Тема по самообразованию "Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников " и план работы.
материал по математике (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ТЕМА

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ» И ПЛАН РАБОТЫ

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

                                                   Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2021

Цель: прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр, сделать увлекательным для ребенка, усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

 - Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

 - Приобщение к предмету в игровой форме.

Сроки: учебный 2021 – 2022год.

Практический выход: отчет.

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это большое

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

                                                                                                  В.А. Сухомлинский.

                                                                            Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.

Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.

Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.

Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

-  речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

-  страдают зрительное и слуховое внимание.

- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Ведущие идеи:

-потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

-готовность к педагогическому творчеству;

-личностно-ориентированный подход к воспитанникам;

-сотрудничество педагога и воспитанника.

Основные принципы:

-непрерывность,

-целенаправленность,

-интерактивность,

-единство общей и профессиональной культуры,

-взаимосвязь и преемственность,

-доступность,

-опережающий характер,

-вариативность.

Ожидаемые результаты:

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.

Родители:

-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Ребёнок, воспитатель:

-Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ.

-Сплочение детского коллектива.

-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.

Воспитатель:

-Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка дидактических игр.

ФОРМА ОТЧЁТНОСТИ:

- Картотека игр по данной теме.

- Консультация для родителей по теме.

- Выставка пособий, сделаны своими руками.

- Консультация для педагогов.

-  Анкета для родителей.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Дидактическая игра «Составь лист из половинок»

.

Изучить научно – методическую литературу по теме.

Октябрь

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Оформление предметно – развивающей среды в течении года.

Анкета для родителей по теме.

Ноябрь

«На что похожа фигура» «Шнуровальные картинки»

Оформление выставки «Математические игры и упражнения для детей с ОВЗ»

Работа над темой.

Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту.

Декабрь

Математическая игра «Когда это бывает» (части суток).

Консультация «Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач»

Январь

Настольно-печатные игры, коллективно строительные игры с элементами творчества.

Анкета для педагогов по теме «Математические игры в вашей группе»

Пополнение картотеки игр по теме.

Опросник «Любимые математические игры моего ребёнка»

Февраль

«Узнай по цвету»

Пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек.

Работа над темой.

Рекомендации «Математика – это интересно»

Март

Игры на развитие навыков общения (с математическим содержанием по выбору воспитателя)

Апрель

Игры на развитие мелкой моторики (на выбор воспитателя).

Пополнение предметно – развивающей среды.

Круглый стол «

Май

Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх.

Отчёт по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

консультация для педагогов о роли дидактических игр по ФЭМП...

Мастер-класс "Дидактические игры в ФЭМП у дошкольников"

Данный мастер-класс проводился для курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ. Игры можно использовать начиная с младшей группы....

Дидактические игры по ФЭМП для дошкольников

Дидактические игры по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста...

Дидактическая игра по ФЭМП для дошкольников с затруднениями в обучении 4-6 лет "Башня"

Данная игра хорошо способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет: помогает развить счетные операции сложения и вычитания в пределах 5 и 10, закрепить узнав...

Подборка дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

Представлена подборка игр математического содержания для дошкольников...

Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников

Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

«Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников».

Для использования в работе с педагогами...