«Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников».
методическая разработка на тему
Для использования в работе с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_dlya_pedagogov_ispolzovanie_d.i_po_femp.docx | 72.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников».
(Из личного опыта)
Разработал воспитатель Никоненко А.Д. МАДОУ №313
Все дидактические игры делим на несколько групп:
1.Игры с цифрами и числами
2.Игры путешествие во времени
3.Игры на ориентировки в пространстве
4.Игры с геометрическими фигурами
5.Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего я, как воспитатель организую игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?» Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.
С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи:
Твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти. Отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2—4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве. Знать наименование дней недели.
В старшей группе дети сопоставляют не только совокупности разных предметов. Группы предметов одного вида разбивают на подгруппы (подмножества) и сопоставляют друг с другом («Каких ёлочек больше - высоких или низких?»), группу предметов сопоставляют с ее частью. («Чего больше: красных квадратов или красных и синих квадратов вместе?») Стараюсь, чтобы дети каждый раз рассказывали, как получено данное число предметов, к какому числу предметов и сколько они добавили или от какого числа несколько убавили. Чтобы ответы были осмысленными, надо варьировать вопросы и побуждать детей по-разному характеризовать одни и те же отношения («поровну», «столько же», «по 6, по 4 » и др.). Через игровое действие, правила дидактических игр необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.
Игры с цифрами и числами.
К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", учу детей свободно оперировать числами в пределах 10 (20) и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре использую мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых во время образовательной деятельности и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху (Буратино, Красной Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
Игры с геометрическими фигурами.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме» (по типу лото). Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
- Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу)
- Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
- Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Игры – путешествие во времени.
Эта группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Рассказала детям о том,
что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник, второй - с белым гномиком и т.д. Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие подручные материалы. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Игры на ориентирование в пространстве
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Поставив перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Катя, а сзади - Артём. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома - кукла и т.д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда дать возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, проводила игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого использую музыкальное сопровождение, ориентировки, схемы. Например, распечатываю конверт, найденный в рубке у капитана, читаю: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей «Путешествие по комнате», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика». Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
В своей работе с детьми систематически использую универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития это логические фигуры и блоки Дьеныша, развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. С целью развития у детей мышления, использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации». Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.
Для детей задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
- Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
- Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.
Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.
Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности.
Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.
Еще одной занимательной игрой является «Колумбово яйцо». После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры. Взаимодействую в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.
В конце учебного года целесообразно провести проверку уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками.(Мониторинг)
4.Заключительная часть.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений использовались следующие методы контроля:
-анализ деятельности детей во время образовательной деятельности;
-анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
Использование дидактических игр во время образовательной деятельности благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу. В результате нашей работы дети стали более активны во время образовательной деятельности; используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах. Дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
«Дошкольник изучает математику» Т. И. Ерофеева – 2005г.
«Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» И.А.Пономарева, В. А. Позина 2016г.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова.
«Дидактические игры в детском саду» А. И. Сорокина.
«Развивающие математические игры, занятия в ДОУ» Л.П.Стасова – 2008 г.
Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998
Дошкольное воспитание № 11, 2008 год «Развитие пространственных представлений у дошкольников».
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000г.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М., 2002.
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений, и экологическому воспитанию «Гномики». (Старшая группа)
Разработал воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ №313
Цель: Формирование представления о днях недели и их последовательностью.
Задачи:
1.Продолжать учить количественному, порядковому счету в пределах 10;
2.Закрепить знания о геометрических фигурах.
3.Развивать логическое мышление, навыки и умения лепки несложной
фигуры.
4.Уточнить представление о внешнем виде, строении гриба, различать съедобные и ядовитые грибы.
5.Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца
Оборудование:
Герои: Игрушка- гном Демонстрационный:
Корзина и муляжи грибов: мухомор, бледная поганка, белый гриб, подберезовик, подосиновик и лисички (или карточки с изображением этих грибов).
Карточки с изображенными на них грибами от 1 до 7.
Фигуры гномиков (7 гномиков) в курточках разного цвета.
Раздаточный материал:
Пеналы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Доски для лепки, пластилин, салфетки
Ход занятия:
1.Закрепление знаний о грибах.
Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу сказку о маленьком гноме.
В чаще леса густой, под зеленым листом, жил трудяга лесной, добрый маленький гном. Он вставал поутру и росу собирал.
А затем он цветы и грибы поливал. (Стук в дверь)
Дети, кто – то к нам пришел? Посмотрите, это же гномик. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Гном!
Воспитатель: Дети, это тот сказочный гном, который поливал цветы и грибы. - А что же ты нам принёс гном?
Гномик: Я принес корзинку, в которой много грибов. Но я запутался, насобирал грибы, а не могу вспомнить, какие из них съедобные.
Воспитатель: Дети, давайте мы сейчас поможем гномику, расскажем все, что знаем о грибах.(Воспитатель достаёт из корзины гнома грибы и показывает их детям).
Воспитатель: Дети, как называется этот гриб? (показывает лисички).
Дети: Лисички.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Потому что они рыжие как лисички, шляпка у лисичек в центре вдавлена, а на краю вниз подогнута.
Воспитатель: Этот гриб съедобный или ядовитый?
Дети: Съедобный.
Воспитатель: Дети, а что это за красный гриб?
Дети: Мухомор.
Воспитатель: Чем он отличается от других грибов?
Дети: У него красная большая шляпа с белыми пятнышками. Тонкая длинная ножка, на ножке маленькая белая юбочка, этот гриб очень ядовит.
Воспитатель: А теперь назовите все съедобные грибы (лисички, подосиновик, подберезовик, белый гриб).А ядовитые грибы есть в корзинке? (мухомор, белая поганка).
Гномик: Дети, мне понравилось, что вы знаете съедобные и ядовитые грибы. Я теперь смогу сварить суп из грибов для своих братьев.
2.Дидактическая игра «Неделька»
Воспитатель: А пока варится суп, мы с вами поиграем в игру «Неделька». Ваня, подойди к
столу, возьми любую карточку, какие грибы изображены на твоей карточке?
Ваня: На моей карточке изображены мухоморы.
Воспитатель: Сколько мухоморов изображено на твоей карточке?
Ваня: На карточке изображено 5 грибов.
Воспитатель: Это съедобные или ядовитые грибы?
Ваня: Эти грибы ядовитые.
Воспитатель: (Вызывает 7 детей, они берут карточки, на которых изображено от 1-7 грибов.) Сейчас мы с вами построим живую недельку, количество грибов на ваших карточках, обозначает ваше место в шеренге. (Воспитатель дает команду). В шеренгу слева направо становись.(Дети строятся в шеренгу, пересчитываются, называя свой порядковый номер: первый, второй….седьмой)
Воспитатель: Саша, на котором ты месте по счету стоишь?
Саша: Я стою на третьем по счету месте.
Воспитатель: Почему?
Саша: Потому что на моей карточке изображено три гриба
Воспитатель: А какой день недели стоит на третьем по счету месте?
Саша: На третьем по счету месте, стоит среда (воспитатель опрашивает 3-4 детей)
Воспитатель: Дети, а сколько всего дней в неделе?
Дети: 7 дней
Воспитатель: А сейчас мы с вами вместе по порядку назовем все дни недели.
Дети: Понедельник, вторник…воскресенье
Воспитатель: Гномику очень понравилось, что вы знаете не только названия грибов, но и дни недели. Он видит, что вы устали и предлагает отдохнуть.
3. Физминутка «Чудеса у нас на свете»
Воспитатель: Чудеса у нас на свете
Стали гномиками дети,
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Пошли в лесок,
Нашли грибок:
Один грибок, второй грибок,
Вот и полный кузовок
4. Дидактическая игра «Вспомни, сравни»
Воспитатель: Отдохнули? А теперь сядем на стульчики. У гномика есть 6 братьев, когда они собираются вместе, то составляют волшебную недельку. А вы хотели бы увидеть гномиков? Сейчас мы вместе позовем их. Гномик, а как же зовут твоих братьев?
Гномик: Их зовут так же, как и дни недели называют.
Воспитатель: Ну, хорошо, мы будем их звать, и они к нам придут. ( Дети называют по порядку дни недели , а воспитатель на магнитной доске выстраивает семь гномиков в ряд).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие красивые куртки у гномиков. Подумайте и скажите, на что похожи куртки гномиков?
Дети: На геометрические фигуры.
Воспитатель: Правильно. А на котором по счету месте стоит гном в красной куртке, и какую геометрическую фигуру напоминает его куртка?
Маша: Гном в красной куртке стоит по счету на втором месте, его куртка похожа на квадрат
(Воспитатель спрашивает 3-4 человека)
Воспитатель: Молодцы дети. Давайте спросим гномиков. Понравилось ли им у нас? (дети спрашивают гномиков) Ну, раз понравилось, то поиграем вместе с ними в
игру «Геометрические Фигуры».
Вспомним какие фигуры мы знаем?
На столе у вас лежат фигуры, слева направо выложите в ряд: овал, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
5. Релаксация
Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте ж их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево.
Что там?
Где же там квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
Влево, вправо посмотрите,
Поищите
Где же круг?
И тебя мы отыскали.
Вот он где, любимый друг.
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
Это – треугольник.
А где – прямоугольник?
6. Итог.
Воспитатель: Гномик сварил суп из грибов для своих братьев, но и нам подарил грибы, чтобы мы тоже смогли сварить грибной суп. Давайте и мы слепим из пластилина цифру – семь и подарим её гномику. (Дети лепят цифру - семь).
Гномик: Ребята, мне пора домой, надо накормить братьев. Спасибо вам за знания, которые вы мне сегодня дали. Мы с братьями теперь знаем, какие грибы нельзя есть. И знаем, как называются наши курточки. До свидания!
(Дети прощаются с гномиками и дарят им свои подарки).
Вариант планирования
дидактических игр по ФЭМП
у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей:
Разработал воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ №313
«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
Какое же значение имеет игра? Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1.Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
2.Игры для сенсорного развития: на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
На закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
На закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Консультация для родителей
«Математические игры»
Разработал воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ №313.
Для усвоения порядкового, количественного счета интересны следующие игры:
«Путаница». Цифры раскладываются на столе. Когда ребенок закрывает глаза, цифры меняются местами. Ребенок находит изменения и возвращает цифры на свои места.
В игре, «Какой цифры не стало», убирается одна-две цифры. Ребенок не только замечает изменения, но и говорит, где и какая цифра стоит и почему.
«Убираем цифры». Перед ребенком на столе разложены цифры по порядку от 1 до 10. Про каждую цифру загадывается загадка. Ребенок, догадавшись о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Например, Убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4. Которая показывает число на 1 больше 7, сколько раз я хлопну в ладоши, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т.д.
Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В «Чудесном мешочке» находится счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ребенку необходимо отсчитать столько предметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.
Игра «Считай - не ошибись» направлена на упражнение в прямом и обратном счете. Перед началом игры играющие договариваются, в каком порядке будут считать. Взрослый называет цифру, ребенок продолжает считать дальше.
Игра «Которой игрушки не стало». Взрослый выставляет несколько разнообразных игрушек. Ребенок запоминает, где какая игрушка стоит. Закрывает глаза, взрослый убирает игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, какой игрушки не стало. Н-р, спряталась машинка, она стояла третьей справа.
Упражнять детей в умении производить арифметические действия поможет игра «Цепочка примеров».
Для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в следующих играх:
Игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся модели геометрических фигур и тел, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру или тело, которые он хочет показать. Другой вариант, взрослый дает задание, найти в «мешочке» какую-то конкретную фигуру.
Игра «Посмотри вокруг». Взрослый предлагает найти, назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы.
Игра «Геометрическая мозаика». Взрослый предлагает из набора геометрических фигур составить фигуру по образцу или по собственному замыслу.
В процессе обучения ориентировке в пространстве следует использовать игры:
Игра «Путешествие по комнате». Взрослый дает ребенку разные задания. «Дойти до окна, сделай три шага вправо, поверни налево и т.д.» Ребенок выполняет задание, если оно успешно, то взрослый помогает найти спрятанный там фант.
Игра «Расскажи про свой узор». У ребенка картинка «коврик» с узором из геометрических фигур. Ребенок рассказывает, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу- круг, в левом верхнем углу- красный квадрат и т.д.
Игра «Точка-путешественница». Для игры понадобятся квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратов и фишка. Точка – в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на клеточку вправо ит.д.
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя арифметические действия. Для их решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Например:
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)
-В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (3)
-Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
-Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4)
-На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактической игры для ФЭМП у детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете ДОУ....
Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников
Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
«Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников».
Консультации для родителей и педагогов....
Использование дидактических игр по ФЭМП у младших дошкольников
Математические игры, которые можно использовать на занятиях по ФЭМП в младшей группе детского сада, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми....
Использование дидактических игр по ФЭМП у младших дошкольников
Роль математики в образовательном процессе дошкольников...
Тема по самообразованию "Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников " и план работы.
Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр....
Деловая игра "Использование дидактических игр по ФЭМП в работе с дошкольниками"
внетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать...