Проектирование программы развития ДОУ (методические рекомендации)
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_dou_metod.rekomendatsii.docx | 95.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №234
«Детский сад комбинированного вида»
Программа развития дошкольной
образовательной организации
(методические рекомендации)
Исполнитель: Боркова Ольга Евгеньевна, Старший воспитатель МАДОУ № 234, г. Кемерово | |
Кемерово 2018
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Теоретические аспекты написания программы развития образовательного учреждения | |
1.1. | 10 | |
1.2. | Основные подходы к разработке программы развития в научной литературе | 16 |
2. | Технология разработки программы развития образовательного учреждения | |
2.1. | Алгоритм разработки программы развития образовательного учреждения | 22 |
2.2. | Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольного образовательного учреждения | 35 |
Заключение | 40 | |
Список литературы | 41 | |
Приложение 1. План разработки программы развития ДОУ | 45 | |
Приложение 2. Экспертное заключение программы развития ДОУ | 48 | |
Приложение 3. Сведения о педагогических работниках | 52 | |
Приложение 4. Таблица, дающая характеристику социального состава семей | 55 |
Введение
Повышение качества системы российского образования связывается в настоящее время с ее всесторонней модернизацией. Период до 2015 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.
Более 90% образовательных учреждений Российской Федерации, по данным социологических исследований, охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. Особенно в последнее десятилетие в учреждениях образования, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Это количественная статистика. Вместе с тем качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и не подготовлены. В итоге получается либо традиционный «план мероприятий», либо сложное «произведение искусства», созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им. Все это деформирует инновационные процессы в сфере образования. На наш взгляд, основным условием, способствующим переводу школы в режим развития, являются наличие концепции и программы развития образовательного учреждения.
Программа развития - важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности. Программа развития является документом прогностической информации о развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса Тем документом, который способен создать условия для изменения в инфраструктуре школы, обеспечивающим
реализацию образовательной программы, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образовательного процесса.
Объект исследования: программа развития Образовательного Учреждения (ОУ).
Предмет: технология разработки программы развития ОУ.
Цель:т описание технологии разработки программы развития образовательного учреждения в современных условиях.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по вопросу технологии разработки программы развития образовательного учреждения;
- Описать структуру данного документа;
- Рассмотреть алгоритм работы над программой развития;
- Разработать методические рекомендации к написанию программы развития дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость работы – вклад в «методическую копилку»
для внедрения инноваций в образовательный процесс.
Практическая значимость работы – создание методических рекомендаций руководителям, методическим работникам по написанию программы развития ДОУ.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические аспекты написания Программы развития образовательного учреждения
Программа развития образовательного учреждения: сущность,
структура
Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы ОО. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении.
Программа развития – документ, требующий большой аналитической работы. Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им. При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач [20]:
- Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете
меняющихся потребностей и задач).
- Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а
- концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
- Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.
Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации. Поэтому при разработке программы необходимо использовать специальную и достаточно жесткую структурированную технологию.
Лазарев В.С., Поташник М.М. в технологии разработки программ выделяют семь процедур [26]:
- Подготовку информационной справки о школе;
- Проблемный анализ состояния школы;
- Формирование концепции новой школы;
- Разработку стратегии и задач перехода к новой школе;
- Определение целей первого этапа построения новой школы;
- Разработку плана действий;
- Экспертизу программы
В программе Развития выделяют вспомогательные и основные элементы.
Вспомогательные:
- Оформление титульного листа.
- Краткую аннотацию документа.
- Информационную справку о школе.
- Приложения.
Основные разделы структуры программы [26]:
- Аналитико-прогностическое обоснование:
- данные об анализе и прогнозе изменений внешней среды и социального заказа школы;
- данные об анализе состояния и тенденции изменения школьной
системы, достигнутых результатах, сильных сторонах, конкурентных преимуществах;
- результаты проблемно-ориентированного анализа школы;
- совокупность приоритетных проблем школы.
- Концепция желаемого будущего состояния школы.
- Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в желаемое состояние.
В целом Структура программы развития ОУ представляет собой (М.М. Поташник, В.С. Лазарев) [26]
Информационная справка о школе (информация об исходном состоянии школы)
Проблемно ориентированный анализ (обосновывается выделение определённого перечня проблем развития)
Концепция новой школы
Стратегический план перехода к новой школе (описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам)
Цели реализации программы
План действий по достижению поставленных целей Ресурсное обеспечение программы развития
Организационный механизм управления реализацией программы Моисеев А., описывая традиции программно-целевого управления и
опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях, говорит в пользу такой структуры этого документа [15]:
- Введение.
- Информационная справка о школе.
- Блок аналитического и прогностического обоснования:
- анализ состояния и прогноз тенденций изменения:
- образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа;
- значимой для ОУ внешней социальной среды;
- ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа;
- анализ и оценка:
- достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;
- инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;
- первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, вероятного сопротивления изменениям;
- проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ее ключевые проблемы и их причины.
- Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния образовательного учреждения как системы:
- система ценностей школы, ее кредо, школьная философия, принципы жизнедеятельности, утверждаемые и воплощаемые в ходе преобразований;
- описание:
- миссии конкретного учебного заведения, его главных функций по отношению к учащимся и их развитию, социуму (в частности, к муниципальной образовательной системе), собственному персоналу;
- моделей выпускников (в связи с созданием в школе ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве);
- отнесение ОУ к тому или иному типу и виду, исходя из его миссии и моделей выпускника;
- концепция:
- новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств образовательного процесса и среды, их направленности, описание подходов к содержанию, технологии, структуре и организации образования (в обучении и внеучебной воспитательной работе);
- школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе;
- ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы, и систем ресурсообеспечивающей (финансовой, материально- технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей;
- обновленной управляющей системы школы с характеристикой ключевых свойств управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и структуры.
- Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние:
- стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;
- описание конкретных целей на первых шагах цикла развития;
- конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы;
- управление реализацией программы.
- Приложения.
Опыт образовательных учреждений, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсов «Лучшая школа России», показывает, что во всякой программе развития должны присутствовать следующие структурные компоненты:
- информационная справка о школе или анализ актуального состояния образовательного учреждения;
- анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению;
- описание миссии, целей и задач развития об разовательного учреждения;
- разработку концепции будущего состояния школы;
- проведение проблемно ориентированного анализа путей развития образовательного учреждения;
- планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреждения;
- оценка развития образовательного учреждения.
В целом, на сегодняшний день структура программы развития ОУ выглядит следующим образом [11]:
Паспорт программы развития (наименование программы; разработчики программы; цель и задачи программы; целевые показатели (индикаторы) реализации программы; сроки и этапы реализации программы; объёмы и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы).
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа (на основе проблемно ориентированного анализа).
Цель и задачи программы, целевые показатели и индикаторы эффективности реализации программы.
Обоснование ресурсного обеспечения программы.
Механизм реализации, организации управления и контроля за ходом реализации программы.
Критериальная база эффективности реализации программы и способ оценки планируемых результатов.
Перечень мероприятий программы (в табличном варианте)
Основные подходы к разработке программы развития в научной
литературе
Необходимость создания программ развития образовательного учреждения была осознана педагогической общественностью в конце XX - начале XXI века. Это было обусловлено важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. В настоящее время программа развития остается главным проектным документом, на основе которого работает любая школа РФ.
Первыми и на сегодняшний день основными специалистами в вопросе технологии создания программ развития ОУ являются известные специалисты в области управления образованием - кандидат психологических наук Валерий Семенович Лазарев и доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Марк Максимович Поташник. В 1993 году ими было составлено методическое пособие для руководителей образовательных учреждений «Как разработать программу развития школы» [ 26]. В этом авторы особое внимание уделяют организации инновационных процессов в школе и технологии управления ими, подготовке программ развития образовательных учреждений, построению новых организационных структур управления в школах, перешедших в режим развития, вопросам экономического обеспечения процессов развития, регистрации, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации развивающихся школ. И, впервые, в приложениях к книге приводятся методические материалы для разработки программ развития школ.
В настоящее время на страницах журналов «Методист», «Народное образование», «Практика административной работы в школе» и других постоянно появляются публикации на эту тему. Все работы можно сгруппировать по основному вопросу публикации.
Первое направление: рассматривает саму программу развития, как нормативно-управленческий документ.
Особый интерес вызывает работа А. И. Моисеева [16], который рассматривает программу развития как важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. По его мнению, Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы. Также он предлагает и свое видение структуры программы.
Программа обязательно должна содержать такие составляющие:
- аналитическое обоснование;
- постановка целей;
- постановка задач;
- выбор средств достижения целей (методы);
- содержание и последовательность важнейших действий по реализации;
- определение сроков действий и получения результатов;
- определение ответственных лиц [16].
Все авторы в своих работах приходят к выводу, что программа развития ОУ - главный стратегический документ, направленный на системное преобразование образовательного учреждения.
Второе направление: работы, рассматривающие технологию создания программы развития ОУ
Статья И.Сулима «Что необходимо для написания программ развития?» отвечает на вопрос что необходимо и достаточно для написания программ развития [24].
В этой связи интересна консультация «Как написать программу развития школы» [19], в которой представлена структура программы со всеми разделами. Представленный материал носит теоретический и практический характер.
Для разработки программ развития школы в ОУ целесообразно организовать творческую группу. Для этого необходимо разработать положение «О творческой группе по разработке и реализации программы развития». Образец такого положения опубликован в журнале «Практика административной работы в школе».
Третье направление, охватывающее самое большое количество публикаций – это опыт создания программ, собственно программы.
Из огромного числа публикаций можно выделить опыт школы№22 г.
Костромы. Их программа развития (2005-2015г.г.) представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели «Школа» Эко-полис».
Л.Данилина предлагает «Программу развития гимназии» №3 г.
Юбилейного Московской области [6]. Эта программа отличается хорошо продуманной структурой, качественным анализом состояния образовательного процесса, из которого логически вытекают концептуальные основания построения новой школы и направления реализации программы развития.
Завершает программу финансовый план.
Интересна и соответствует современным требованиям Образовательная программа ГБОУ СОШ № 948 г Москвы. Она является внутришкольным нормативно – управленческим документом на основе федерально – образовательной базы и особенностей организации образовательного процесса в школе. Основная идея образовательной программы – реализация социального лифтинга обучающихся и воспитанников на основе образовательного ресурса, обеспеченного развитием многопрофильности и
здоровьесберагающими технологиями, ориентированная на развитие среднего класса России, реализующего социально-позитивные ценности профессионализма, деловой культуры, социальной активности и гражданской ответственности [18].
Общеизвестно, что качество образования связано с качеством управления. Изменяя качество управления, создаются условия для изменений в качестве образования. Проблемы управления в ходе разработки программы развития школы являются предметом обсуждения в статье «Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития» [7]. В публикации освещены несколько взглядов на проблему: руководителя методической службы, организационного консультанта, методиста-эксперта, директора школы. Авторы предлагают модульно-функциональную модель управления. После определения и осознания поставленных целей через комплексный анализ образовательного учреждения, исходя из реальных условий, представлен возможный вариант «Программы развития школы».
В этом направлении интересна работа Е. В. Хребтовой, И. Н. Майоровой и др., которые в определении перспектив развития гимназии №22 г. Белово Кемеровской области использована технология стратегического менеджмента. Представляется весьма удачной попытка авторов статьи адаптировать западные технологии бизнес - менеджмента к российскому внутришкольному управлению. Предлагаемые пути анализа, проблематизации и стратегического целеполагания показывают системное видение школы и стратегическое мышление администрации. Формы, в которые «упакованы» управленческие решения и действия авторов статьи (матрицы, схемы и таблицы), вполне доступны для использования коллегами в школе любого типа и уровня [26]
Четвертое направление - диагностика и мониторинг образовательных программ.
Мониторингом программ развития ОУ давно и плодотворно занимается М.М.Поташник. Он считает, что структура программ не изменилась, а в
содержательном наполнении разделов есть существенные изменения. Новые задачи совершенствования подготовки программ развития школ состоят в углублении проектировочной работы по многим разделам программы. По мнению автора, приступая к разработке программы развития школы, необходимо помнить о некоторых ее аспектах Он дает рекомендации по составлению программ [21]:
- актуальность темы;
- новшества в управляющей системе школы;
- партисипативность;
- анализ ресурсной базы;
- кадровые ресурсы;
- материальная база;
- финансовые ресурсы;
- научно-методические ресурсы;
- резервное время.
Академик Поташник, являясь рецензентом многих программ развития, анализирует их положительные и отрицательные стороны. («Народное образование»,2007,№8). Он видит и справедливо отмечает: «Проблема в том, что многие документы, именуемые программами развития, на подготовку которых затрачено много сил и времени, никакого отношения к развитию школы не имеют» [21]. В 2008г. М.М.Поташник опубликовал статью «Хочется все! Здесь и сейчас. О массовой ошибке в подготовке программ развития школы» [20]. По мнению автора, поводом для написания статьи послужила экспертиза программ развития. Результаты работы школ по реализации этих программ оставляет желать лучшего. Поташник напоминает о 3-х стратегиях: стратегии локальных изменений, стратегии модульных изменений и стратегии системных изменений. В заключении делается вывод: любые попытки все изменить быстро, за короткий срок изначально обречены, какими бы названиями они не прикрывались.
В целом же он указывает, что сегодня перейти на качественно новое содержание образовательного процесса невозможно без программы развития. Благодаря программе, развитие становится не спонтанным, а управляемым, а значит наиболее успешным.
Глава II. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения
- Алгоритм работы над программой развития образовательного
учреждения
Программа развития – стратегический документ ОУ, переходящего или перешедшего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу идеологию развития. Эту программу можно рассматривать так же, как проект системного реформирования ОУ, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.
Мы согласны с мнением И. Осмоловской, которая в статье «Разработка и реализация программы развития», опираясь на мнение В. С. Лазарева и М. М. Поташника, на собственный опыт, утверждает: «человек, не работающий в данной школе, не знающий ее проблем и возможностей, не в состоянии написать программу развития. Программу вынашивает и рождает коллектив школы» [19]. Значимую роль в этом играет руководитель учреждения. Именно он планирует, направляет и активно разрабатывает программу развития. В этом документе должна быть инновационная идея, а не просто отчет о работе. Для организации такой работы необходимо соблюдать технологию разработки программ развития ОУ.
Основной алгоритм работы над программой развития выглядит так:
- Анализ социального заказа;
- Проблемно ориентированный анализ;
- Стратегические проблемы развития ОУ;
- Выбор наиболее адекватной модели решения проблем;
- Выбор основных направлений преобразований;
- Определение этапов и сроков реализации программы;
- Постановка задач каждого этапа преобразований;
- Разработка плана действий;
- Оценка проекта программы развития.
В целом план работы можно представить в табличном варианте (Приложение 1).
Рекомендации по написанию раздела Анализ социального заказа: тенденции развития образовательного учреждения в последние три-четыре года.
В текст программы развития целесообразно включить обобщенные сведения по наиболее значимым показателям. Второстепенные данные можно оформить в виде приложений к программе.
В данном разделе могут быть кратко перечисле ны основные вехи в истории школы и наиболее значимые ее достижения.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению
Социальный заказ на образование —это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образо вательного учреждения.
Характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:
- государственный заказ (определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом);
- потребности обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);
- ожидания родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования и т.п.);
- профессионально - педагогические потребности учителей (выявляются в процессе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);
- требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, учреждения среднего
профессионального образования, анализа отзывов на выпускников) и работодателей.
Следует иметь в виду, что потребности и ожидания обучающихся и их родителей подвержены достаточно быстрым изменениям.
При анализе социального заказа целесообразно обсудить следующие вопросы:
- Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашему образовательному учреждению, кем они были представлены?
- Каков был характер требований, предъявляемых различными заказчиками?
- К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы школы (каким именно?), к содержанию образования, набору предме - тов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?
- Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
- В какой мере заказчики были удовлетворены уровнем работы образовательного учреждения, исполнением заказа?
- Появились ли у нас в последнее время новые заказчики?
- Изменялся ли за последнее время характер социального заказа нашему образовательному учреждению, и если изменился, то как?
- Как мы справляемся с сегодняшним социальным заказом на образование?
- Как оценивают работу образовательного учреждения различные заказчики?
- Как может измениться состав заказчиков нашего образовательного учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться?
- Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?
- Какие дополнительные ресурсы понадобятся образовательному учреждению для выполнения нового социального заказа?
- Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?
Итогом прогнозирования должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями образовательного учреждения и является основой для разработки миссии школы.
Определение миссии, целей и задач развития образовательного учреждения.
Приступая к разработке содержания изменений, которые следует осуществить в образовательном учреждении, необходимо сформулировать (или уточнить) его миссию. После этого, исходя из формулировки миссии, нужно определить цели и задачи организации.
Миссия в переводе с латыни означает «ответственное задание, роль, поручение». В управленческой науке понятие «миссия» представляет собой сформулированное представление о том, для чего существует учреждение, и в чем заключаются его отличия от аналогичных организаций. Миссия обеспечивает согласование внешних интересов субъек тов, которые оказывают влияние на школу, и внутренних интересов участников образовательного процесса (администрации, педагогического и ученического коллективов).
Следует помнить, что миссия образовательного учреждения, по сути своей, выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ школы, к которому вы намерены стремиться. Миссия может быть выражена предельно кратко - в форме лозунга; описана в нескольких предложениях или на нескольких страницах. Она определяет предназначение именно вашего образовательного учреждения, поэтому при ее разработке необходимо учесть мнения педагогов, учащихся, их родителей. Как правило, формулирование миссии требует дополнительных исследований
общественного мнения. Кроме того, определяя миссию образовательного учреждения, следует обратить внимание на точность, корректность и реалистичность формулировок каждого ее положения и отдельного фрагмента.
В процессе определения миссии образовательного учреждения необходимо ответить на следующие вопросы:
- На какой контингент обучающихся школа будет ориентироваться?
- Какие образовательные запросы она будет удовлетворять?
- Какие ресурсы для этого имеются?
- Какие ресурсы необходимо получить для того, чтобы осуществить задуманное, и насколько это реально?
Определение миссии образовательного учреждения может быть достаточно длительным процессом. П. Карстанье выделяет три этапа ее разработки :
- подготовка к формулированию,
- собственно формулирование,
- реализация и развитие (уточнение) миссии.
На этапе подготовки к формулированию миссии необходимо:
- сформировать команду разработчиков;
- выявить факторы, которые могут позитивно и негативно повлиять на достижение миссии.
Принято выделять внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на миссию школы. К внешним факторам можно отнести особенности образовательной политики в стране и в регионе, состояние рынка труда и образовательных услуг, потребности потенциальных клиентов (характер и структура социального заказа), демографическую ситуацию и т.п. К внутренним факторам относятся организационная культура школы, характер образовательного процесса и имеющийся у педагогического коллектива опыт его организации, возможности и ресурсы школы.
Анализируя внешние и внутренние факторы, необходимо выявить изменяющиеся и неизменные факторы. Для этого необходимо дать ответ на вопрос: «На какие факторы мы можем воздействовать (изменять их), а на какие - нет?».
Результатом данного этапа работы должны стать несколько вариантов предварительной формулировки миссии образовательного учреждения.
На этапе формулирования необходимо представить на широкое обсуждение подготовленные варианты формулировок миссии школы. Для того чтобы педагогический коллектив увидел свою роль в разработке миссии, важно вовлечь в этот процесс максимальное число учителей. Это способствует осознанию и принятию миссии педагогами.
Перед тем как приступить к реализации миссии ее необходимо конкретизировать, сформулировав цели деятельности школы. Цели же, в свою очередь, будут конкретизированы в задачах по их достиже нию и определенных действиях, направленных на развитие образовательного учреждения.
На основе миссии образовательного учреждения формулируются его цели. Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. В теории управления выделяют следующие требования к цели:
Конкретность и измеримость . Цель должна быть сформулирована не только качественно, но и по возможности количественно. Кроме того, для диагностики результативности работы необходимо иметь инструментарий оценки степени достижения цели.
Определенность цели по времени ее реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежуток времени.
Достижимость. Цель должна быть определена с учетом реальных возможностей ее реализации.
Непротиворечивость и согласованность с другими целями образовательного учреждения. Все цели должны быть согласованы как по
вертикали (цели, выстроенные в иерархической зависимости), так и по горизонтали (равнозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами.
Гибкость. В условиях быстро меняющегося мира, когда изменения во внешней среде протекают настолько стремительно, что их невозможно во время спрогнозировать, цели образовательного учреждения должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Принято выделять следующие группы целей:
- стратегические,
- тактические,
- оперативные.
Они находятся в иерархической зависимости. Совокупность оперативных целей составляет объем и структуру тактической цели. Совокупность тактических - содержательное наполнение стратегической цели. Таким образом, во главе «иерархии» целей находится стратегическая цель.
Особенность процесса формулировки стратегической цели состоит в том, что в условиях неопределенности будущего возникает сложность ее точного описания. Стремительность процессов, происходящих во внешней среде, не позволяет максимально конкретно сформулировать образ желаемого будущего образовательного учреждения. Каким должен быть потенциал школы в новых условиях будущего, предсказать сегодня весьма сложно, по этому стратегическая цель должна формулироваться достаточно обобщенно, но вместе с тем более конкретно, нежели миссия образовательного учреждения.
Степень конкретности цели зависит от ее характера. Тактические цели должны конкретизировать стратегическую цель, а оперативные - тактическую. Оперативные цели следует формулировать наиболее точно.
Необходимо отметить, что ряд образовательных учреждений формулировки своих миссии и целей обогащает описаниями «моделей» выпускников.
Действительно, прежде чем начать разработку содержания изменений, которые необходимо провести в образовательном учреждении, педагогичес кий коллектив и родители учащихся должны определиться с тем, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности школы и чем выпускник данного образовательного учреждения будет отличаться от выпускников других школ. В связи с этим наиболее полно в «модели» должны быть отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования.
Разработку «модели» целесообразно начинать с самого высокого уровня реализуемых школой образовательных программ, то есть с выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Затем определяется набор характеристик, которые должны быть получены к моменту перехода ученика на старшую ступень. На этой основе разрабатывается модель учащегося, освоившего уровень основного общего образования, после чего по такой же схеме разрабатывается модель ученика, который завершил начальное общее образование.
«Модель» выпускника может включать описания :
- уровня его обученности, обеспеченного реализацией основных и дополнительных общеобразовательных программ;
- уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
- доминирующего способа мышления выпускника;
- уровня сформированности социальных навыков выпускника;
- приоритетных качеств, которые должны быть сформированы у учащегося в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;
- возможных сфер распределения выпускников II и III ступени данного учреждения (учреждения среднего и высшего профессионального образования, сфера производства, услуг и т.д.)
- За основу построения «модели» выпускника целесообразно взять качества, которые должны быть сформированы у учащихся в соответствии с
задачами той или иной ступени образования. При описании «модели» выпускника может быть применен компетентностный подход.
Разработка плана действий – раздел, в котором представлена структура будущих действий, является главным в программе развития. Ведь программа как инструмент ориентации и интеграции усилий реализующих ее людей есть
«модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты» [10 с.33].
Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен как минимум удовлетворять следующим требованиям:
- полноты состава действий;
- целостности, скоординированности (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);
- сбалансированности по всем ресурсам (кадровым, научно- методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым);
- контролируемости (определяется операционностью промежуточных целей);
- чувствительности к сбоям.
План действий в конечном итоге целесообразно представить в табличной форме [14].
Таблица 1
План действий
Направления и задачи | Действия (мероприя тия) | Место проведе ния | Сроки проведения | Ответств енный исполнит ель | Объем финанси рования | |
Начало | Оконч ание | |||||
1.Дифференци ация |
содержания образования (направление) | ||||||
1. 1.1.1 | ||||||
задачи | ||||||
2. 1.1.2 | ||||||
3. 1.1.3 | ||||||
4. 2. | ||||||
Укрепление | ||||||
материально- | ||||||
технической | ||||||
базы | ||||||
5. | ||||||
6. 1.2.1 | ||||||
задачи | ||||||
7. 1.2.2 | ||||||
8. 1.2.3 | ||||||
9. |
Графы табл. 1 заполняются следующим образом:
Содержание первой графы «Направления и задачи» берется из раздела, в котором определялись стратегии программы, направления и задачи по этапам. В эту графу заносятся направления и задачи первого этапа программы, для которого ранее были определены цели.
Чтобы повысить надежность определения состава необходимых действий, рекомендуется использовать табл. 2
Таблица 2 Аспекты при составлении образовательной программы
Зада | Условия | ||||||
чи | Организ | Кадро | Научно- | Материальн | Фина | Мотива | Нормат |
ационн | вые | методическ | о- | нсовы | ционн | ивные | |
ые | ие | технически | е | ые | |||
е |
Такая таблица составляется для каждой задачи.
Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники.
Итак, последовательность операций при разработке плана действий [14]:
Шаг 1. Фиксируются основные направления и задачи, подлежащие реализации на первом этапе программы.
Шаг 2. Определяется состав действий (перечень мероприятий) для реализации задач (используем табл. 2) и их исполнителей
Шаг 3. Согласовываются сроки всех мероприятий. В случае большого числа взаимосвязанных действий используется график Ганта, с помощью которого проверяют, реально ли осуществить намеченные действия в рамках этапа и не наслаивается ли одно крупное мероприятие на другое
Шаг 4. Оценивается сбалансированность плана действий по финансовым ресурсам. Определяется стоимость каждой задачи (преобразования) и программы развития в целом.
Важным моментом в технологии разработки программы развития образовательного учреждения является Оценка проекта программы развития или экспертиза программы.
После того, как программа готова, ее нужно обсудить в педагогическом коллективе, откорректировать по замечаниям учителей, утвердить коллегиальным органом управления школой (педсоветом) желательно на расширенном заседании и обязательно получить рецензию.
Рецензия должна состоять из шести позиций:
- Оценка полноты программы
- Оценка целостности программы
- Оценка обоснованности выводов, предложений, прогнозов
- Недостатки, ошибки, замечания
- Новые идеи и предложения
- Заключение
В этом блоке работы, на наш взгляд, необходимо учитывать и опыт тех программ, которые имеют ряд недостатков в структуре программ, на которые указывает А. Моисеев [14]
Аналитико-прогностический блок не обеспечивает:
- понимания картины в значимой для образовательного учреждения внешней среде, ее структуры, четких представлений о клиентах школы, заказчиках, поставщиках ресурсов, отношениях с органами власти и управления, средствами массовой информации и т.д.;
- представлений о характере социального заказа, адресуемого школе вчера-сегодня-завтра;
- понимания конкурентных преимуществ учебного заведения, его сильных сторон, могущих служить «плацдармом» в ходе нововведений;
- видения индивидуальной неповторимости школы, особенностей ее внутренней ситуации;
- видения действительно ключевых проблем ОУ в структурированном и ранжированном виде, решение которых и составит сущность и содержание преобразований.
Концептуальный блок не обеспечивает:
- логической связи идей новой школы со списком ее ключевых задач (проблемы– сами по себе, концепция– сама по себе);
- изображения ясного, точного, системного, узнаваемого и реального образа будущего состояния учебного заведения и его функционирования после осуществления задуманных инноваций;
- показа всех подсистем школьного целого и связей, зависимостей между ними;
- раскрытия образа будущей управляющей системы школы (этот дефект
встречается практически повсеместно и может быть объяснен недостаточностью управленческого профессионализма руководителей ОУ).
При этом часто вместо концепции нового состояния в программах дается сразу перечень инновационных действий, что полностью нарушает логику документа и решения его главных задач.
Блок стратегии и тактики реализации программ не обеспечивает:
- ясного представления об этапах и главных направлениях развития школы;
- ясного образа целей, рубежей, достигаемых в итоге первого шага развития;
- ясности относительно порядка работ, ответственности за их выполнение и невыполнение, сроков и ресурсов.
Иными словами, программы с такими дефектами вряд ли могут эффективно выполнить роль инструмента развитием школы.
Во избежание ошибок в составлении программы, необходимо провести экспертизу программы развития (Приложение 2). По сути, данная работа еще раз помогает проверить структурные составляющие важнейшего стратегического документа, определяющего деятельность О
Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольного образовательного учреждения
В каждом дошкольном учреждении должен быть документ, который определяет стратегию развития конкретного учреждения с учётом его специфики. Таким документом является программа развития ДОУ. Программа развития дошкольного учреждения наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
Программа развития ДОУ - это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса, направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ. Программа развития является нормативным документом при переходе ДОУ к новому виду, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития. Программа развития является своего рода точкой отсчета, началом содержательного перехода в активный режим поиска, промежуточный на пути от режима функционирования к режиму развития.
Поэтому её нужно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:
- исходное состояние дошкольного образовательного учреждения;
- образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы
- концепция ДОУ);
- последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему - качественно новому состоянию.
Вопрос определения актуальных проблем и перспектив развития ДОУ становится наиболее важным, поэтому для написания программы развития необходимо ответить на ключевые вопросы:
- Что мы хотим получить в результате? (новый образ ДОУ)
- Насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворяют детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых, высоких показателей?
- К какому конкретному сроку, возможно, достигнуть результата?
- Какие действия для этого нужно осуществить?
- Кто должен осуществлять запланированные действия?
- Когда будут осуществляться действия?
Основные требования к программе развития: смоделировать действительно жизнеспособный проект, который будет отвечать принципам:
- Актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.
- Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).
- Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).
- Реалистичность свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.
- Целостность - свойство программы, обеспечивающее согласованность связи между действиями
- Чувствительность к сбоям: свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.
Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада.
Программу развития можно разрабатывать по разным технологиям, но рекомендовано включать следующие структурные компоненты:
- Титульный лист (приложение)
- Паспорт Программы
- Информация о ДОУ
- Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса
- Концепция будущего учреждения и разработка стратегии развития ДОУ (совокупность мер по обновлению ДОУ в результате развития инновационных процессов);
- Разработка мероприятий реализации программы /план действий/ (на мероприятия может отводиться разный промежуток времени).
- Паспорт Программы/таблица/
- Информационная справка
Информационная справка включает информацию о деятельности образовательного учреждения за последние годы /указываются даты лицензирования, аккредитации образовательного учреждения. В информационной справке используются таблицы! (Выполнено...; получены результаты...). Укомплектованность кадрами (возрастная, квалификационная). Материально-техническая оснащенность образовательного процесса (помещения, кабинеты, наличие компьютеров, и т.д.). Динамика воспитанников (количество детей…) и т.д.
Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении/пример/
- Общие сведения
- Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес, фактический адрес, телефоны, факс, e-mail, http.www)
- Заведующая (ФИО)
- Приоритетное направление в образовательной деятельности
- Краткая историческая справка
- Проектная мощность и реальная наполняемость
- Перечисление помещений и сооружений ДОУ
- Учредители
- Учредительные документы
- Устав утвержден
- Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации: Серия Регистрационный № дата г.
- Лицензия: Серия Регистрационный № дата г.
- Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп).
- Кадровый потенциал ДОУ
- Общие сведения: Всего сотрудников - …, из них административный состав - … человек, педагогический персонал - … человек, учебно- вспомогательный персонал - … человек, обслуживающий персонал - … человек.
- Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж) (Приложение 3).
Воспитатели:
Специалисты:
- Социальный статус семей:
- Рабочие
- Служащие
- Военнослужащие
- Безработные
- Частные предприниматели
- Опекуны
- Полные семьи –
- Неполные семьи –
- Малообеспеченные семьи –
- Многодетные семьи (Приложение 4)
- Анализ социальной ситуации развития.
3. Проблемно-ориентированный анализ (проблемный анализ с обоснованием актуальности, аналитическое обоснование концепции развития).
В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать.
Цель проблемно-ориентированного анализа: выявление и ранжирование проблем, имеющих место в деятельности дошкольного образовательного учреждения по всем линия развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально- нравственное развитие).
Анализ состояния образовательного учреждения в соответствии с тем, каким оно должно быть (ДОУ соответствует или «не соответствует, в чем?).
- Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период, и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.
- Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.
- Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ. Основными блоками анализа выступают:
Материально-техническая обеспеченность. Финансово-хозяйственная деятельность. Содержание образовательной деятельности. Уровень научно- методического обеспечения развивающегося образовательного процесса.
Экспериментальная работа в ДОУ, результативность инновационной деятельности. Кадровое обеспечение. Уровень профессиональной компетенции педагогов. Повышение квалификации кадров. Включенность семьи в ДОУ, преемственность. Качество образования. Система управления.
При анализе исходной ситуации было выявлено…
Анализ социально-психологического статуса семей показал… Анализ состояния здоровья воспитанников показывает…
Эти данные говорят о необходимости….
В самостоятельную проблему выделяется вопрос …
Завершая анализ, необходимо выделить положительный опыт, нерешенные проблемы по каждому направлению, выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
- Концепция развития учреждения (ведущий замысел).
Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. Концепция образовательного учреждения по сути своей выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ, к которому вы стремитесь. Концепция - это взгляд на развитие своего образовательного учреждения.
Цель: определение приоритетных направлений развития образовательного учреждения; формулирование системы перспективных и оперативных целей и задач развития по каждому направлению деятельности.
Примерная структура концепции развития:
Концепция развития ДОУ может состоять из двух частей.
- Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:
- структура нового и модернизированного образовательного учреждения;
- новые или модернизированные программы;
- новые подходы, способы, схемы, организации образовательного процесса;
- описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей.
- Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:
- новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления с указанием перечня всех персональных и коллективных органов управления и новых методы управления.
При формировании концепции развития ДОУ необходимо, прежде всего, определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно- образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных целей.
Так как всю концепцию нового детсада сразу реализовать невозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены направления и задачи действий.
Сформулировать задачу - значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе программы. Например, если направление связано с обновлением содержания образования, то задачей может стать переход на новую программу с такого-то года.
- План действий по реализации программы.
В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.
План действий – это создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников реализации программы, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение консультативной поддержки реализации программы; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ в единую деятельность по реализации программы.
Цель: разработать сбалансированный план действий, направленный на:
- решение выявленных проблем,
- реализацию концептуальных целей и задач функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения.
Важно помнить, что план действий должен стать основой годовых планов работы образовательного учреждения на несколько лет.
План – это пошаговое определение как мы собираемся достигать реализации концепции. Дублируются задачи - план ориентирован на реализацию поставленных задач (под каждую задачу составляется своя подпрограмма или проект по годам). Указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), конкретизируются методы, формы, используемые средства для получения результата, обозначаются исполнители, время. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины). Может оформляться в виде таблицы:
- Название подпрограммы/реализация поставленных задач/
- Мероприятия по реализации подпрограммы
- Примерные сроки выполнения.
Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально- техническим, финансовым). Должно быть обеспечение нормативно-правовых условий - это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.).
- Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
- Контроль исполнения Программы.
Созданная в соответствии с вышеизложенной пошаговой технологией, программа развития должна помочь перейти дошкольному образовательному учреждению с пути режима функционирования к режиму развития.
Заключение
В настоящее время идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов образования. Это требует аналитико- прогностической работы со стороны руководителей и всех субъектов образовательного процесса, заинтересованных в инновационном развитии. Такая деятельность приводит к пониманию необходимости разработки своей, характерной только для данного учебного заведения программы развития.
Программа развития – это стратегический документ образовательного учреждения, который усиливает, прежде всего, конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ. Программа развития носит ярко выраженную инновационную направленность; является моделью инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития ОУ; это достаточное сложное, но необходимое средство управления.
Школы и другие образовательные учреждения самостоятельно определяют структуру данного документа, закладывая в него те содержательные единицы, которые необходимы в контексте заявленных задач и направлений развития. В основе технологии разработки программы развития лежат позиции, заложенные М. М. Поташником [18], А. И. Моисеевым[14.15], В. В. Лазаревым [11]. В технологии разработки программ выделяют семь процедур:
- Подготовку информационной справки о школе;
- Проблемный анализ состояния школы;
- Формирование концепции новой школы;
- Разработку стратегии и задач перехода к новой школе;
- Определение целей первого этапа построения новой школы;
- Разработку плана действий;
- Экспертизу программы
В целом можно констатировать: технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и методов их выполнения.
Составляя рекомендации по написанию программы развития для дошкольного образовательного учреждения, рассмотренная технология была взята за основу. Методические рекомендации направлены на создание такой программы развития дошкольного образовательного учреждения, которая поможет: выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении; определить себя как живой единый организм; создать целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме.
Таким образом, цель исследования - описание технологии разработки программы развития образовательного учреждения в современных условиях – достигнута, заявленные задачи решены
Список литературы
- Антонова Ю. В., Липова И. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М.:
Учитель, 2013. – 75 с.
- Бацина Е. Г., Сертакова Н. М. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. [Текст] / Е. Г. Бацина, Н. М. Сертакова- М.:
Учитель, 2013. – 168 с.
- Ветохина А. Я. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС.
[Текст] / А. Я. Ветохина - М.: Учитель, 2009. – 182 с.
- Виноградов, В.Н., др. Программа развития современной школы.
[Текст] / В.Н. Виноградов, Г.Ф. Глебова, О.Г. Прикот. - Смоленск, 2008 – 72 с.
- Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. Нормативно-правовые документы, рекомендации. [Текст] / М. С. Горбатова - М.: Учитель, 2013. – 413
с.
- Данилина, Л.П. Программа развития гимназии.[Текст] / Л. П.
Данилина //Практика административной работы в школе.-2007.-№6.-С.34
- Диагностика состояния школы при формировании концепции ее
развития. [Текст] //Педагогическая диагностика. -2008.-№4.-С.40-44.
- Исаева О. Е. Новый закон «Об образовании в РФ». Что необходимо знать
руководителю ДОУ? [Текст] / О. Е. Исаева - М.: Учитель, 2013. – 85 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2011-2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №163-р
- Лазарева, М. Развитие по программе [Текст] /В. С. Лазарев //Управление
школой «ПС». -2007.-№6.-С.33-35.
- Лазарев, В. С. И др. Как разработать программу развития школы: [Текст] Методические рекомендации /В. С. Лазарев, А. М. Моисеев – М.: Новая школа,
1993. – 48 с.
- Лизинский, В.М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 210с.
- Мачехина, О. Н. Экспертиза программы развития образовательного
учреждения [Текст] / О. Н. Мачехина // Справочник заместителя директора школы – 2010 - №11 – С.90-93.
- Москаленко В.В., Крылова Н. И. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы). [Текст] / В.В. Москаленко, Н. И. Крылова - М.: Учитель, 2009. – 115 с.
- Моисеев А. Школа – внешняя среда – социальный заказ [Текст]/ А. Моисеев // Управление школой .- 2010.- № 4.- С.41-43.
- Моисеев А. Школа должна познать саму себя. Анализ и оценка стратегического потенциала ОУ [Текст]/А. Моисеев // Управление школой.- 2010.- № 11.- С.25-27.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271)
- Немова, Н.В. Организация функционирования и развития школы. Методические рекомендации для руководителей школ. [Текст] / Н. В. Немов -
М.:АПК и ПРО, 2001 - 80с.
- Осмоловская, И. Разработка и реализация программы развития [Текст]/
И. Осмоловская //Директор школы. -2008.-№8.-С.55.
- Поташник, М.М. Хочется все!!! Здесь и сейчас. О массовой ошибке в
подготовке программ развития школы. [Текст] / М. М. Поташник //Народное образование. -2008.-№9.-С.104.
- Поташник, М. М. Инновационные школы России: Опыт программно-
целевого управления. [Текст] / М. М. Поташник - М.: Новая школа,1996 – 101с.
- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. [Текст]/ М. А. Павлова, М. В. Лысогорская - М.: Учитель, 2012. – 186 с.
- Рывкина, А. Управление инновационными процессами в новой школе на основе программы развития [Текст]/ А. Рывкина //Качество образования.
-2009.-№4.-С.39-40.
- Сулима, И. Что необходимо для написания программ развития? [Текст]/ И. Сулима //Народное образование. -2009.-№1.-С.138.
- Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно- методическое обеспечение: пособие для руководителей [Текст]/ И.А. Урмина–
М.: Линка-Пресс,2009.-320с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / Под редакцией М.М. Поташника и В.С.
Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.-464с.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ)
Приложение № 1
План разработки программы развития ДОУ
№ п\п | Мероприятия и их содержание | Формы проведения | Срок | Ответственные | Итог |
1 | Создание рабочей группы | Опрос- анкетировани е | Методический совет | Утверждение состава на педсовете | |
2 | Подготовка информац ионной справки о школе | Анализ материалов | Методсовет Творческая группа по разработке ПР | Доклад на педсовете | |
3 | Проблемный анализ состояния работы школы Анализ, структурирование, вычленение приоритетных проблем школы | Педсовет - "мозговой штурм" Заседание творческой группы | Методсовет Творческая группа | Выявление проблем Выступление на оперативном совещании учителей | |
4 | Формирование конце пции нового состояния школы 1.Описание нового управляемого объекта:- модели участников образовательного процесса (выпускника, | Совет старшеклассн иков (деловая игра). Заседание творческой группы (деловая игра) Заседание | Творч. группы сменного состава | Модель№1 Модель№2 Модель №3 |
педагога, родителя) | родительског о совета | ||||
- Структура нового состояния образовательного процесса (по ступеням образования); учебного плана; технологий обучения; миссии школы | Совместное заседание методсовета и творческой группы | Зам. директора по НМР, творческая группа Администраци я | Обсуждение проекта на производстве нном совещании учителей | ||
- Характеристика нового содержания, принципов, структуры, организации воспитательной работы | Заседания МО классных руководителе й и родительског о совета | творческая группа Зам. директора по ВР; МО классных руководителей | Обсуждение концепции воспитательн ой работы на родительском собрании | ||
2.Описание управляющей системы. | Совместное заседание администрат ивного совета и творческой группы | Администраци я ОУ | Обсуждение на оперативном совещании учителей | ||
5 | Разработка стратегии и задач перехода к новому состоянию школы (Определение этапов перехода; | Заседание творческой группы | Творческая группа | Обсуждение на заседании администрати вного совета |
задач реализации программы по каждому направлению изменения состояния школы) | |||||
6 | Формулировка целей ближайшего этапа развития школы | Заседание творческой группы | Творческая группа | Обсуждение на заседании администрати вного совета | |
7 | Разработка плана действий по реализации идей программы (перечень мероприятий, их сроки, исполнители, финансовые затраты) | "Круглый стол" при участии творческой группы и заинтересова нных лиц | Творческая группа | Обсуждение на оперативном совещании учителей | |
8 | Сборка, редактирование текста программы | Заседание творческой группы | Творческая группа | Готовность 1 варианта программы развития школы | |
9 | Ознакомление с программой развития педагогов, родителей, учащихся.Зам | а) совещание учителей б) родительская конференция в) собрания учащихся | Зам. директора по НМР, по УВР, по ВР | Включение участников образователь ного процеса в решение задач, обозначенны |
х в программе развития | |||||
Принятие и | Педсовет | Директор | Программа | ||
утверждение | школы | развития | |||
программы развития | зам. директора | школы - | |||
по НМР | основной | ||||
10 | стратегическ | ||||
ий документ | |||||
в | |||||
деятельности | |||||
ОУ |
Приложение № 2
Экспертное заключение программы развития ОУ
Инструкция: пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из предлагаемых критериев и обведите в графе «Количество баллов» соответствующую цифру. В случае, если вы поставили оценку «0» или «1», в графе «Примечания» кратко напишите, что именно заставило вас оценить этот
критерий именно так. В нижней строке таблицы проставьте общее количество баллов.
Максимальное количество баллов – 130.
1
3.7 Особенности учебного плана | 1 2 3 4 5 | |
3.8 Организация внеклассной и внеурочной деятельности | 1 2 3 4 5 | |
3.9 Методическая работа в школе В этом подразделе должно быть дано описание:
образовательных технологий | 1 2 3 4 5 | |
3.10 Информационно-технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса Подраздел должен содержать аналитические данные:
и учебных материалов | 1 2 3 4 5 | |
3.11 Здоровье обучающихся | 1 2 3 4 5 | |
3.12 Материально-техническая база | 1 2 3 4 5 |
4. Блок аналитического и прогностического обоснования программы | ||
4.1 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых школе государством и различными социальными группами В подразделе должны быть проанализированы интересы и ожидания тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности ОУ, в т. ч.
-родителей -учителей -учреждений профессионального образования Анализ проводится на основании опросов, тестов, анкетирования | 1 2 3 4 5 | |
4.2 Анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествующий нынешнему инновационному циклу развития | 1 2 3 4 5 | |
4.3Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, описание ключевых проблем и их причин Подраздел включает аналитическую информацию, выстроенную от | 1 2 3 4 5 |
определения проблем результатов образовательного процесса к поиску причин в самом процессе и в его условиях | ||
4.4 Анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационных возможностей коллектива, потенциальных точек роста Подраздел содержит описание используемых инновационных методик, технологий, организационных форм, разработанных ранее как новшество кем- либо из членов коллектива или привнесение извне | 1 2 3 4 5 | |
4.5 Первичный прогноз восприятия планируемых новшеств школьным сообществом, возможного сопротивления изменениям В данном подразделе должно быть дано краткое описание возможных рисков процедуры перевода новшеств в инновацию - негласное сопротивление коллектива -недовольство родителей -недостаточность ресурсов | 1 2 3 4 5 | |
5. Концепция будущего состояния школы | ||
5.1 Стратегическое самоуправление (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение) | 1 2 3 4 5 | |
5.2Стратегические цели Подраздел включает описание | 1 2 3 4 5 |
долгосрочных программ, находящихся в стадии готовности к реализации или внедрению | ||
5.3 Ресурсы Описание ресурсов, методов их использования | 1 2 3 4 5 | |
5.4 Внешние связи Описание партнеров, участвующих в реализации образовательной программы | 1 2 3 4 5 | |
5.5 Структура будущего школьного сообщества Описание внутреннего состава будущего школьного сообщества | 1 2 3 4 5 | |
6. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние | ||
6.1 Стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи | 1 2 3 4 5 | |
6.2 Описание конкретных целей школы на первых этапах цикла развития | 1 2 3 4 5 | |
6.3 Конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития школы | 1 2 3 4 5 | |
Общее количество баллов | ||
Примечания в целом по документу | ||
Ф.И.О. должность и подпись эксперта | ||
Дата проведения экспертизы |
Приложение № 3
Сведения о педагогических работниках
№ | Обеспеченность педагогическими работниками | |||||||
Стаж научно- педагогической работы | ||||||||
всего | в т.ч. педагоги- ческой |
ния | квалификац ии | квалификац ии | повышения квалификац ии | ||
Таблица возрастного состава коллектива
Возраст, лет | Число работников, % | |
Педагогические работники | Обслуживающий персонал | |
До 25 | ||
25-29 | ||
30-49 | ||
50-55 | ||
Более 55 |
Приложение № 4
Таблица, дающая характеристику социального состава семей
Группа | Количество семей | Семья из 2-х поколений | Семья из 3-х поколений | ||
полная | неполная | полная | неполная |
Таблица, предполагающая описание жилищных условий
Группа | Количество семей | Хорошие | Удовлетворительные | Плохие |
Обобщающая таблица:
социальный статус семьи, дети которых посещают детский сад
Общий контингент | ||||||||
Дети: | ||||||||
Общ ее кол- | Из полн ых | Из неполны х семей | Из многодет | Матер ей - | Дети - | Из двуязыч | приме чание |
во дете й | семе й | оте ц | Ма ть | ных семей | одиноч ек | сиро ты | ных семей | ||
Ко л- во | |||||||||
% |
Таблица, характеризующая уровень образования родителей
Группа | Количество семей | Высшее | Незаконченное высшее | Среднее специальное | Среднее | ||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проектирование рабочих программ в ДОУ" /методические рекомендации/
В презентации даются методические рекомендации педагогам ДОУ по составления рабочей программы....
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...
Значение общеразвивающих упражнений в физическом развитии дошкольников, методические рекомендации к их отбору
Значение общеразвивающих упражнений в физическом развитии дошкольников, методические рекомендации к их отбору...