«Методы и приемы адаптации в детском саду»
материал (младшая группа) по теме
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы адаптации в детском саду».
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность.
Для повышения самооценки и уверенности ребенка в себе проводили игры: «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалилки», «Добрые волшебники»- их цель видеть и подчеркивать положительные качества и достоинство свои и сверстников. Чтобы узнать интересы, желания, умение поступающих к нам детей, предлагаем родителям ответить в анкетах на вопросы:
- дела, которые ребенок делает хорошо;
- вещи, которые он любит;
- людей, которых он любит;
- любимые книги, мультфильмы.
Позже будем предлагать детям упражнение «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни». Упражнение «Я умею, я могу» проводится так: ребенок шепотом рассказывает педагогу о своих достижениях, умениях: «Я умею играть с сестрой, рисовать, танцевать», затем ответы озвучиваются, дети, говорят о своих достижениях, берут на себя ответственность. Сейчас используем для снятия мышечного и эмоционального напряжения у тревожных детей детские пальчиковые игры: «ворона кашу варила»,
«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик — бабушка», «Мама, мама — Что-что-что?» «Гости едут»- «Ну и что?...», можно в работе использовать «Истории из семейного альбома», для этого нужно попросить родителей принести в группу семейный альбом, полистать его вместе с детьми.
Если ребенок уже может что - то рассказать о себе и о своей семье, то следует начинать беседу именно с его рассказа. Вы получите представления о семье вашего воспитанника.
Использовать фотографии в адаптационный период можно:
а) при составлении рассказа о себе, семье, игрушке; б) чтение детской литературы;
в) ознакомление с окружающим миром (дети другой национальности, их игрушки, одежда)
г) работа над родословной семьи (маленький папа, дедушка, мама и т.д.).
Используем в работе метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Именно по этому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие, обучающие занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он имеет свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игры... Подобно богу,
Мы создадим свой мир чудес Пройдя познания дорогу.
Песочница является прекрасной средой для осуществления сказко- терапевчического подхода. Мы собрали набор мелких предметов - человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, все что встречается в окружающем мире. Песочница - прекрасный посредник для установления контактов с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может нам рассказать о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
На этапе адаптации мы используем обучающие игры, направленные на развитие чувствительности и мелкой моторики рук.
а) Отпечатки наших рук - ребенок вместе с воспитателем по очереди делает отпечатки кистей рук - то внутренней, то внешней
стороной. Необходимо слегка вдавить руки в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладные, мокрый, ощущаем песчинки),
б) отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом - цветок, солнышко, ежик),
в) скользить ладошками по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения - как машина едет, ползет змея, карусель), г) «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом одновременно),
д) «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на машине (движения «вверх - вниз» - двигается вся кисть),
е) оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (проанализировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с мелкой моторикой мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, происходит формирование инициативности, самостоятельности, умение решать «проблемы» в игре, что очень важно во время адаптации детей. Во время проведения зарядки используем любимую игрушку «Винни - пух», стихотворение про Винни - пуха:
«Винни раненько встает, Винни песенки поет,
Моет ушки, щечки трет, моет ушки и живот,
Один, два, три, четыре, пять Винни сильным хочет стать».
Используем знакомые игрушки, которые дети приносят из дома во время проведения занятий. Эллина укладывала свою куклу спать, соня лепила баранки для мышки. Когда рисовали листочки - дети собирали с родителями букеты из листьев, рассматривали вместе листочки. Родителей информируем о проведенных занятиях, они играют с детьми дома, закрепляют полученные в саду навыки (рисование мазками, раскатывают пластилин между ладонями) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методы и приемы использующиеся в детском саду
методы и приемы...
Консультация для воспитателей "Методы и приемы цветотерапии в детском саду"
Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья....
Методы и приемы обучения в детском саду.
Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, выбору методов и приемов обучения, в детском саду. Деятельность педагога в детском саду заключается в организации развития, воспитания и об...
Доклад на тему: «И снова адаптация!» Методы и приемы адаптации детей второй младшей группы к условиям ДОУ»
Консультация для воспитателей из опыта работы...
Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развит...
Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.
В настоящее время в своей работе каждый учитель-логопед использует инновационные технологии с детьми с ОВЗ. Потому что владеть инновационными технологиями это очень важно в современной педагогике...
Статья " Сказочные приемы ТРИЗ в детском саду или метод Золотой рыбки"
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...