Проект "Особенный ребенок"
проект на тему

Современная система дошкольного образования все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса.

Однако, на сегодняшний день, в массовых детских садах, процесс обучения и воспитания преимущественно осуществляется со всеми детьми одновременно и ориентируется на средний уровень развития ребенка данного возраста, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.

В связи с этим возникает проблема реализации принципа индивидуализации в образовательном учреждении общеразвивающего вида: как достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех детей по-разному?

Анализируя исследования и имеющийся по данной проблеме опыт, мы пришли к выводу, что в современных условиях решению проблемы индивидуализации дошкольного образования в наибольшей степени будет способствовать организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей в процессе освоения образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osobennyy_rebenok.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Целевой проект «Особенный ребенок»

Проблема. Современная система дошкольного образования все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса.

Анализ функционирования системы дошкольного образования последних лет показывает, что условия нормального развития ребёнка оказывались нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что часто приводило к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. До недавнего времени в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделялось изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития, средств и способов поддержки детской инициативы.

С введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главная цель которого - формирование успешной личности.

Данный факт послужил основанием для стандартизации дошкольного образования.

Одним из основных достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка, он призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.  Сквозной нитью в стандарте проходит идея индивидуализации образовательного процесса.

Иными словами, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на переориентацию с массовой фронтальной работы на групповую,  парную,  индивидуальную в соответствии с траекторией развития каждого из воспитанников, с учётом их способностей и возможностей.

Однако, на сегодняшний день, в массовых детских садах, процесс обучения и воспитания преимущественно осуществляется со всеми детьми одновременно и ориентируется на средний уровень развития ребенка данного возраста, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.

В связи с этим возникает проблема реализации принципа индивидуализации в образовательном учреждении общеразвивающего вида: как достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех детей по-разному?

        Анализируя исследования и имеющийся по данной проблеме опыт, мы пришли к выводу, что в современных условиях решению проблемы индивидуализации дошкольного образования в наибольшей степени будет способствовать организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей в процессе освоения образовательной программы дошкольного образования.

Цель: создать условия для индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития.

Задачи:

1. Создание психолого-педагогических условий для индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития, обеспечения равных возможностей получения качественного образования в дошкольной образовательной организации.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов по обеспечению индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития.

3. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, как одного из условий индивидуального сопровождения воспитанников.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в процессе индивидуального сопровождения детей.

План мероприятий по реализации проекта

I этап. Организационно-подготовительный (2017-2018 год)

Мероприятие

Срок

Ответственные

1

Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта

Март 2017 г.

Старшие воспитатели

2

Анализ и отбор технологий, методик и критериев оценки достижений воспитанников или выявления личностных проблем. Проведение диагностики

Март – май

2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

3

Совершенствование материально-технической базы для реализации проекта; приобретение необходимого оборудования, инвентаря и учебных, наглядных пособий

В течение всего этапа

Директор, зам. директора по АХЧ, старшие воспитатели

4

Разработка планов методической работы по подготовке педагогических кадров к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития

Июнь

2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

5

Разработка документации, регламентирующей деятельность педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с разным уровнем развития

Июнь

2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

6

Анализ психолого-педагогических условий ДОУ для осуществления индивидуального сопровождения воспитанников в соответствии с ФГОС:

- наблюдения за организацией педагогического процесса с целью выявления уровня индивидуального сопровождения воспитанников,

- анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности качеством  образовательной деятельности в ДОУ,

- наблюдение за организацией педагогического процесса с целью анализа соответствия требованиям используемых  в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,

- наблюдения за организацией педагогического процесса с целью выявления условий для создания социальной ситуации развития детей

Апрель-май 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

7

Анализ кадровых условий ДОУ для осуществления индивидуального сопровождения воспитанников в соответствии с ФГОС:

Анкетирование педагогов с целью:

- выявления уровня их профессиональной компетенции в вопросах ФГОС ДО,

- выявления уровня обеспечения индивидуального сопровождения детей в ходе реализации ФГОС

Май 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

8

Анализ соответствия развивающей предметно-пространственной среды условиям, необходимым для индивидуального сопровождения воспитанников.

Контроль состояния предметно-пространственной среды в группах, кабинетах ДОУ и на прогулочных площадках

Май 2017 г.

Директор, зам. директора по АХЧ, старшие воспитатели, специалисты

9

Расширение спектра платных дополнительных образовательных услуг способствующих развитию детей

До 01.09.2017 г.

Старшие воспитатели, организатор ПДУ

10

Организация обучающих семинаров для сотрудников детского сада по вопросам по организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанников с разным уровнем развития в рамках реализации ФГОС ДО

Апрель-август 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

11

Организация консультаций с педагогом-психологом по проблемам индивидуального сопровождения детей с проблемами в развитии

Апрель-август 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

12

Тематическое обсуждение публикаций по организации индивидуального сопровождения воспитанников в процессе реализации ФГОС ДО в научно-методической литературе и периодических изданиях

Май 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

13

Создать Службу психолого-педагогического сопровождения детей в МАДОУ

Май 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог

14

Разработать модели индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития (одаренных, с адекватным возрасту развитием и с детьми, требующими коррекции)

Март – апрель

2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

15

Разработка программ индивидуального сопровождения детей инвалидов

До 01 сентября 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

16

Внесение изменений в образовательную программу МАДОУ в части организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития

До 01 сентября 2017 г.

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

17

Информирование родителей (законных представителей) об организации и реализации индивидуального сопровождения  детей через наглядную информацию, сайт, проведение родительских собраний

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

II этап. Основной (2018-2019 г.г.)

Мероприятие

Срок

Ответственные

Финансовое обеспечение

1

Внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов развития детей

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

2

Мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов и программ

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

3

Организация взаимодействия с социальными партнерами по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем развития

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

4

Организация аттестации педагогических кадров

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

5

Оценка состояния предоставления платных дополнительных образовательных услуг

Апрель 2018,

апрель 2019

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

6

Проведение педагогического совета:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с разными потребностями в развитии»

Март 2019

Директор, старшие воспитатели

Без финансового обеспечения

7

Организация консультаций и семинаров по вопросам организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения:

- «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с разными потребностями развития в условиях ДОУ»

-  Адресные консультации для воспитателей всех возрастных групп «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

- «Способы поддержки детской инициативы»

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

8

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности:

-  Организация совместной деятельности с детьми, имеющими проблемы развития

- Организация непосредственно образовательной деятельности с учетом индивидуальных личностных особенностей и резервных возможностей каждого ребенка.

- Организация совместной деятельности с одаренными детьми

Апрель 2018,

апрель 2019

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

9

Разработка ежедневного календарного планирования на возрастные группы с учетом особенностей индивидуального сопровождения воспитанников

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

10

Разработка методических материалов для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:

- Виды детской одаренности

- Методика оценки детской одаренности

- Портрет одаренного ребенка

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

11

Разработка методических материалов для организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями (требующими коррекции):

- Критерии оценки особенностей развития детей с проблемами в развитии.

- Система сопровождения детей с проблемами в развитии

- Портреты детей с различными проблемами в развитии

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

12

Создание ЭОР для образовательной деятельности по разным образовательным областям способствующей осуществлению индивидуального сопровождения дошкольников

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

13

Участие в конференциях, семинарах, вебинарах, «круглых столах» и других формах взаимодействия по вопросам осуществления индивидуального сопровождения дошкольников в рамках введения ФГОС ДО муниципального, республиканского и всероссийского уровня

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

14

Индивидуальное консультирование родителей по личностным проблемам детей

В течение реализации этапа проекта

Старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

III этап. Аналитико-информационный (2020 г.)

Мероприятие

Срок

Ответственные

Финансовое обеспечение

1

Анализ готовности ДОУ к осуществлению индивидуального сопровождения воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

Январь

2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

2

Анализ эффективности модели индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития (одаренных, с адекватным возрасту развитием и с детьми, требующими коррекции)

Январь-март 2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

3

Анализ эффективности  программ индивидуального сопровождения детей

Январь-март 2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

4

Проведение итоговых родительских собраний по проблеме осуществления индивидуального сопровождения детей в процессе образовательной деятельности

Май 2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

5

Анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности работой ДОУ и учета педагогами индивидуальных особенностей каждого ребенка

Май 2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

6

Обобщение итогов работы дошкольного образовательного учреждения  по реализации проекта «Особенный ребенок»

Август-декабрь 2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

7

Оформление методических материалов наработанных в ходе реализации проекта

Август-декабрь 2020

Директор, старшие воспитатели, педагог-психолог, воспитатели

Без финансового обеспечения

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие модели индивидуального сопровождения детей с разным уровнем развития (одаренных, с адекватным возрасту развитием и с детьми, требующими коррекции);
  2. Наличие  программы индивидуального сопровождения детей в каждой возрастной группе.
  3. Наличие психолого-педагогической службы сопровождения детей с разным уровнем развития.
  4. Увеличение количества педагогов, обладающих профессиональной компетентностью, позволяющей проектировать индивидуальное сопровождение детей группы  до 70%.
  5. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ, позволяющей обеспечивать полноценное развитие детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями каждого из них и наличие критериев ее оценки.
  6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в процессе индивидуального сопровождения детей.
  7. Приведение в соответствие с ФГОС ДО образовательной программы дошкольного образования, предусматривающей индивидуальное сопровождение детей в каждом разделе программы.
  8. Наличие разработанных методических рекомендаций:

- по разработке программ индивидуального сопровождения детей,

-по организации практической деятельности по индивидуальному сопровождению детей,

- по организации методической работы с кадрами с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по обеспечению индивидуального сопровождения детей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...