Структура управления ДОУ. Подходы к руководству ДОУ.
статья на тему

        

тема: «Структура управления ДОУ»

             «Подходы к руководству ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Запорожцева Инесса Александровна

 

 

г. Тюмень 2018 г.          

 

СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами,  Уставом ДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.

 ДОУ может  имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского.          Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.   

       Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Родительский комитет , Педагогический совет ДОУ.

      В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления.

      Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.

       На втором уровне   управление осуществляют старший воспитатель, заместитель заведующей по администратино-хозяйственной части (АХЧ), врач, главный бухгалтер, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с  учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.

      Третий уровень  управления осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатель по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинский обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.

      Педагог-психолог  в составе социально-психологической службы осуществляет деятельность на всех уровнях линейного управления (психологическое обеспечение всего процесса).

В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.

 

 

 

 

ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ДОУ

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. В настоящее время, известны более 14-ти научных подходов к руководству:

  1. Комплексный.
  2. Интеграционный.
  3.  Маркетинговый.
  4.  Функциональный.
  5. Динамический.
  6. Воспроизводственный.
  7.  Процессный.
  8.  Нормативный.
  9.  Количественный.
  10.  Административный.
  11.   Поведенческий.
  12.  Ситуационный.
  13.  Системный.
  14.  Программно-целевой подход.

 

В современной теории пока нет единых подходов к определению

содержания деятельности руководителя.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.

Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.

Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.

Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.

Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.

Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.

Свободное самоопределение . Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.

Пропедевтико - реабилитационная . Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.

Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.

 

 

 

         И С Т О Ч Н И К И:

 

  1. Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. Дошкольное воспитание. №4, 2004.
  2. Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? - Минск, 2007.
  3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 2007.
  4. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
  5. Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. - Ростов н/д: Учитель, 2012.
  6. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. М., 2006.
  7. Петрова С.Н., Преснякова Е.Б. Современный руководитель ДОУ: основы управления, Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
  8. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. - М., 2004.
  9. Тюников Ю.С, Мазниченко М.А. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход. Стандарты и мониторинг в образовании. № 5, 2004.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

        

тема: «Структура управления ДОУ»

             «Подходы к руководству ДОУ»

Выполнил:

Запорожцева Инесса Александровна

г. Тюмень 2018 г.        

СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами,  Уставом ДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.

 ДОУ может  имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского.         Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.   

       Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Родительский комитет , Педагогический совет ДОУ.

      В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления.

      Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.

       На втором уровне   управление осуществляют старший воспитатель, заместитель заведующей по администратино-хозяйственной части (АХЧ), врач, главный бухгалтер, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с  учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.

      Третий уровень  управления осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатель по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинский обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.

      Педагог-психолог  в составе социально-психологической службы осуществляет деятельность на всех уровнях линейного управления (психологическое обеспечение всего процесса).

В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.

ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ДОУ

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. В настоящее время, известны более 14-ти научных подходов к руководству:

  1. Комплексный.
  2. Интеграционный.
  3.  Маркетинговый.
  4.  Функциональный.
  5. Динамический.
  6. Воспроизводственный.
  7.  Процессный.
  8.  Нормативный.
  9.  Количественный.
  10.  Административный.
  11.   Поведенческий.
  12.  Ситуационный.
  13.  Системный.
  14.  Программно-целевой подход.

В современной теории пока нет единых подходов к определению

содержания деятельности руководителя.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.

Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.

Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.

Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.

Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.

Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.

Свободное самоопределение . Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.

Пропедевтико - реабилитационная . Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.

Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.

        И С Т О Ч Н И К И:

  1. Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. Дошкольное воспитание. №4, 2004.
  2. Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? - Минск, 2007.
  3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 2007.
  4. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
  5. Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. - Ростов н/д: Учитель, 2012.
  6. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. М., 2006.
  7. Петрова С.Н., Преснякова Е.Б. Современный руководитель ДОУ: основы управления, Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
  8. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. - М., 2004.
  9. Тюников Ю.С, Мазниченко М.А. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход. Стандарты и мониторинг в образовании. № 5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура управления ДОУ

Предоложенна схема  структу приуправлении детским садом на разных уровнях....

Структура управления МДОУ "Детский сад с. Преображенка"

Структура управления МДОУ "Детский сад с. Преображенка"...

Структура управления ДОУ

О структуре и об органе управления образовательной организации...

Структура управления МБДОУ

Структура управления МБДОУ Михаленинский детский сад № 6 "Теремок"...

Структура управления ДОУ

В документе показана схема взаимосвязи ДОУ...

Структура управления МБДОУ

Структура управления МБДОУ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста"

Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов....