Программа проведения выставки дидактических игр и пособий по экспериментированию
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Коняшова Елена Владимировна

В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации экспериментальной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2015-2016 учебный год, приказа заведующего от 18.03.2016 № 26/1 «О проведении выставки дидактических игр и пособий по экспериментированию»  19.04.2016 была  проведена выставка дидактических игр и пособий по экспериментальной деятельности. Воспитателями и специалистами МБДОУ были разработаны, изготовлены дидактические игры и пособия по экспериментальной деятельности, которые они представили на выставке - презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации экспериментальной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2015-2016 учебный год, приказа заведующего от 18.03.2016 № 26/1 «О проведении выставки дидактических игр и пособий по экспериментированию»  19.04.2016 была  проведена выставка дидактических игр и пособий по экспериментальной деятельности. Воспитателями и специалистами МБДОУ были разработаны, изготовлены дидактические игры и пособия по экспериментальной деятельности, которые они представили на выставке - презентации.

Программа проведения:

Воспитатель (группа №2) 1 младшая группа

Игра-эксперимент с водой «Буря в стакане»

Цель:

  1. Формировать у детей навыки практического  экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
  2. Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха.
  3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Оборудование:

Мелкие игрушки, пластиковые стаканчики с водой на каждого ребенка, трубочки для коктейля.

Ход игры:

Воспитатель раздает на каждого ребенка пластиковый стаканчик с разным количеством воды и предлагает с помощью трубочек для коктейля сделать выдох. Сила выдоха регулируется в зависимости от количества воды в стакане.

Вывод: Все живые существа выдыхают воздух. Пузырьки в воде- это воздух, который мы выдыхаем.

Воспитатель. (группа № 2) 1 младшая группа

« Разноцветная водичка»

Цель:

Формировать познавательные интересы детей через экспериментальную деятельность, знакомить детей со свойствами воды, закреплять знания основных цветов. Побуждать детей делать простейшие выводы, развивать любознательность.

Ход игры:

Воспитатель наливает в стаканчики воду, дети рассматривают ее, выделяют свойства( без цвета, прозрачная, без запаха).

Затем воспитатель предлагает окрасить воду, в соответствии с цветом капельки на стакане. Делаем вывод: вода приобретает цвет той краски, которую добавляют в воду.

Воспитатель (группа №3) 1 младшая группа

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: Формировать у детей умения рассказывать какие предметы тонут, а какие плавают. Активизировать в речи детей слова: тяжелый, легкий.

Ход: Из мешочка дети вынимают предметы и кладут в воду, называют предмет и говорят какой это предмет  тяжелый или легкий, плавает он или тонет в воде.

Воспитатель старшая группа

«Запах,вкус,свет,звук»

Цель:

Формировать у детей представления о необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе, учить беречь свои органы чувств. Развивать у детей обоняние, вкусовой анализатор, слух, мышление, внимание, память. Способствовать развитию речи детей. Расширять их кругозор.

Содержание игры:

Игра содержит « секции «Свет» « Запах» «Вкус» «Звук». Можно использовать сразу « секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза- зрение, уши- слух, язык-вкус, нос-обоняние. Также отдельные секции по разному их комбинируя. Например, изучая овощи и фрукты, я использовала «Запах и вкус».

Первая секция «Свет»

Здесь собраны предметы для игры со светом. Это зеркала(для игры с солнечным зайчиком), «разноцветные стеклышки» ( вырезала из плотных, прозрачных листов для брошюрования, для удобства разложила в конвертики по цветам), разноцветные очки для солнца. Также сделала по количеству детей « разноцветные стеклышки» с ручками. Наблюдаем через них как меняется окружающий мир(становится темнее, светлее, ярче.) Затем обсуждаем, делимся впечатлениями.

Вторая секция «Запах»

Состоит из контейнеров для различных запахов (сделала из яиц киндер- сюрпризов, с одной стороны, при помощи нагретой иголки сделала маленькие дырочки), а также различных ароматических масел. Кладем вещества, предметы( лимон, чеснок, и др.) в контейнер и закрываем, если это ароматическое масло( мята, пихта, персик и др.) , то капаем немного на ватный тампон и кладем в контейнер. Конечно, «пахучие» вещества, предметы мы готовим непосредственно перед игрой.

Варианты заданий: «Узнай по запаху», « Найди такой же запах».

Третья секция «Вкус»

Здесь собраны вещества с различными вкусовыми качествами: соль, сахар, мука, лимонная кислота. Также, конечно, использую свежие продукты( овощи, фрукты и др.)

Варианты заданий: «Узнай на вкус», «Угадай, какой вкус?»( кислый, соленый, сладкий, горький). « Что, каким бывает?» (кислый -лимон, клюква., сладкий – конфета, сахар и т.д.)

Четвертая секция «Звук»

Содержит «Шумелки»: баночки с различными крупами ( горох, рис и др.) , мелкими предметами (бусинки, пуговички, кнопочки и др.) В общем, баночки, создающие различный шум когда их трясешь.

Варианты заданий: « Какой звук» (громкий, тихий, звонкий, глухой), «Найди такой же», «Найди все громкие(тихие)», «Найди самый звонкий(тихий)».

Учитель-дефектолог

«Простые опыты с водой»

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды, со способами исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь. Воспитывать бережное отношение  к воде

Ход игры

I вариант – играют 1-2 человека

Для игры приготовить воду, емкости разной формы, краски, формочки, соль, сахар… Ребенок сам выбирает карту опыта и весь необходимый материал для него.

II вариант - педагог выставляет карту опыта.  Ребенок подбирает к ней соответствующие карточки

    IIIвариант – играет 4-5         человек  Ребенок берет из мешочка     карточку                                                              и называет свойство воды.

Воспитатель (группа №4) старшая компенсирующей направленности

«Лед, вода, пар»

Цель: Развивать представления детей о единстве агрегатных состояний воды: «лед-вода-пар» Развивать способности к преобразованию.

Материал: Символы, картонный синий  квадрат – «Лед», белый кружок на котором изображены волны и пузырьки- «Вода» , белое картонное облако, картонный кружок со снежинками и Дедом Морозом: кружок с изображением солнца на красном фоне( 2 экземпляра, второй в уменьшенном размере для ребенка)

Ход:

Ознакомить детей с состоянием воды в различных условиях в процессе проведения игры со словами:

Опыт нам узнать поможет

Вода, лед, пар, одно и тоже                            дети «Плавают»

Лед растает и тогда

Будет у него (вода)

Если сильный сильный жар                        « поднимают руки вверх и вращают кистями»

Если пар вдруг охладится

Превратится пар в водицу                          «плавают»

Если холод вдруг придет                         «Сжимают кулачки, прижимают к груди

Из водицы будет лед

Зимой и летом круглый год

Дружат Пар, Вода и Лед

2 вариант

Воспитатель показывает картинки, дети «превращаются»

3 вариант

За столом – у воспитателя «набор символов»

У ребенка точно такой же набор символов по половине

  1. Знакомство «Если облако летит, пар оно изобразит.

Хорошо мы все запомнили что водичка- это волны.

А синий квадратик это твердый лед

Это каждый разберет.

Все теперь картинки знаем

Лед и воду отличаем

Если солнцу появиться

Лед в водичку превратится.

Будем дальше греть водицу

В пар водица превратится

Пар мы будем охлаждать

Воду будем получать.

Воспитатель (группа №7) старшая группа

Д/игра «Определяем наощупь»

Цель:

Учить детей на ощупь определять геометрические фигуры, развивать органы чувств, осязание.

Ход игры:

Дети по очереди опускают руку в чудесный мешочек, обследуют пальчиками фигуру, называют ее, а только потом достают и проверяют.

«Определяем по запаху»

Цель:

Развивать вкусовые ощущения, память. При помощи обоняния определять, что находится в яичке, определить способ опознания содержимого.

Ход:

Ребенок берет одно яичко(киндер) с одной стороны проделаны отверстия, подносит к носу и отгадывает, чем пахнет (называет лимон, огурец, яблоко, чеснок) потом находят такой же по запаху.

Воспитатель « Свойства стекла»(схемы)  (группа № 5) подготовительная группа

Цель:

Ознакомление детей со свойствами стекла

Задачи:

Развивать познавательный интерес к предметному миру.

Формировать умение устанавливать прич.-следственные связи на основе опытов.

Стимулировать желание экспериментировать предметами из стекла.

Формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами.

Закреплять умение пользоваться схемами.

Воспитатель (группа № 4) старшая компенсирующей направленности

Д/игра «Тонет не тонет»

Цель:

Систематизировать знания детей о свойствах предметов.

Ход игры:

Играющих может быть от  1 до 4 человек. Детям раздаются квадратные большие карточки. Предлагается найти из четырех предметов предмет который тонет или не тонет. С помощью отдельных маленьких карточек ребенок может проверить правильность своего ответа.

Эта игра сделана по принципу четвертый лишний. Дети учатся выделять, обобщать, развивается внимание, память, мышление. Игра интересна тем, что в ходе игры ребенок может сам проверить правильность своего ответа с помощью маленьких карточек, на которых изображен предмет, утонувший или плывущий по поверхности воды. Игру можно дополнять, увеличивая количество карточек, усложнять предметами в зависимости от возраста детей.

Воспитатель (группа № 10) подготовительная компенсирующей направленности

Схема «Круговорот воды в природе»

Цель» Формировать знание о

-  Круговороте воды в природе. Выявить изменения жидкости при замерзании, парообразовании, кристаллизации. Воспитывать бережное отношение к воде.

- Выяснить, что человек состоит из воды. Как поступает вода в организм и как его покидает.

Воспитатель (группа №5) подготовительная группа

«Тонет –плавает»

Цель:

Закреплять знания о тяжелых и легких предметах, их особенности плавать, тонуть. О давлении воздуха и жидкости.

Ход игры:

Разложить картинки по месту их назначения(наверх- плавает, вниз- тонет)

Использовать вместо картинок символы, обозначающие плавающие и тонущие предметы(круги)

Красный цвет -металлический

Желтый -деревянные

Синий – пластмассовые

Зеленый – резиновые

Оранжевый- бумажные

Голубой- стеклянные

Воспитатель (группа №6) старшая группа

Экспериментирование в средней группе  «Мыло-фокусник»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла., развивать любознательность, наблюдательность, смекалку., закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Материал: Кусочек мыла(туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия: Детки хотите поиграть с мылом? (да)

Проведем первый эксперимент.

Дети трогают и нюхают мыло. Какое оно? (оно гладкое и душистое).

Обследуют воду. Какая она? (теплая и прозрачная)

Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит?

(В воде появляются пузырьки воздуха)

Второй эксперимент:

Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (скользим)

Натирают мокрую губку мылом и погружают ее в воду, отжимают.

Что происходит? ( Вода изменяет цвет и в ней появляется пена)

Ребята играют с пеной:  делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют.

Что происходит? В ней появляются большие пузыри.

Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.

Что происходит? Из трубочки появляется мыльный пузырь, он, легкий переливается на свету. Погружаем конец трубочки вводу и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? Много мыльных пузырей.

Дети ну а сейчас сделаем зарисовки и подведем итог.

Сухое мыло гладкое, мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена, при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать, мыльная пена вызывает жжение -глаза надо беречь.

Молодцы ребята! Сегодня из вас получились отличные исследователи!

Проведение таких экспериментов расширяет у детей кругозор и увеличивает объем знаний. После таких занятий дети запомнят, что играть с мылом можно, но очень осторожно-если попадет в глазки, то будет больно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении Выставки-ярмарки авторских дидактических игр и пособий по художественно-эстетическому развитию детей

Положение о проведении Выставки-ярмарки авторских дидактических игр и пособий по художественно-эстетическому развитию детей...

презентация-обзор выставки дидактический пособий по речевому развитию

laquo;Использование развивающей предметно-пространственной среды в процессе применения игровых технологий по развитию речи» можно использовать как презентацию к своему выступлению...

Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством

В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...

Программа проведения выставки дидактических игр и пособий по речевому развитию воспитанников

В программу выставки  включено описание игр и пособий, которые изготовили педагогические работники МБДОУ в рамках подготовки и проведения педагогического совета....

Программа проведения выставки лепбуков

В программе представлены описания лепбуков, изготовленных педагогами МБДОУ, а также фотографии нескольких лепбуков, участвовавших в разнообразных конкурсах и занявших призовые места...

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей»

В этом году мы вместе с родителями воспитанников организовали и оформили выставку дидактических игр способствующих на развитие мелкой моторики у дошкольников.Для того, чтобы выставка бы...

«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.

laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...