Программа проведения выставки дидактических игр и пособий по экспериментированию
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В целях повышения качества образовательной деятельности в МБДОУ по вопросам организации экспериментальной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2015-2016 учебный год, приказа заведующего от 18.03.2016 № 26/1 «О проведении выставки дидактических игр и пособий по экспериментированию» 19.04.2016 была проведена выставка дидактических игр и пособий по экспериментальной деятельности. Воспитателями и специалистами МБДОУ были разработаны, изготовлены дидактические игры и пособия по экспериментальной деятельности, которые они представили на выставке - презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_didakticheskih_igr_i_posobiy_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
В целях повышения качества образовательной деятельности в МБДОУ по вопросам организации экспериментальной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2015-2016 учебный год, приказа заведующего от 18.03.2016 № 26/1 «О проведении выставки дидактических игр и пособий по экспериментированию» 19.04.2016 была проведена выставка дидактических игр и пособий по экспериментальной деятельности. Воспитателями и специалистами МБДОУ были разработаны, изготовлены дидактические игры и пособия по экспериментальной деятельности, которые они представили на выставке - презентации.
Программа проведения:
Воспитатель (группа №2) 1 младшая группа
Игра-эксперимент с водой «Буря в стакане»
Цель:
- Формировать у детей навыки практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
- Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Оборудование:
Мелкие игрушки, пластиковые стаканчики с водой на каждого ребенка, трубочки для коктейля.
Ход игры:
Воспитатель раздает на каждого ребенка пластиковый стаканчик с разным количеством воды и предлагает с помощью трубочек для коктейля сделать выдох. Сила выдоха регулируется в зависимости от количества воды в стакане.
Вывод: Все живые существа выдыхают воздух. Пузырьки в воде- это воздух, который мы выдыхаем.
Воспитатель. (группа № 2) 1 младшая группа
« Разноцветная водичка»
Цель:
Формировать познавательные интересы детей через экспериментальную деятельность, знакомить детей со свойствами воды, закреплять знания основных цветов. Побуждать детей делать простейшие выводы, развивать любознательность.
Ход игры:
Воспитатель наливает в стаканчики воду, дети рассматривают ее, выделяют свойства( без цвета, прозрачная, без запаха).
Затем воспитатель предлагает окрасить воду, в соответствии с цветом капельки на стакане. Делаем вывод: вода приобретает цвет той краски, которую добавляют в воду.
Воспитатель (группа №3) 1 младшая группа
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: Формировать у детей умения рассказывать какие предметы тонут, а какие плавают. Активизировать в речи детей слова: тяжелый, легкий.
Ход: Из мешочка дети вынимают предметы и кладут в воду, называют предмет и говорят какой это предмет тяжелый или легкий, плавает он или тонет в воде.
Воспитатель старшая группа
«Запах,вкус,свет,звук»
Цель:
Формировать у детей представления о необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе, учить беречь свои органы чувств. Развивать у детей обоняние, вкусовой анализатор, слух, мышление, внимание, память. Способствовать развитию речи детей. Расширять их кругозор.
Содержание игры:
Игра содержит « секции «Свет» « Запах» «Вкус» «Звук». Можно использовать сразу « секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза- зрение, уши- слух, язык-вкус, нос-обоняние. Также отдельные секции по разному их комбинируя. Например, изучая овощи и фрукты, я использовала «Запах и вкус».
Первая секция «Свет»
Здесь собраны предметы для игры со светом. Это зеркала(для игры с солнечным зайчиком), «разноцветные стеклышки» ( вырезала из плотных, прозрачных листов для брошюрования, для удобства разложила в конвертики по цветам), разноцветные очки для солнца. Также сделала по количеству детей « разноцветные стеклышки» с ручками. Наблюдаем через них как меняется окружающий мир(становится темнее, светлее, ярче.) Затем обсуждаем, делимся впечатлениями.
Вторая секция «Запах»
Состоит из контейнеров для различных запахов (сделала из яиц киндер- сюрпризов, с одной стороны, при помощи нагретой иголки сделала маленькие дырочки), а также различных ароматических масел. Кладем вещества, предметы( лимон, чеснок, и др.) в контейнер и закрываем, если это ароматическое масло( мята, пихта, персик и др.) , то капаем немного на ватный тампон и кладем в контейнер. Конечно, «пахучие» вещества, предметы мы готовим непосредственно перед игрой.
Варианты заданий: «Узнай по запаху», « Найди такой же запах».
Третья секция «Вкус»
Здесь собраны вещества с различными вкусовыми качествами: соль, сахар, мука, лимонная кислота. Также, конечно, использую свежие продукты( овощи, фрукты и др.)
Варианты заданий: «Узнай на вкус», «Угадай, какой вкус?»( кислый, соленый, сладкий, горький). « Что, каким бывает?» (кислый -лимон, клюква., сладкий – конфета, сахар и т.д.)
Четвертая секция «Звук»
Содержит «Шумелки»: баночки с различными крупами ( горох, рис и др.) , мелкими предметами (бусинки, пуговички, кнопочки и др.) В общем, баночки, создающие различный шум когда их трясешь.
Варианты заданий: « Какой звук» (громкий, тихий, звонкий, глухой), «Найди такой же», «Найди все громкие(тихие)», «Найди самый звонкий(тихий)».
Учитель-дефектолог
«Простые опыты с водой»
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды, со способами исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к воде
Ход игры
I вариант – играют 1-2 человека
Для игры приготовить воду, емкости разной формы, краски, формочки, соль, сахар… Ребенок сам выбирает карту опыта и весь необходимый материал для него.
II вариант - педагог выставляет карту опыта. Ребенок подбирает к ней соответствующие карточки
IIIвариант – играет 4-5 человек Ребенок берет из мешочка карточку и называет свойство воды.
Воспитатель (группа №4) старшая компенсирующей направленности
«Лед, вода, пар»
Цель: Развивать представления детей о единстве агрегатных состояний воды: «лед-вода-пар» Развивать способности к преобразованию.
Материал: Символы, картонный синий квадрат – «Лед», белый кружок на котором изображены волны и пузырьки- «Вода» , белое картонное облако, картонный кружок со снежинками и Дедом Морозом: кружок с изображением солнца на красном фоне( 2 экземпляра, второй в уменьшенном размере для ребенка)
Ход:
Ознакомить детей с состоянием воды в различных условиях в процессе проведения игры со словами:
Опыт нам узнать поможет
Вода, лед, пар, одно и тоже дети «Плавают»
Лед растает и тогда
Будет у него (вода)
Если сильный сильный жар « поднимают руки вверх и вращают кистями»
Если пар вдруг охладится
Превратится пар в водицу «плавают»
Если холод вдруг придет «Сжимают кулачки, прижимают к груди
Из водицы будет лед
Зимой и летом круглый год
Дружат Пар, Вода и Лед
2 вариант
Воспитатель показывает картинки, дети «превращаются»
3 вариант
За столом – у воспитателя «набор символов»
У ребенка точно такой же набор символов по половине
- Знакомство «Если облако летит, пар оно изобразит.
Хорошо мы все запомнили что водичка- это волны.
А синий квадратик это твердый лед
Это каждый разберет.
Все теперь картинки знаем
Лед и воду отличаем
Если солнцу появиться
Лед в водичку превратится.
Будем дальше греть водицу
В пар водица превратится
Пар мы будем охлаждать
Воду будем получать.
Воспитатель (группа №7) старшая группа
Д/игра «Определяем наощупь»
Цель:
Учить детей на ощупь определять геометрические фигуры, развивать органы чувств, осязание.
Ход игры:
Дети по очереди опускают руку в чудесный мешочек, обследуют пальчиками фигуру, называют ее, а только потом достают и проверяют.
«Определяем по запаху»
Цель:
Развивать вкусовые ощущения, память. При помощи обоняния определять, что находится в яичке, определить способ опознания содержимого.
Ход:
Ребенок берет одно яичко(киндер) с одной стороны проделаны отверстия, подносит к носу и отгадывает, чем пахнет (называет лимон, огурец, яблоко, чеснок) потом находят такой же по запаху.
Воспитатель « Свойства стекла»(схемы) (группа № 5) подготовительная группа
Цель:
Ознакомление детей со свойствами стекла
Задачи:
Развивать познавательный интерес к предметному миру.
Формировать умение устанавливать прич.-следственные связи на основе опытов.
Стимулировать желание экспериментировать предметами из стекла.
Формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами.
Закреплять умение пользоваться схемами.
Воспитатель (группа № 4) старшая компенсирующей направленности
Д/игра «Тонет не тонет»
Цель:
Систематизировать знания детей о свойствах предметов.
Ход игры:
Играющих может быть от 1 до 4 человек. Детям раздаются квадратные большие карточки. Предлагается найти из четырех предметов предмет который тонет или не тонет. С помощью отдельных маленьких карточек ребенок может проверить правильность своего ответа.
Эта игра сделана по принципу четвертый лишний. Дети учатся выделять, обобщать, развивается внимание, память, мышление. Игра интересна тем, что в ходе игры ребенок может сам проверить правильность своего ответа с помощью маленьких карточек, на которых изображен предмет, утонувший или плывущий по поверхности воды. Игру можно дополнять, увеличивая количество карточек, усложнять предметами в зависимости от возраста детей.
Воспитатель (группа № 10) подготовительная компенсирующей направленности
Схема «Круговорот воды в природе»
Цель» Формировать знание о
- Круговороте воды в природе. Выявить изменения жидкости при замерзании, парообразовании, кристаллизации. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Выяснить, что человек состоит из воды. Как поступает вода в организм и как его покидает.
Воспитатель (группа №5) подготовительная группа
«Тонет –плавает»
Цель:
Закреплять знания о тяжелых и легких предметах, их особенности плавать, тонуть. О давлении воздуха и жидкости.
Ход игры:
Разложить картинки по месту их назначения(наверх- плавает, вниз- тонет)
Использовать вместо картинок символы, обозначающие плавающие и тонущие предметы(круги)
Красный цвет -металлический
Желтый -деревянные
Синий – пластмассовые
Зеленый – резиновые
Оранжевый- бумажные
Голубой- стеклянные
Воспитатель (группа №6) старшая группа
Экспериментирование в средней группе «Мыло-фокусник»
Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла., развивать любознательность, наблюдательность, смекалку., закреплять правила безопасности при работе с мылом.
Материал: Кусочек мыла(туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия: Детки хотите поиграть с мылом? (да)
Проведем первый эксперимент.
Дети трогают и нюхают мыло. Какое оно? (оно гладкое и душистое).
Обследуют воду. Какая она? (теплая и прозрачная)
Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит?
(В воде появляются пузырьки воздуха)
Второй эксперимент:
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (скользим)
Натирают мокрую губку мылом и погружают ее в воду, отжимают.
Что происходит? ( Вода изменяет цвет и в ней появляется пена)
Ребята играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют.
Что происходит? В ней появляются большие пузыри.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.
Что происходит? Из трубочки появляется мыльный пузырь, он, легкий переливается на свету. Погружаем конец трубочки вводу и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? Много мыльных пузырей.
Дети ну а сейчас сделаем зарисовки и подведем итог.
Сухое мыло гладкое, мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена, при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать, мыльная пена вызывает жжение -глаза надо беречь.
Молодцы ребята! Сегодня из вас получились отличные исследователи!
Проведение таких экспериментов расширяет у детей кругозор и увеличивает объем знаний. После таких занятий дети запомнят, что играть с мылом можно, но очень осторожно-если попадет в глазки, то будет больно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении Выставки-ярмарки авторских дидактических игр и пособий по художественно-эстетическому развитию детей
Положение о проведении Выставки-ярмарки авторских дидактических игр и пособий по художественно-эстетическому развитию детей...
презентация-обзор выставки дидактический пособий по речевому развитию
laquo;Использование развивающей предметно-пространственной среды в процессе применения игровых технологий по развитию речи» можно использовать как презентацию к своему выступлению...
Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством
В целях повышения качества образовательной деятельности в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...
Программа проведения выставки дидактических игр и пособий по речевому развитию воспитанников
В программу выставки включено описание игр и пособий, которые изготовили педагогические работники МБДОУ в рамках подготовки и проведения педагогического совета....
Программа проведения выставки лепбуков
В программе представлены описания лепбуков, изготовленных педагогами МБДОУ, а также фотографии нескольких лепбуков, участвовавших в разнообразных конкурсах и занявших призовые места...
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей»
В этом году мы вместе с родителями воспитанников организовали и оформили выставку дидактических игр способствующих на развитие мелкой моторики у дошкольников.Для того, чтобы выставка бы...
«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.
laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...