольного учреждения.

Список используемой литература: И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду; И.М. Бушнева «Педагогические советы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофу...

Консультация на тему «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».

В консультации говорится о здоровьесберегающих технологиях как о средствах обеспечения физического, психологического и социального благополучия  ребенка. Затрагиваются  вопросы просвещения р...

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...

Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...

Консультация на тему "Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста"

   Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка....

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека...