Как стать командой?
материал на тему

Судкова Светлана Васильевна

Каждый старший воспитатель мечтает о том, чтобы педагогический коллектив был сплоченной командой, которая добивается положительных результатов в своей профессиональной деятельности... О некоторых приемах работы старшего воспитателя в данном направлении  ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stat_komandoy.docx340.3 КБ

Предварительный просмотр:

старший воспитатель

Как стать сплоченной  командой?

Проблема инновационных изменений в современном Российском образовании ставит новые задачи перед образовательными  учреждениями. Умение видеть перспективу развития конкретного образовательного учреждения, его структур и образовательного процесса в целом, прогнозировать инновации в направлении развития, выстраивать и обеспечивать взаимовыгодные отношения с социумом и другие задачи, требуют комплексного подхода в их решении. Обеспечить такой подход возможно лишь при условии целенаправленного профессионального взаимодействия педагогов, способных к проектированию и реализации инноваций в общеобразовательном учреждении.

Команда – это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей. По определению Максвелла,  команда — это небольшое количество человек (чаще всего 5—7, реже до 15—20), которые разделяют цели и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты; способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной общности или группе.

 Суть команды заключается, в общем, для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды — ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед. При этом существует отличие целей команды от ее назначения (миссии), которое заключается в том, что цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия, как более глобальное по своей сути, придает всем конкретным целям смысл и энергию. Формирование команды — это сложный процесс.

В процессе своего развития команда проходит эволюцию от рабочей группы, которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества.

Педагогическая команда - это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач развития учреждения. Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы, тем, что команды - это спонтанно и специально организующиеся группы людей, входящих и не входящих в состав педагогического коллектива объединенных общими интересами и едиными целевыми установками для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня развития образовательного учреждения. По времени деятельности более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны.

Признаки наличия команды в педагогическом коллективе:

Мотивация: команда всегда получает командное вознаграждение. У команды должен быть общий значимый мотив, превосходящий по своей силе личные интересы и цели.

Четко определенные роли и функции: идентификация с ролью и четкое понимание ее смысла способствуют эффективному исполнению функций. Каждый член команды имеет четко определенную роль, которую он ясно осознает.

Коммуникации и общий язык: у сработавшейся команды есть свой язык общения. Ее коммуникации точны, четки, эффективны. Перед началом работы ставится ясная задача, а по окончании — проводится детальный анализ и разбор ошибок. Все сказанное не означает, что руководитель управленческой команды должен стремиться к минимизации и локализации общения. Однако он должен понять, что коммуникации имеют большое значение и что все взаимодействие должно проходить при необходимых и достаточных коммуникациях.

Совместимость: выделяют физиологическую, психологическую и социальную совместимость. Учитывать этот параметр необходимо для достижения поставленного результата. Немаловажно, что совместимость на более высоком уровне (общая цель, общие моральные или духовные ценности) способствует игнорированию несовместимости на более низком уровне.

Однородность: характерна однородность по квалификации, профессиональному уровню. Это дополнительный объединяющий фактор, его необходимо учитывать в проектировании управленческой команды, чтобы хоть по одному значимому признаку она была однородной.

Равенство: если руководитель создает команду из людей, говорящих на разных языках, разного возраста, образования и опыта работы в данной сфере, ему надо постараться создать для каждого равные возможности участия и реализации.

Специализация и профессионализм: Твою работу никто за тебя не выполнит.

Лидерство: в команде формальный и неформальный лидер существуют чаще всего в одном лице. Считается, что лидер не может преследовать иных целей, отличных от целей команды.

Обратная связь: Для роста результатов обратная связь имеет решающее значение. Но эта связь должна быть достоверной, своевременной, открытой, предметно направленной, позитивно ориентированной.

Экстремальные условия: команда всегда действует в условиях ограниченного времени. По степени сложности условия варьируются от напряженных до экстремальных. Команда должна мобилизовать силы, у нее нет права на ошибку. Члены команды постоянно взаимодействуют и наиболее трудные и напряженные минуты переживают вместе. Состояние бодрости сменяется усталостью, иногда подавленностью, угнетенностью, разочарованием. В команде знают об этом и владеют методами регуляции и преодоления психологических проблем, сознательно блокируя их влияние на достижение главной общей цели.

Очень важно, чтобы коллектив ощущал себя единым целым, сплоченной командой. Этому способствует использование различных форм работы с педагогическим коллективом:

  • педагогические советы – коллегии;
  • проблемные дискуссионные встречи;
  • семинары обучающие; круглые столы;
  • электронная библиотека;
  • «Почтовый ящик» - переписка;
  • « Кейсы педагогов»;
  • лекции, мастер-классы, презентации и т.д.
  • сотрудничество с организациями и деятелями культуры;

Очевидно значимым методом формирования команд считается метод тренингов сензитивности. (Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Понятие «тренинг сензитивности» используется очень широко и неоднозначно. Тренинг сензитивности (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х гг. XX в. Корни тренинга лежат в практике Т-групп. Многие зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные. К. Роджерс, предлагая одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет две их основные категории, или два основных типа: группы «тренинга сензитивности» и «группы организационного развития». Термин «тренинг сензитивности» обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч», и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений, возникших в русле школы групповой динамики К. Левина. Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся для исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительная особенность этого метода - стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. Кроме того, Т-группы, развивая межличностную чувствительность, совершенствуют восприятие самого себя, осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в деятельность группы).

Акцент в данном случае сделан не на получение психотерапевтических эффектов, а на повышение эффективности совместной деятельности.

В работе старшего воспитателя применение таких тренингов дает положительные результаты: особенно ценны эти тренинги при первом знакомстве с коллективом, при формировании  положительного эмоционального комфортного психологического климата в коллективе педагогов; как  способ  «познакомиться»  с каждым и узнать немного больше о личностных характеристиках тех людей, с которыми предстоит строить команду.

Тренинг: «Первое знакомство с педагогами».

Цель:

-создать общий положительный эмоциональный настрой,

-создать непринужденную атмосферу доверия,

-сформировать чувство единения с группой педагогов.

Ход:

Педагогам предлагается нарисовать  рисунок:

1-ый рисунок «Я в обычной ситуации»,

2-ой рисунок «Я в неблагоприятной обстановке»

3-ий рисунок «Как я чувствую себя сейчас»

Рисунок рисуется сначала  только простым карандашом; во время второго тренинга – цветными карандашами.

Результаты  «рисования» позволяют понять, как себя чувствует педагог в настоящее время в коллективе, в профессиональной деятельности; можно спланировать индивидуальное взаимодействие с педагогом и обозначить для себя значимые проблемы или успехи данного педагога.

Например, при  «расшифровывании»  рисунков, получались следующие результаты:

Педагог:

1 рисунок: «Я - в обычной ситуации»

Импульсивность в поведении, иногда полная пассивность в достижении целей; заниженная самооценка и  проявление неуверенности в себе, в своих

заниженная самооценка и  проявление неуверенности в себе, в своих способностях; проявляется желание контролировать окружающее  и демонстрировать свою значимость; испытывает сексуальные желания, неудовлетворенность в отношениях с противоположным полом- редко везет в любви; заботливая мать и верная женщина страдает, но не показывает вида; очень хочется поплакаться в «жилетку», но самообладание не позволяет этого, очень сдержанна и аскетична; испытывает синдром хронической усталости и напряженность.

2 рисунок:  «Я -  в неблагоприятной обстановке»

Нуждается в защите от вышестоящих людей; в характере присутствуют упрямство и решительность, но это не спасает от проблем и неудовлетворенности в семейной жизни и на работе; можете  легко разгадывать других людей. Чувственны и ответственны в любви, но внешне замкнуты и этим отталкиваете окружающих,  в том числе и мужчин. Желание из всего сделать тайну – демонстрация своего Я, спросите себя - нужно ли вам это?

3 рисунок:  «Как я чувствую себя сейчас»

Основной принцип в жизни, линия поведения - неопределенность загадочность непредсказуемость, активное стремление к деятельности и надежды на лучшее.; к жизненным целям и их осуществлению двигаетесь целеустремленно, используя активность, наступательность и сильную волю в достижении желаемого, проявляете энтузиазм. Необходимо обратить внимание на состояние своего истощенного вечной борьбой организма, позаботиться о здоровье.

Педагог:

1 рисунок: «Я - в обычной ситуации»

Пассивность, легкая депрессия; пребывает в  состоянии  импульсивности, нестабильности, тревоги;  человек испытывает тревогу, страх, подозрительность; к  некоторым окружающим испытывает презрение и иронию, хотя очень нуждается  в общении. Отгорожена от всех, не любите , когда вмешиваются в вашу жизнь.

2 рисунок:  «Я -  в неблагоприятной обстановке»

Умеет расправляться с неприятности и находить выход из любой неблагоприятной обстановки; всегда мечтает о поддержке со стороны окружающих людей и ждет этой поддержки; о неприятностях не думает, оптимист по состоянию души.

3 рисунок:  «Как я чувствую себя сейчас»

Забота о здоровье стоит на первом месте; ощущает себя спокойно, настойчива, упряма; надежда на хорошее будущее присутствует в жизненных устоях; стремление к спокойствию и неудовлетворенность этой потребности утомляют и раздражают.

Тренинг: «Первое знакомство с педагогами».

Цель:

-Развивать эмпатию и толерантность;

-Повышать чувство уверенности в себе и своих силах,

-Сформировать позитивное восприятие друг друга.

Ход:

Для проведения тренинга педагогам предлагается принести два журнала: «Детский журнал» (любой журнал по выбору),«Журнал для взрослых»; «Детскую  иллюстрированную  книгу» - не более 25 страниц, по цвету без особых запросов. Еще педагогам предлагается принести ватман, размером А-3, клей, ножницы, бумагу цветную.

Старший воспитатель  ставит задачу перед педагогами:

-Сегодня мы с вами будем создавать коллаж «Создаем настроение».

Работает каждый индивидуально,  при условии полного использования всех иллюстраций из журналов и книги ( не менее 50%).

Результатом такой работы становятся коллажи, с помощью которых можно понять психологический настрой всего педагогического коллектива и каждого из педагогов; сделать выводы о страхах, рисках и тревожности людей при работе в команде; помочь индивидуально педагогу в построении своей траектории личностного роста успешности.

Педагог:

Основная цветовая гамма -  сиреневый, фиолетовый; мало ярких насыщенных основных цветов

Бег от реальности, ностальгия, воспосминания, стремление к духовности, стремление к духовным контактам; иногда заниженная самооценка , идентификация себя с фигурами на коллаже- стремление к идеалам. Человек испытывает психологический дискомфорт, болезненные состояния души, часто огорчается по пустякам, испытывает страх. Самооценка высокая, недовольство положением в обществе и нехватке признания.

В  воспоминаниях прошлого -тепло и уютно, детство- это уютный дом и любовь близких.

Осознание своего Я –нет, о будущем не мечтает, будущее – это что-то милое, живое и красивое- но неосознанное,непонятное. Реальное-материальные ценности. Линия поведения - тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.

Педагог:

Основная цветовая гамма -  темные тона.

 Выражено стремление познавать , потребность в безопасности сочетается с желанием преодолевать трудности; часто преобладает депрессивное состояние. Человек испытывает психологический дискомфорт, тревожность, огорчение, внутреннюю тревогу. Низкая самооценка, незаинтересованность своего положения в обществе.

В воспоминаниях о прошлом – учеба и труд, размеренность дел, детство – это дом и хозяйство, материальные притязания наблюдаются слабо, эмоциональное восприятие будущего –уныло, хмуро, ассоциируется с осенью; образ Я- стерт, про себя, любимую, не думает, мысли о будущем – отсутствуют.

Педагог:

Основная цветовая гамма - серо-коричневый цвет.

Сниженное настроение, пассивность, эмоцион альное истощение, понижение общего уровня активности. Общая тревожность,огорчение.

В воспоминаниях прошлого – дом, устроенный быт, красота и изящность; материальных притязаний нет, выражено желание к труду, причем к тяжелому; образ Я связан с птицей- хочется взлететь над всеми проблемами и быть счастливой; в мыслях о настоящем- тепло и уют в доме, месте, где можно спрятаться от мира; в будущем- хочется гармонии, красоты, блистания себя и отдыха на море.

Педагог:

Основная гамма - яркие, насыщенные цвета - основная палитра.

Солнце - уверенность в себе, звезды – уверенность в себе; вера в себя, общительность, желание творить, индивидуальность и независимость характера указывает на духовное обаяние.

Застенчивость, уязвимость, сострадание к другим - достаточное количество сил  для самореализации. Присуще желание самоутверждаться  и продвигаться вперед.

В воспоминаниях о прошлом присутствует мягкая, ласковая девочка, добрая и красивая, семья - крепкий тыл, закрытый для других. Материально независима, будущее видится в путешествиях, желании увидеть что-то необычное и неизведанное; впечатлений хочется ярких и запоминающихся; олицетворяет себя с вечно удивляющимся, пребывающем в эйфории ребенком, которого радует этот мир. Образ Я – застрял в прошлом.

Коллажи:

C:\Users\Admin\Desktop\ПЕДАГОГИ 2015\анкетировапние воспитателей\психоанализ коллаж\коллажи\20160404_082853.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\ПЕДАГОГИ 2015\анкетировапние воспитателей\психоанализ коллаж\коллажи\20160404_082941.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\ПЕДАГОГИ 2015\анкетировапние воспитателей\психоанализ коллаж\коллажи\20160404_083104.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\ПЕДАГОГИ 2015\анкетировапние воспитателей\психоанализ коллаж\коллажи\20160404_082949.jpg

Можно использовать и другие довольно простые и эффективные тренинги для обозначения проблем в коллективе и преодоления этих проблем с целью единения всего педагогического сообщества в команду единомышленников и творцов.

Тренинг: «Человек дождя».

Цель:

-сформировать чувство единения с группой педагогов.

Ход:

Педагогам предлагается нарисовать себя под зонтом карандашом одного цвета из  6 предложенных:

Красный - Синий - Зеленый - Черный - Желтый -Серый .

По результатам изображений на  рисунках можно определить насколько комфортно педагогу при выполнении общего дела, в реализации намеченных планов.

Очень интересен тренинг «Футбольная команда»:

Как только вы, как старший воспитатель,  начинаете понимать, что в коллективе нет единого видения, согласованности в действиях  при реализации годовых задач, при реализации проектов, при участии в конкурсах и т.д. Можно использовать этот метод.

Цель:

-развивать умение у педагогов согласовывать свои действия с действиями других  в достижении цели, уметь договариваться о планах и действиях для получения продукта;

- учить преодолевать тревожность и страх перед порученным делом;

-развивать навыки сотрудничества и поддержки другого в коллективе.

Ход:

Старший воспитатель раздает каждому из педагогов лист бумаги и предлагает без обдумывания и подготовки ответить на вопросы:

  1. Как вы думаете, наша футбольная команда умеет играть хорошо, достойно?
  2. Что надо сделать, чтобы она играла еще лучше и добивалась высоких результатов?
  3. В чем вы видите перспективы развития футбола в нашем городе?
  4. В нашем регионе?
  5. В нашей стране?

При анализе ответов педагогов можно без труда понять, что помогает или мешает педагогическому коллективу развиваться, если переложить ассоциативный ряд применительно к «себе и своей ситуации развития ДОУ»

Каждый старший воспитатель основной задачей для себя ставит осознание командной значимости перемен в коллективе, создание атмосферы творческой активности, открытости и доверия. Только тогда можно добиться результативности в профессиональной деятельности педагогов. Метод тренингов – незамысловатый и интересный, как форма работы, помогает старшему воспитателю в реализации данной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...