Развитие одаренных детей в современных условиях образования
консультация на тему

Лютикова Марина Борисовна

Развитие одаренных детей в современных условиях образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие одаренных детей в современных условиях образования.

Сегодня, когда в нашем современном государстве происходят  новые экономические преобразования, развиваются новые, инновационные технологии, приоритетным является развитие духовно-нравственного общества, поэтому государство нуждается в людях способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать.

Поэтому важной задачей современного образовании в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.                                                                                                 Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.                                                  Дошкольный возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям?

            В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность».

Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.

Второй термин – «детская одаренность» напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально – творческий потенциал.

«Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться». (Эйнштейн А.)

Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Доказано, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны; что все дары природы можно и нужно развивать. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, становится приоритетной задачей современного общества.  Главным принципом  работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.                                                                                        При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;
  • наличие образовательной системы.

Для решения поставленных задач педагог должен использовать  разнообразные способы и приемы.  

Также развитию способностей детей дошкольного возраста помогают  дополнительные кружки, при которых создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала. Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.  

Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, должны уделять особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.

Использовать разнообразные формы работы с родителями одарённых детей: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации, экскурсии.

Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми–это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной  образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная  любознательность и потребност...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...