Тема по самообразованию "Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников " и план работы.
материал по математике (средняя группа)
Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ТЕМА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ» И ПЛАН РАБОТЫ
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2021
Цель: прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр, сделать увлекательным для ребенка, усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
- Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Приобщение к предмету в игровой форме.
Сроки: учебный 2021 – 2022год.
Практический выход: отчет.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это большое
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.
Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.
Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.
Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:
- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).
- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
- страдают зрительное и слуховое внимание.
- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).
Ведущие идеи:
-потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
-готовность к педагогическому творчеству;
-личностно-ориентированный подход к воспитанникам;
-сотрудничество педагога и воспитанника.
Основные принципы:
-непрерывность,
-целенаправленность,
-интерактивность,
-единство общей и профессиональной культуры,
-взаимосвязь и преемственность,
-доступность,
-опережающий характер,
-вариативность.
Ожидаемые результаты:
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.
Родители:
-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.
Ребёнок, воспитатель:
-Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ.
-Сплочение детского коллектива.
-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.
Воспитатель:
-Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка дидактических игр.
ФОРМА ОТЧЁТНОСТИ:
- Картотека игр по данной теме.
- Консультация для родителей по теме.
- Выставка пособий, сделаны своими руками.
- Консультация для педагогов.
- Анкета для родителей.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | Дидактическая игра «Составь лист из половинок» . | Изучить научно – методическую литературу по теме. | ||
Октябрь | Дидактическая игра «Подбери по цвету» | Оформление предметно – развивающей среды в течении года. | Анкета для родителей по теме. | |
Ноябрь | «На что похожа фигура» «Шнуровальные картинки» | Оформление выставки «Математические игры и упражнения для детей с ОВЗ» | Работа над темой. | Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту. |
Декабрь | Математическая игра «Когда это бывает» (части суток). | Консультация «Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач» | ||
Январь | Настольно-печатные игры, коллективно строительные игры с элементами творчества. | Анкета для педагогов по теме «Математические игры в вашей группе» | Пополнение картотеки игр по теме. | Опросник «Любимые математические игры моего ребёнка» |
Февраль | «Узнай по цвету» Пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек. | Работа над темой. | Рекомендации «Математика – это интересно» | |
Март | Игры на развитие навыков общения (с математическим содержанием по выбору воспитателя) | |||
Апрель | Игры на развитие мелкой моторики (на выбор воспитателя). | Пополнение предметно – развивающей среды. | Круглый стол « | |
Май | Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх. | Отчёт по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр по ФЭМП для дошкольников
консультация для педагогов о роли дидактических игр по ФЭМП...
Мастер-класс "Дидактические игры в ФЭМП у дошкольников"
Данный мастер-класс проводился для курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ. Игры можно использовать начиная с младшей группы....
Дидактические игры по ФЭМП для дошкольников
Дидактические игры по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста...
Дидактическая игра по ФЭМП для дошкольников с затруднениями в обучении 4-6 лет "Башня"
Данная игра хорошо способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет: помогает развить счетные операции сложения и вычитания в пределах 5 и 10, закрепить узнав...
Подборка дидактических игр по ФЭМП для дошкольников
Представлена подборка игр математического содержания для дошкольников...
Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников
Материал будет интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
«Использование дидактических игр по ФЭМП у дошкольников».
Для использования в работе с педагогами...