Педагогический совет "Экология и мы"
учебно-методический материал (младшая группа)

ЯНБЕРДИНА МИЛЯУША АМИРОВНА

Педагогический совет с педагогами МАДОУ д-с "Солнышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-_pedsovet_ekologiya_na_30.11.2017.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 2                                                                                            От   30 ноября 2017 года

Тема: «От разнообразия форм к качеству воспитания».                              (экологическое воспитание)

Ст.воспитатель Янбердина М.А.

Цель: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу личности, способствовать формированию профессиональных качеств педагога. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, цветок с лепестками.

                                               План педсовета

  1. Вступительное слово старшего воспитателя Янбердиной М.А. Итоги тематического контроля «Организация деятельности экологического воспитания в ДОУ».
  2. Девичьи посиделки:

- «Разминка»

- «Знайка»

- «Читай-ка» 

 - «Отвечайка» 

- «Рассуждай-ка»

- «Поиграй-ка»

- «Угадайка»

- «Вспоминайка»

- «Фантазийка»

3. «Обучай-ка» мастер-класс «Лепбук по экологии» воспитатель                   Гибадатова В.З.

4. Подведение итогов педсовета, награждение победителей принятие решения.

Ход педсовета:

Вступительное слово 

Удивительный мир природы – он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Когда – то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели-

Это в моих руках.

В. Сухомлинский.

  1. Итоги тематического контроля «Экологическое воспитание»

  1. РАЗДЕЛИТЕСЬ НА КОМАНДЫ.                                                                       - Перед Вами полянки, но почему-то без цветов. Мы должны с вами сегодня посадить цветы на полянки, чтобы наши полянки расцвели.

Сегодня у нас необычный педсовет - «ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ»

Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. 

1 – лепесток «РАЗМИНКА»

(Отрывается первый лепесток)

А вы уважаемые педагоги, что вы знаете о природе, просим вас ответить на простые вопросы.

Вопросы:

- Зачем белке длинный и пушистый хвост?

(для чего нужен белкам хвост – для «полетов». Во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом-крылом, с помощью которого белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.)

- Дым столбом, какую погоду предвещает?

- Лягушки расквакались к чему?

- Почему стриж никогда не садится на землю?

(Стрижи не могут ни ходить, ни плавать: их ноги не приспособлены ни к какому виду передвижения. В лучшем случае, оказавшись вдруг на земле, стриж сможет проползти несколько метров. Даже взлететь с земли он не способен, так как крылья слишком длинные, а ноги — слишком короткие. Единственное исключение — чёрные стрижи, они могут подпрыгнуть, чтобы взлететь.
Стрижи питаются «воздушным планктоном» — мелкими летающими насекомыми. Они пьют, моются и спариваются в полёте. А для того, чтобы оставить потомство, вьют гнёзда под крышами или в стенах. Стрижи
 живут около 20 лет, и все эти годы проводят в небе.)

- Откуда божья коровка получила свое название?

 Ответ: По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое название. А коровкой она называется потому, что в минуту опасности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко

2 лепесток – «ЗНАЙКА»

Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

Что же такое экологическое  воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.

Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
      – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
      – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

  • Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

  • Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
–сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

3 лепесток – «ЧИТАЙКА»

Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова

2. Назовите пословицы и поговорки о природе.

3. Вспомните и назовите народные приметы.

4. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

5. Из какого произведения эти строки и кто автор:

 «…Побывал я на пиру, у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде у мохнатого медведя… » С. Маршак «Где обедал воробей?»

4 лепесток -«ОТВЕЧАЙКА».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:

1. встревоженного кота;

2. грустного пингвина;

3. восторженного кролика;

4. разгневанного поросенка,

5 Лепесток «РАССУЖДАЙКА» - решение пед.ситуаций.

1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.

— Это еще что за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:

— Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?   (Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

 2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?   (Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс: «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках? »).

6 лепесток – «ПОИГРАЙКА»

Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть!

Конкурс песен о животных, растениях, природе (по 1 куплету).

Кто споет больше песен.

7 лепесток «УГАДАЙКА».

Угадать название картины и художника.

Назовите художников?

И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Март»

А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»

А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

И.И.Шишкин «Рожь», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубовая роща»

А.А. пластов «Первый снег»

8 лепесток «Вспоминайка»

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

Какие методы используются для экологического воспитания детей?

(Наглядные, практические, словесные.)

Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию?

• Наш дом – природа. Н. Рыжова                                                                                                • Юный эколог. С. Николаева                                                                                                      • Семицветик. Ашиковы                                                                                                                     • Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.

9 лепесток «Фантазийка».

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.Любишь кататься – люби и саночки возить.

5.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

6. Яблоко от яблони недалеко падает.

10 Лепесток «Решай-ка». 

Этот лепесток предлагает вам решить кроссворд

В кроссворде, который вам предстоит разгадать зашифрованы названия растений

которые есть в детском саду. Участникам предлагается разгадать кроссворд «Растения рядом с нами»

1.В слове ФОКУС букву О

Замени в мгновенье -

И узнаешь ты его.

Назови растение. (Фикус.)

2.Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки малолетки.

В нитях зеленых растения – детки. (Хлорофитум.)

3.Среди листьев огоньки –

Ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ.

Много он водички пьет.

А как правильно назвать –

Постарайся угадать. (Бальзамин.)

4 У меня растет лиана

В кадке около дивана.

Листья у нее резные,

В них окошечки сквозные. (Монстера.)

5.Из листка – на удивленье –

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок – не жалко,

Будет новая… (Фиалка)

6.Весь в колючках некрасивый,

Но однажды всем на диво

Летом начал он цвести –

Так, что глаз не отвести. (Кактус.)

7.В нашей комнате растет,

Никогда он не цветет.

Листья у него как перья,

А в народе есть поверье –

Где в лесу он зацветет,

Человек там клад найдет. (Папортник.)

8.Стебли древовидные,

Листья мочевидные.

Может он живет сто лет?

Что вы скажете в ответ? (Алоэ)

9.Пахнут стебли и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты по раньше утром встань

И полей свою … (Герань)

 ИТОГ: Каждая команда посадила на своей полянке цветы

Рефлексия  в форме «синквейн».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.

Синквейн – это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе общения, изучения какой-то темы, её обсуждения проверить, что находится у вас на уровне ассоциаций.

Дидактический синквейн

  • Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Я предлагаю вам для синквейна слово «Педсовет» (сегодняшний педсовет)

Проект решения педагогического совета:

  1. Деятельность ДОУ по экологическому воспитанию считать удовлетворительной.
  2. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему  дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  • Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.

       Срок исполнения: постоянно.

               Ответственные: воспитатели.

  1. Подготовить лепбуки по экологическому воспитанию.

Срок до 15 декабря 2017 года.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...