Методы и приемы обучения в детском саду.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, выбору методов и приемов обучения, в детском саду. Деятельность педагога в детском саду заключается в организации развития, воспитания и обучения детей. Осуществляется эта деятельность при помощи методов и приёмов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_obucheniya_v_detskom_sadu.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы обучения в детском саду.
Определение понятия "метод обучения". Сущность деятельности педагога в детском саду. Классификация методов и приемов обучения дошкольников и методика выбора методов и приемов обучения в детском саду. Характеристика словесных методов и приемов обучения.
ОБЗОР
План:
Введение
1. Характеристика словесных методов и приемов обучения
2. Выбор методов обучения
3. Практическое задание
Вывод
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, выбору методов и приемов обучения, в детском саду. Деятельность педагога в детском саду заключается в организации развития, воспитания и обучения детей. Осуществляется эта деятельность при помощи методов и приёмов обучения.
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему либо, способ достижения цели. обучение педагог дошкольник метод
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуют метод. Методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми
Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет другой.
С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
1. Характеристика словесных методов и приемов обучения
Методы обучения подразделяются:
Таблица 1.
Вид метода | Характеристика метода | Задача педагога | Цель в обучении детей | |
Рассказ - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. | Это могут быть рассказы о текущих событиях, о временах года о писателях композиторах и так далее. Используются литературные произведения. Можно сочетать с наглядными методами (предметы их изображение) | Не перегружать деталями, отчетливо прослеживать главную идею, мысль. Используя мимику, жесты, выразительную речь для повествования. | Развивать речь, способность понимания, умение слушать, откликаться на содержание, отвечать на вопросы, пересказывать. | |
Беседа -диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Выделяют беседы вводные и обобщающие. | Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Тематика определяется конкретными воспитательными задачами, их возрастными особенностями. Применяется, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности. Обобщающая беседа - проводится для уточнения, суммирования знаний, приобретенных по той или иной теме. | Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность. Добиваться - что бы все дети активно принимали участие в обсуждении поставленного перед ними вопроса. Педагогически обосновать содержание и способствовать решению задач всестороннего воспитания. | Развивать мышление, речь, сдержанность, вежливость. И в целом культуру речевого общения. | |
Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире. | Из книг ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Основным методом является чтение воспитателя по книге. Используются приемы: вопросы, указания, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. | Подготовить детей краткой беседой, поставить учебно-познавательную задачу. Подобрать произведения ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. | Воспитания чувств, развитие мышления, речи, воображения, памяти. Формирование способности к восприятию и осознанию художественного произведения. | |
Вывод:
Словесные методы и приемы в обучении дошкольников применяются, но в силу детского возраста необходим наглядный материал.
Успех словесных методов обучения напрямую зависит от владения ими самим воспитателем. И от того насколько правильно и в какой форме это преподносится детям.
Главным инструментом является слово. Все словесные методы и приемы направлены на развитие речи мышления и памяти.
Для достижения результата в обучении детей, словесные методы и приемы лучше сочетать с наглядными, а так же игровыми и практическими.
2. Выбор методов обучения
При выборе метода обучения, воспитателю необходимо соблюдать некоторые правила:
Вывод: Выбирая тот или иной метод, воспитателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
Прежде всего, выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Затем определяется цель, и ставятся конкретные задачи. Далее оптимальный выбор решения задачи.
Воспитатель отталкивается от причин влияющий на выбор метода, обозначенный в таблице.
В детском саду задача воспитателей - передать детям необходимые навыки для последующего развития. Применение различных воспитательных методов позволяет добиться желаемого и учесть при этом индивидуальные особенности каждого члена группы.
Программа формулирует основные цели и задачи воспитания. А воспитательные методики в детском саду помогают реализовать поставленные задачи.
3. Практическое задание:
Провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду (занятие), выделить методы и приемы обучения, которые были использованы на занятии.
Что наблюдали | Ход занятия | Методы и приемы | |
Наблюдение проводилось за занятием в старшей группе №5, детского сада №15. Занятие проводилось воспитателями Суворовой С.С. и Лоскутова Н.А. по теме: «Осень» Проводилось занятие 27 сентября. Дети 5-6 лет, в количестве 14 человек. | Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени. -После, какого времени года наступает осень? -Назовите осенние месяцы. -Какая сейчас осень ранняя или поздняя? -Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц? -Какую одежду и обувь носят осенью? Почему? -Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны) | Используется словесный метод. Пользуется такими приемами как вопросы, требующие констатации, побуждающие к мыслительной деятельности. Расширяют кругозор, развивают познавательную активность. | |
-Посмотрите, кто к нам пришел? (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы) -Ребята сейчас я c вами поиграю. Игра называется: «Исправь ошибки». Буду говорить, что я знаю про осень, а если я ошибусь, вы меня поправите! -Осенние месяцы - февраль, июнь, март? (нет) -Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь? (да) -Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да) -Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале) -А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги». -Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях? Зайка хвалит детей и показывает письмо. | Используется игровой метод. Внезапное появление зайца, вопросы в игровой форме - приемы. Роль используется как компонент игры. Формируется мышление усидчивость, внимательность, закрепление полученных ранее знаний. | ||
-Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка). -Как готовятся к зиме осенью эти звери? -Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски). -Для чего звери делают запасы на зиму? -Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые). Зайка хвалит детей и уходит. | Используется игровой метод дидактическая игра, в сочетании с наглядным методом - картинки в конверте. | ||
-А теперь ребята мы превратимся в листики! Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (Присели на корточки) Дунул ветер - полетели. (побежали по кругу) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (присели) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (встали) Закружились, полетели. (покружились, побежали) И на землю снова сели. (присели) | Физкультминутка. Используется наглядный метод, словесный метод, практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. | ||
- О чём мы сегодня с вами говорили? - Что вы узнали об осени? - Кто приходил к нам в гости? - Во что вы сегодня играли? | Итог занятия. В завершение воспитатель использует словесный метод беседу. Вопросы лежат в приеме словесного метода. Обобщающая беседа для подытоживания полученных знаний, и недавних событий. | ||
Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что любой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния. Воспитатель, отталкиваясь от программы соответствующей возрасту детей, реализует деятельность в той форме, которая наиболее легко усвояема детьми. Используется игровая форма обучения.
Дети получили и усвоили знания по теме осень. В процессе занятия решились задачи запланированные педагогом.
Методы и приемы были использованы воспитателями, эффективно. Так как они используются, в процессе организованной, разнообразной деятельности.
Список литературы:
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика : [Текст]/Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- M.: Издательский центр «Академия», 1997.-240 с.-ISBN 5-7695-0038-8
2. И. О. Карелина, Методика обучения и воспитания в области дошкольного
образования: [Текст]/ курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68с.
3. И.П. Подласый, Педагогика. Новый курс: [Текст]/ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-Кн.2:Общие основы. Процесс обучения.-576 с.: ил.ISBN5-691-00174-4
4. М.М.Алексеева, В.И.Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст]/-2-е изд., исп. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.- 400с. ISBN 5-7695-0029-8
5. Педагогика. [Текст]/Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России,1998.- 640с. ISBN 5-93134-001-7
6. С.А.Козлова, Т.А.Куликова Дошкольная педагогика [Текст]/-3изд., - М.: Издательский центр «Академия»,2001.- 416с.ISBN 5-7695-0 816-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методы и приемы использующиеся в детском саду
методы и приемы...
Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"
Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"...
Методы и приемы обучения речи в детском саду
Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мус...
«Методы и приемы адаптации в детском саду»
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...
Консультация для воспитателей "Методы и приемы цветотерапии в детском саду"
Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья....
Методы и приемы обучения речи в детском саду
Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мус...
Методы и приемы обучения физическими упражнениями в детском саду
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Подготовили воспитатели: Пшеничнова Ирина Александровна ...