Основы инноваций в ДОО
статья на тему

Колобова Ольга Константиновна

Дошкольное образование богатая почва для поисков. В своих экспериментальных устремлениях, с ростом их количества, все чаще забывается то, ради чего все начиналось – ребенок во всей своей индивидуальности, неизмеримости, бесконечности.

Поставить ребенка в центр образования – задача сложная и по времени бесконечная. Гуманизация дошкольного образования не только утверждает  самоценность детства, но и указывает на пути технологического сопровождения уникальной ситуации развития ребенка.

Инновационные технологии изначально возникали в деятельности педагогов-новаторов 70-80 гг. прошлого века как выражение реальной потребности преодолеть разрыв массового образования и единичного человекообразования. И в настоящее время дошкольное образование вынуждено находиться на разрыве между «образованием для всех» и «образованием каждого».

Становление гуманистической парадигмы в России датируется концом 70-х началом 80-х гг. прошлого века и связано с именами и деятельностью педагогов-новаторов. (Амонашвилли, Шаталин)

Отход от жесткой, формирующей стратегии образовательной работы с детьми обозначил поиск мягких технологий педагогического воздействия, сто нашло отражение в ряде документов, научных изысканий. Документальным выражением представленных разработок стала национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

Закономерным, но не ожидаемым эффектом стихийного новаторства последних десятилетий стало возвращение большинства педагогического сообщества специалистов дошкольного  образования к реанимированной Типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду. Инновации в дошкольном образовании подтвердили закономерности своего развития: любая инновация рано или поздно становится традицией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл основы инноваций в ДОО19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Основы инноваций в ДОО.

Дошкольное образование богатая почва для поисков. В своих экспериментальных устремлениях, с ростом их количества, все чаще забывается то, ради чего все начиналось – ребенок во всей своей индивидуальности, неизмеримости, бесконечности.

Поставить ребенка в центр образования – задача сложная и по времени бесконечная. Гуманизация дошкольного образования не только утверждает  самоценность детства, но и указывает на пути технологического сопровождения уникальной ситуации развития ребенка.

Инновационные технологии изначально возникали в деятельности педагогов-новаторов 70-80 гг. прошлого века как выражение реальной потребности преодолеть разрыв массового образования и единичного человекообразования. И в настоящее время дошкольное образование вынуждено находиться на разрыве между «образованием для всех» и «образованием каждого».

Становление гуманистической парадигмы в России датируется концом 70-х началом 80-х гг. прошлого века и связано с именами и деятельностью педагогов-новаторов. (Амонашвилли, Шаталин)

Отход от жесткой, формирующей стратегии образовательной работы с детьми обозначил поиск мягких технологий педагогического воздействия, сто нашло отражение в ряде документов, научных изысканий. Документальным выражением представленных разработок стала национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

Закономерным, но не ожидаемым эффектом стихийного новаторства последних десятилетий стало возвращение большинства педагогического сообщества специалистов дошкольного  образования к реанимированной Типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду. Инновации в дошкольном образовании подтвердили закономерности своего развития: любая инновация рано или поздно становится традицией.

Необходимо развести понятия новационное и инновационное в дошкольном образовании.

Новационное отражает больше стихийную практику по воспроизводству или апробации известного материала.

Инновационное (при условии специальной организации, т.е. управления) связано непосредственно с разработкой и внедрением новшеств в логике научного исследования со всеми вытекающими последствиями.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

Инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

К ведущим направлениям инноваций в ДОУ относятся следующие:

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной  к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности. Доказано, что творческое воображение влияет даже на качество оздоровительной работы с детьми (закаливание, массаж и т.д.), потому что не природные особенности организма, а воображение обеспечивает телесно-психическую целостность детского «я».

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиций исследовательского подхода (Т.И. Шамова)

Новое может выступать в разных формах:

  • принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
  • условная (относительная) новизна;
  • «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий;
  • изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

 — в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

 — в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой)

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения)

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество)

— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение)

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение)

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

  • добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
  • носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Закономерности протекания инновационных процессов

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обуславливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стерелотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно, рутинизация/кризис.

4. Закон цикличной повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

Структура инновационного процесса

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (внутри ДОУ, городском, региональном, федеральном, международном)

Содержательная структура: рождение, разработка, освоение.

Структура жизненного цикла включает следующие этапы:

  • возникновение (идея, её оформление)
  • рост (детализация, конкретизация)
  • зрелость
  • освоение (диффузия, проникновение)
  • насыщенность
  • рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой)
  • кризис
  • финал: новшество становится повседневным или заменяется

Жизненный цикл новшеств

1. Этап открытия: зарождения, возникновение концепции новшества.

2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном)

3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка: результат стойкий, эффект (самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости).

4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, господство новшества в конкретной области: новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании.

Инновации в образовании....

Инновации в ДОУ

Презентация для педагогов ДОУ по вопросу инновационной деятельности. Может быть использована на консультации, семинаре и в других формах методической работы с педагогами....

Введение инноваций в ДОУ на основе метода проектов.

Понятие инноваци;  актуальность и новизна  использования проектной деятельности в ДОУ;  этапы внедрения проекта....

Участие в районной конференции "Мои инновация: эффективные педагогические и управленческие практики - основа системных изменений" с темой: "Приемы формирования успешности у дошкольников"

http://ruosayno.ru/news/2019-03-29/rayonnaya-konferentciya-moi-innovatcii-ffektivnye-pedagogicheski Успешность  - это способность человека добиваться успеха в течение длительного време...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"

Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...

анкета для оценки инноваций в ДОУ, составленная на основе методических рекомендаций Н.В. Микляевой и О.Ю. Романовой

Успех инновационной деятельности напрямую зависит мотивации педагогов и их готовности к этой деятельности. Поскольку все новое не всегда воспринимается позитивно, моя методическая задача - заинтересов...