Проект "Особенный ребенок"
проект на тему
Современная система дошкольного образования все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса.
Однако, на сегодняшний день, в массовых детских садах, процесс обучения и воспитания преимущественно осуществляется со всеми детьми одновременно и ориентируется на средний уровень развития ребенка данного возраста, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.
В связи с этим возникает проблема реализации принципа индивидуализации в образовательном учреждении общеразвивающего вида: как достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех детей по-разному?
Анализируя исследования и имеющийся по данной проблеме опыт, мы пришли к выводу, что в современных условиях решению проблемы индивидуализации дошкольного образования в наибольшей степени будет способствовать организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей в процессе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osobennyy_rebenok.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевой проект «Особенный ребенок»
Проблема. Современная система дошкольного образования все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса.
Анализ функционирования системы дошкольного образования последних лет показывает, что условия нормального развития ребёнка оказывались нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что часто приводило к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. До недавнего времени в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделялось изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития, средств и способов поддержки детской инициативы.
С введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главная цель которого - формирование успешной личности.
Данный факт послужил основанием для стандартизации дошкольного образования.
Одним из основных достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка, он призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Сквозной нитью в стандарте проходит идея индивидуализации образовательного процесса.
Иными словами, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на переориентацию с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с траекторией развития каждого из воспитанников, с учётом их способностей и возможностей.
Однако, на сегодняшний день, в массовых детских садах, процесс обучения и воспитания преимущественно осуществляется со всеми детьми одновременно и ориентируется на средний уровень развития ребенка данного возраста, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.
В связи с этим возникает проблема реализации принципа индивидуализации в образовательном учреждении общеразвивающего вида: как достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех детей по-разному?
Анализируя исследования и имеющийся по данной проблеме опыт, мы пришли к выводу, что в современных условиях решению проблемы индивидуализации дошкольного образования в наибольшей степени будет способствовать организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей в процессе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Цель: создать условия для индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития.
Задачи:
1. Создание психолого-педагогических условий для индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития, обеспечения равных возможностей получения качественного образования в дошкольной образовательной организации.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов по обеспечению индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития.
3. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, как одного из условий индивидуального сопровождения воспитанников.
4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в процессе индивидуального сопровождения детей.
План мероприятий по реализации проекта
I этап. Организационно-подготовительный (2017-2018 год)
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта | Март 2017 г. | Старшие воспитатели |
2 | Анализ и отбор технологий, методик и критериев оценки достижений воспитанников или выявления личностных проблем. Проведение диагностики | Март – май 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
3 | Совершенствование материально-технической базы для реализации проекта; приобретение необходимого оборудования, инвентаря и учебных, наглядных пособий | В течение всего этапа | Директор, зам. директора по АХЧ, старшие воспитатели |
4 | Разработка планов методической работы по подготовке педагогических кадров к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития | Июнь 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
5 | Разработка документации, регламентирующей деятельность педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с разным уровнем развития | Июнь 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
6 | Анализ психолого-педагогических условий ДОУ для осуществления индивидуального сопровождения воспитанников в соответствии с ФГОС: - наблюдения за организацией педагогического процесса с целью выявления уровня индивидуального сопровождения воспитанников, - анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности качеством образовательной деятельности в ДОУ, - наблюдение за организацией педагогического процесса с целью анализа соответствия требованиям используемых в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, - наблюдения за организацией педагогического процесса с целью выявления условий для создания социальной ситуации развития детей | Апрель-май 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели |
7 | Анализ кадровых условий ДОУ для осуществления индивидуального сопровождения воспитанников в соответствии с ФГОС: Анкетирование педагогов с целью: - выявления уровня их профессиональной компетенции в вопросах ФГОС ДО, - выявления уровня обеспечения индивидуального сопровождения детей в ходе реализации ФГОС | Май 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
8 | Анализ соответствия развивающей предметно-пространственной среды условиям, необходимым для индивидуального сопровождения воспитанников. Контроль состояния предметно-пространственной среды в группах, кабинетах ДОУ и на прогулочных площадках | Май 2017 г. | Директор, зам. директора по АХЧ, старшие воспитатели, специалисты |
9 | Расширение спектра платных дополнительных образовательных услуг способствующих развитию детей | До 01.09.2017 г. | Старшие воспитатели, организатор ПДУ |
10 | Организация обучающих семинаров для сотрудников детского сада по вопросам по организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанников с разным уровнем развития в рамках реализации ФГОС ДО | Апрель-август 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
11 | Организация консультаций с педагогом-психологом по проблемам индивидуального сопровождения детей с проблемами в развитии | Апрель-август 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
12 | Тематическое обсуждение публикаций по организации индивидуального сопровождения воспитанников в процессе реализации ФГОС ДО в научно-методической литературе и периодических изданиях | Май 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
13 | Создать Службу психолого-педагогического сопровождения детей в МАДОУ | Май 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог |
14 | Разработать модели индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития (одаренных, с адекватным возрасту развитием и с детьми, требующими коррекции) | Март – апрель 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели |
15 | Разработка программ индивидуального сопровождения детей инвалидов | До 01 сентября 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели |
16 | Внесение изменений в образовательную программу МАДОУ в части организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития | До 01 сентября 2017 г. | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели |
17 | Информирование родителей (законных представителей) об организации и реализации индивидуального сопровождения детей через наглядную информацию, сайт, проведение родительских собраний | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели |
II этап. Основной (2018-2019 г.г.)
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные | Финансовое обеспечение |
1 | Внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов развития детей | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
2 | Мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов и программ | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
3 | Организация взаимодействия с социальными партнерами по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
4 | Организация аттестации педагогических кадров | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
5 | Оценка состояния предоставления платных дополнительных образовательных услуг | Апрель 2018, апрель 2019 | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
6 | Проведение педагогического совета: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с разными потребностями в развитии» | Март 2019 | Директор, старшие воспитатели | Без финансового обеспечения |
7 | Организация консультаций и семинаров по вопросам организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения: - «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с разными потребностями развития в условиях ДОУ» - Адресные консультации для воспитателей всех возрастных групп «Психологические особенности детей дошкольного возраста». - «Способы поддержки детской инициативы» | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
8 | Открытый просмотр организованной образовательной деятельности: - Организация совместной деятельности с детьми, имеющими проблемы развития - Организация непосредственно образовательной деятельности с учетом индивидуальных личностных особенностей и резервных возможностей каждого ребенка. - Организация совместной деятельности с одаренными детьми | Апрель 2018, апрель 2019 | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
9 | Разработка ежедневного календарного планирования на возрастные группы с учетом особенностей индивидуального сопровождения воспитанников | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
10 | Разработка методических материалов для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: - Виды детской одаренности - Методика оценки детской одаренности - Портрет одаренного ребенка | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
11 | Разработка методических материалов для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями (требующими коррекции): - Критерии оценки особенностей развития детей с проблемами в развитии. - Система сопровождения детей с проблемами в развитии - Портреты детей с различными проблемами в развитии | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
12 | Создание ЭОР для образовательной деятельности по разным образовательным областям способствующей осуществлению индивидуального сопровождения дошкольников | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
13 | Участие в конференциях, семинарах, вебинарах, «круглых столах» и других формах взаимодействия по вопросам осуществления индивидуального сопровождения дошкольников в рамках введения ФГОС ДО муниципального, республиканского и всероссийского уровня | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
14 | Индивидуальное консультирование родителей по личностным проблемам детей | В течение реализации этапа проекта | Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
III этап. Аналитико-информационный (2020 г.)
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные | Финансовое обеспечение |
1 | Анализ готовности ДОУ к осуществлению индивидуального сопровождения воспитанников в соответствии с ФГОС ДО | Январь 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
2 | Анализ эффективности модели индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития (одаренных, с адекватным возрасту развитием и с детьми, требующими коррекции) | Январь-март 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
3 | Анализ эффективности программ индивидуального сопровождения детей | Январь-март 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
4 | Проведение итоговых родительских собраний по проблеме осуществления индивидуального сопровождения детей в процессе образовательной деятельности | Май 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
5 | Анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности работой ДОУ и учета педагогами индивидуальных особенностей каждого ребенка | Май 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
6 | Обобщение итогов работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта «Особенный ребенок» | Август-декабрь 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
7 | Оформление методических материалов наработанных в ходе реализации проекта | Август-декабрь 2020 | Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели | Без финансового обеспечения |
Ожидаемые результаты:
- Наличие модели индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития (одаренных, с адекватным возрасту развитием и с детьми, требующими коррекции);
- Наличие программы индивидуального сопровождения детей в каждой возрастной группе.
- Наличие психолого-педагогической службы сопровождения детей с разным уровнем развития.
- Увеличение количества педагогов, обладающих профессиональной компетентностью, позволяющей проектировать индивидуальное сопровождение детей группы до 70%.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ, позволяющей обеспечивать полноценное развитие детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями каждого из них и наличие критериев ее оценки.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в процессе индивидуального сопровождения детей.
- Приведение в соответствие с ФГОС ДО образовательной программы дошкольного образования, предусматривающей индивидуальное сопровождение детей в каждом разделе программы.
- Наличие разработанных методических рекомендаций:
- по разработке программ индивидуального сопровождения детей,
-по организации практической деятельности по индивидуальному сопровождению детей,
- по организации методической работы с кадрами с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по обеспечению индивидуального сопровождения детей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...