Основы инноваций в ДОО
статья на тему
Дошкольное образование богатая почва для поисков. В своих экспериментальных устремлениях, с ростом их количества, все чаще забывается то, ради чего все начиналось – ребенок во всей своей индивидуальности, неизмеримости, бесконечности.
Поставить ребенка в центр образования – задача сложная и по времени бесконечная. Гуманизация дошкольного образования не только утверждает самоценность детства, но и указывает на пути технологического сопровождения уникальной ситуации развития ребенка.
Инновационные технологии изначально возникали в деятельности педагогов-новаторов 70-80 гг. прошлого века как выражение реальной потребности преодолеть разрыв массового образования и единичного человекообразования. И в настоящее время дошкольное образование вынуждено находиться на разрыве между «образованием для всех» и «образованием каждого».
Становление гуманистической парадигмы в России датируется концом 70-х началом 80-х гг. прошлого века и связано с именами и деятельностью педагогов-новаторов. (Амонашвилли, Шаталин)
Отход от жесткой, формирующей стратегии образовательной работы с детьми обозначил поиск мягких технологий педагогического воздействия, сто нашло отражение в ряде документов, научных изысканий. Документальным выражением представленных разработок стала национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
Закономерным, но не ожидаемым эффектом стихийного новаторства последних десятилетий стало возвращение большинства педагогического сообщества специалистов дошкольного образования к реанимированной Типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду. Инновации в дошкольном образовании подтвердили закономерности своего развития: любая инновация рано или поздно становится традицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основы инноваций в ДОО | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы инноваций в ДОО.
Дошкольное образование богатая почва для поисков. В своих экспериментальных устремлениях, с ростом их количества, все чаще забывается то, ради чего все начиналось – ребенок во всей своей индивидуальности, неизмеримости, бесконечности.
Поставить ребенка в центр образования – задача сложная и по времени бесконечная. Гуманизация дошкольного образования не только утверждает самоценность детства, но и указывает на пути технологического сопровождения уникальной ситуации развития ребенка.
Инновационные технологии изначально возникали в деятельности педагогов-новаторов 70-80 гг. прошлого века как выражение реальной потребности преодолеть разрыв массового образования и единичного человекообразования. И в настоящее время дошкольное образование вынуждено находиться на разрыве между «образованием для всех» и «образованием каждого».
Становление гуманистической парадигмы в России датируется концом 70-х началом 80-х гг. прошлого века и связано с именами и деятельностью педагогов-новаторов. (Амонашвилли, Шаталин)
Отход от жесткой, формирующей стратегии образовательной работы с детьми обозначил поиск мягких технологий педагогического воздействия, сто нашло отражение в ряде документов, научных изысканий. Документальным выражением представленных разработок стала национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
Закономерным, но не ожидаемым эффектом стихийного новаторства последних десятилетий стало возвращение большинства педагогического сообщества специалистов дошкольного образования к реанимированной Типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду. Инновации в дошкольном образовании подтвердили закономерности своего развития: любая инновация рано или поздно становится традицией.
Необходимо развести понятия новационное и инновационное в дошкольном образовании.
Новационное отражает больше стихийную практику по воспроизводству или апробации известного материала.
Инновационное (при условии специальной организации, т.е. управления) связано непосредственно с разработкой и внедрением новшеств в логике научного исследования со всеми вытекающими последствиями.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)
Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.
Инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.
К ведущим направлениям инноваций в ДОУ относятся следующие:
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности. Доказано, что творческое воображение влияет даже на качество оздоровительной работы с детьми (закаливание, массаж и т.д.), потому что не природные особенности организма, а воображение обеспечивает телесно-психическую целостность детского «я».
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиций исследовательского подхода (Т.И. Шамова)
Новое может выступать в разных формах:
- принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
- условная (относительная) новизна;
- «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий;
- изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
— в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой)
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения)
— радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество)
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение)
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение)
— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
- добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
- носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Закономерности протекания инновационных процессов
1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обуславливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.
2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?
3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стерелотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно, рутинизация/кризис.
4. Закон цикличной повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.
Структура инновационного процесса
Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (внутри ДОУ, городском, региональном, федеральном, международном)
Содержательная структура: рождение, разработка, освоение.
Структура жизненного цикла включает следующие этапы:
- возникновение (идея, её оформление)
- рост (детализация, конкретизация)
- зрелость
- освоение (диффузия, проникновение)
- насыщенность
- рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой)
- кризис
- финал: новшество становится повседневным или заменяется
Жизненный цикл новшеств
1. Этап открытия: зарождения, возникновение концепции новшества.
2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном)
3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка: результат стойкий, эффект (самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости).
4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, господство новшества в конкретной области: новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.
5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании.
Инновации в образовании....
Инновации в ДОУ
Презентация для педагогов ДОУ по вопросу инновационной деятельности. Может быть использована на консультации, семинаре и в других формах методической работы с педагогами....
Введение инноваций в ДОУ на основе метода проектов.
Понятие инноваци; актуальность и новизна использования проектной деятельности в ДОУ; этапы внедрения проекта....
Участие в районной конференции "Мои инновация: эффективные педагогические и управленческие практики - основа системных изменений" с темой: "Приемы формирования успешности у дошкольников"
http://ruosayno.ru/news/2019-03-29/rayonnaya-konferentciya-moi-innovatcii-ffektivnye-pedagogicheski Успешность - это способность человека добиваться успеха в течение длительного време...
Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"
Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...
Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ
Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...
анкета для оценки инноваций в ДОУ, составленная на основе методических рекомендаций Н.В. Микляевой и О.Ю. Романовой
Успех инновационной деятельности напрямую зависит мотивации педагогов и их готовности к этой деятельности. Поскольку все новое не всегда воспринимается позитивно, моя методическая задача - заинтересов...