Социальное партнерство в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
статья на тему
Проблема организации социального партнерства в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_m.a.-statya.docx | 12.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
Что такое социальное партнерство?
ТК РФ ст. 23 трактует данное понятие как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Для дошкольных организаций данное понятие можно трактовать как инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.
ТК РФ также дает понятие об основных принципах социального партнерства, а конкретнее это можно увидеть в статье 24:
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сегодня дошкольное образование выступает в качестве начального уровня общего образования, на основе зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года приказа "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.
В период с 30.11.2018 по 27.12.2018, была проведена экспертиза реализации социально партнерства ДОО в городе Санкт-Петербург. В экспертизе участвовали государственные бюджетные дошкольные образовательные учреждения в двух районах города, Невском и Центральном.
Социальными партнерами ДОО Невского района, на официальном сайте обозначены 8 некоммерческих организаций. В них входят учреждения культуры, учреждения образования, учреждения полиции. На официальном сайте не представлены договоры о социальном партнерстве, а также нет информации о сроках реализации социального партнерства, права и обязанности сторон. Все результаты социального партнерства представлены только с одной стороной, а именно ДОО. На официальных сайтах “партнеров” указанных на сайте ДОО нету информации о сотрудничестве с данным образовательным учреждением.
На официальном сайте ДОО центрального района не представлено актуальной информации о социальном партнерстве, через сайт нет возможности узнать о существующих договорах, сроках реализации партнерства, а также о прошедших мероприятиях (некоторая информация доступна лишь в коротких очерках и нескольких фотографиях).
По какой причине возникают данные проблемы? Почему социальное партнерство заявлено в данных организациях, а на практике мы его не видим?
1 причина- это неумение определять круг социальных партнеров для взаимодействия. Большинство ДОО при планировании социального партнерства опирается на устоявшиеся взаимосвязи. Практически каждая ДОО сотрудничает с библиотекой и отделом полиции. Некоторые руководители не учитывают уникальность и ресурсы своей организации. В реальности перед организацией социального партнерства руководитель ДОО должен определить уникальность своей организации, провести анализ социального окружения детского сада. И исходя из данных показателей продумывать социальное партнерство.
2 причина-это отказ ДОО от партнерства с коммерческими организациями. Руководители ошибочно полагают, что директорам коммерческих организаций за партнерство придется платить, в реальности все наоборот. В рамках исследования мы отправили запрос на сотрудничество с коммерческим бассейном. Руководство бассейна быстро приняло запрос в обработку, после звонка администрации и уточнения деталей, запрос был отправлен директору, который также ответил незамедлительно. Следовательно можно сделать вывод, что коммерческих организаций бояться не следует.
3 проблема-это подготовка нормативно-правовой базы.
А именно подготовка следующих документов:
1.Договор между учреждениями о социальном партнерстве.
Договор необходим для обоснования социального партнерства, для понимания обеими сторонами цели партнерства, своих прав и обязанностей, мер ответственности.
2. Положение о социальном партнерстве.
Дает более детализированную информацию о формах, моделях, результате социального партнерства.
3. Анкетирование/опрос для педагогов/специалистов ДОО с целью выявления интересов, пожеланий, затруднений (диагностическая карта участия)
Позволяет выявить сильные стороны сотрудников ДОО; на основании анкетирования можно принимать решение о создании активной группы, которая будет обеспечивать взаимодействие с партнерами.
Анкеты не являются обязательными для организации социального партнерства и могут отсутствовать.
4. Приказ о назначении активной группы
Данный приказ позволяет делегировать полномочия (определяются целью партнерства) конкретной группе людей, определяет степень ответственности и права и обязанности каждого члена группы, а также способы поощрения/вознаграждения членов группы.
5. Распоряжения о применении ресурсов
Данное распоряжение предполагает техническую подготовку ресурсов, которые будут необходимы для обеспечения реализации плана по социальному партнерству, а также обеспечивающие связь с партнерами.
6. Дорожная карта/годовой план/Программа социального партнерства.
Предполагает планирование совместной работы с определением целей, задач, форм, методов с учетом годовых задач дошкольной организации и партнеров, с описанием проектов, их обоснование. Исходя из Программы, можно судить о степени реализации социального партнерства. Здесь должны быть запланированы совместные проекты, встречи, семинары, мастер-классы, конференции и т.д., график совместных встреч.
7. Протоколы совместных встреч, листы регистрации.
Данные документы подтверждают проведение совместных работ.
9. Оформление методических рекомендаций, разработок, инновационных продуктов и т.д.
Результат социального партнерства.
10. Итоговое анкетирование/опросник по результатам совместной работы.
Анализ итогов работы. Позволяет определить степень удовлетворенности социальным партнерством.
Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования - это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного договора или соглашения на определенный период времени, направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.
Таким образом, современная система образования существует в век активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развитие современной модели образования через систему социального партнерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:" Cемья как объект социально – педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения"
Цель: профилактика семейного неблагополучия, выработка наиболее эффективных методов и приемов работы воспитателя с воспитанниками из неблагополучной семьи....
Партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в логопедической работе.
Консультация учителя-логопеда для родителей....
«Организация игрового сеанса с детьми в процессе социальной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Мастер-класс для повышения мастерства педагогов-психологов через педагогическое общение с применением нетрадиционных арт-терапевтических техник в процессе игрового сеанса для успешной адаптации к усло...
Презентация Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 комбинированного вида Приморского района г. С-Петербург «День здоровья» Подготовительная группа
Использование всех форм занятий физической культурой, игрушек и пособий, гибкость в применении методических приемов активно влияет на формирование у детей потребности ежедневно выполнять...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...
Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....