Консультации для воспитателей, проводимые в летний оздоровительный период.
консультация по теме

Разумова Елена Владимировна

Консультации для воспитателей.

"Безопасность детей на дорогах". Представлены возрастные особенности детей и работа проводимая по предупреждению ДДТТ по возрастным группам.

"Оздоровление детей летом". Представлены двигательные модели для детей разных возрастных групп в летний оздоровительный период.

"Организация активного отдыха в летний период". Представлены виды мероприятий.

"Подвижные игры на участке летом".

"Экологическое воспитание детей летом"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Безопасность детей на дорогах, предупреждение

 детского дорожно-транспортного травматизма».

        Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

        На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические:

Ребенок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и с права остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1с. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на этого нужно лишь четверть секунды.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические:

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как игрушечные).

Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка уже в школе постепенно.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок доля других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

        Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания о ППД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

        Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

                Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

        Первая младшая группа.

Содержание работы:

Знакомить с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая машина); учить  называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Дать детям представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»), что поезд ездит по железной дороге (по рельсам).  Знакомить с профессиями людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Дать детям представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Знакомить с цветами: красным и зеленым, со светофором. Детям при этом можно пояснить, что красный и зеленый цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный-зеленый» пояснять детям, что если показываем красный кружок – надо стоять, а если зеленый – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.

Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ.литературы: А.Барто «Грузовик». Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Машины едут», «Бегите ко мне», «Поезд», «Воробушки и автомобили».

Дидактические игры:

«Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор», «Найди свой цвет» (Закреплять умения находить предметы зеленого и красного цвета), «Найди и собери» (На знание частей машины», «Угадай на чем повезешь», «Найди машину, которую назову», «Правильно-неправильно», «Разрешено – запрещено».

Развивающая среда:

Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств, картинки с изображением частей машины. Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.

Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).

Во второй младшей группе продолжать знакомить детей с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями, маршрутными такси).  Закреплять знания детей о том, какой транспорт ездит по дороге, а какой по рельсам, чем отличаются грузовые и легковые машины.

 Дети второй младшей группы уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, постепенно знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте,  должно стать привычкой.

В этой группе нужно знакомить детей со значением светофора, со  всеми цветами: КРАСНЫМ, ЖЕЛТЫМ И ЗЕЛЕНЫМ, с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Необходимо объяснить, чем различается проезжая часть дороги и тротуар. Знакомить с правилами поведения на улице.

Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: А.Барто «Грузовик», В.И. Мирясов «Легковой автомобиль», «Грузовой автомобиль»,  «Автобус», «Троллейбус» и др., С.Михалков «Если цвет зажегся красный», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит». С.Маршак «Светофор», Б. Заходер «Шофер» и др. Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», «Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».

Дидактические игры: «Собери машину», «Светофор», «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку» (на знание транспорта), «Угадай на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – неразрешено» и др.

Развивающая среда:

Простейший макет улицы (желательно крупный): тротуар, проезжая часть, светофор.

Картинки с рамными видами транспорта, с изображениями частей машины, с изображением опасных ситуаций на дороге (мяч на дороге, катание детей с горки на санках около дороги и т.д.).

Трехцветный светофор.

Атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм (руль, маски, шапочки и т.д.).

Средняя группа:

Содержание работы:

В средней группе необходимо закреплять знания об общественном транспорте, знакомить со специализированным транспортом:   пожарной машиной, милицейской машиной, скорой помощью.

Знакомить с дорожными знаками: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, подземный переход, двустороннее движение, дети. Правилами поведения в общественном транспорте. Знакомить, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать на дороге. Ориентировать в том, что движение машин может быть односторонним и двухсторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знакомить детей с «островком безопасности», с его назначением. Познакомить с перекрестком.

Продолжать знакомить с назначением светофора и всех его сигналов.

Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.

Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернуть голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Формы работы:

 Рассказы воспитателя о видах транспорта, о правилах безопасного перехода улиц (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: произведений С.Михалкова, Н.Носов  «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», С.Усачев «Домик у перехода», «Дорожная песня»,  В.Головко «Правила движения», В.И. Мирясов (стихи про транспорт).

 Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Я – шофер», «Пешеходы и водители», «Перекресток» и др.  Просмотр кукольного спектакля. Проведение спортивного праздника «Зеленый огонек».  Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами. Игры с макетами микрорайона, на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».

Дидактические игры:

«Найди свой цвет», «Собери светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Правила поведения», «Путешествие на машинах», «Дорожные знаки», «Знай и выполняй правила поведения» и др.

Развивающая среда:

Макет транспортного светофора (плоскостной).

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.

На макет улицы необходимо нанести пешеходный переход, островок безопасности.

Крупные и мелкие дорожные знаки.

Картинки на классификацию видов транспорта.

Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».

Фланелеграф:дорожные знаки, машины.

Старшая группа:

Содержание работы:

Детей старшей группы знакомить с  информационно-указательными, предупреждающими и запрещающими дорожными знаками, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке.

 Изучать работу регулировщика. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Учить свободно ориентироваться на дороге.

Формы работы: Рассказ воспитателя о  правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», А.Дорохов «Зеленый, желтый, зеленый», А.Усачев «Дорожная песенка», Я.Пушунов (про транспорт), С.Михалков «Скверная история». В.Кожевников «Светофор» и др.

Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Я шофер», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке.  Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за  работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили». Развлечения по правилам дорожного движения.

Дидактические игры:

«О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятан знак?». «Перекресток», «Наша улица», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «О чем говорит…», «Дорожные знаки для пешеходов», «Красный, желтый, зеленый» и др. 

Развивающая среда:

Макет перекрестка. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети смогут сами моделировать улицу.

Набор дорожных знаков, в который обязательно должны входить такие дорожные знаки, как информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Кроме того, если в старшей группе знакомят с работой регулировщика, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ГИБДД, фуражка, шапочки-машины или жилеты-машины.

Подготовительная группа:

Содержание работы:

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются.

Детей подготовительной группы знакомить с особенностями труда водителей различного вида транспорта и правилами поведения водителей на дороге; о том, что есть на дороге «островок безопасности», с его назначением; с особенностями движения транспорта на перекресте, с работой регулировщика; знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знакомить со всеми дорожными знаками: информационно-указательными, запрещающими, предупреждающими и предписывающими, со знаками сервиса. Дать знания о назначении поста ГИБДД на дороге, о работниках ГИБДД. Учить использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, на макетах микрорайонов.

Формы работы: Рассказ воспитателя о  правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы:  -//-, Кожевников «Светофор», И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог», Я.Пишумов «Это улица моя» и др.

Рассматривание картин «Улицы города», «Кем быть?». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Автобус», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке.  Игры-моделированиятс макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за  работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Встречи с сотрудниками ГИБДД. Литературные викторины, КВН, развлечения по ПДД. Проведение подвижных игр: «Воробушки и автомобили» и др.

Дидактические игры:

«Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица» и др.

 Содержание развивающей среды более усложняется:

Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).

Организовывается окно выдачи водительских удостоверений детям, которые сдали  экзамен по ПДД.

Хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также наборы иллюстраций по различным темам, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями.

Настольно-печатные игры (игры с правилами – «ходилки», лото, домино и т.д.).

Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо выть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

В каждой группе – детская художественная литература по тематике дорожного движения.

Работа с родителями:

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.

В одних случаях это могут быть консультации или дискуссии на родительских собраниях, индивидуальные беседы в часы, когда родители приходят за детьми, о проводимых в детском саду занятиях по ПДД. Можно знакомить родителей с материалами по ПДД через наглядную информацию в «уголке безопасности».

Уголок для родителей должен содержать:

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.

Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.

 Рассказы детей о поведении на дороге.

Уголок может быть оформлен так:

Единый стенд (размер зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.

Книжка-раскладушка (или ширмы).

Памятки и т.д.

Представленный на стендах материал можно распределить по рубликам, например «Внимание, дети!» и «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад», «Для Вас родители» и др. Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов). Материалы «уголка безопасности должны быть актуальными, полезными, интересными и хорошо оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, красочные иллюстрации.



Предварительный просмотр:

Прекрасная пора – лето! Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Основная задача педагога при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Летние деньки для педагогов – это обыкновенные рабочие будни, иногда требующие даже большего нервного и физического напряжения. Именно летом для них открывается возможность проявить свое творчество, артистизм, инициативу, раскрыть свои способности.

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма и так далее.

Центральное место занимает режим дня. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом успешного дня является утро радостных встреч. Научите детей встречать грядущий день с улыбки и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день.

Одним из важнейших вопросов в работе в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Бояре» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры — пантомимы и т.д. Именно летом предоставляются наиболее благоприятные возможности для разнообразной игровой деятельности детей, развития и расширения их творческих способностей.

Игры – путешествия.

Игра – путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и. д.

Выставки.

К организации выставки можно привлечь как детей, так и родителей.

Летние праздники.

Настоящий клад для организации летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, лепка и т.д.) Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). Тематика продуктивной деятельности может быть самой разнообразной.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдение за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Большое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закрепление навыков самообслуживания, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций.

Нужно так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Виды деятельности

Особенности организации

Длитель-ность

1

Утренняя гимнастика.

Ежедневно на открытом воздухе или в зале

5 мин.

2.

Физкультминутка.

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности

3-4 мин.

3.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время прогулки.

15-20 мин.

4.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ежедневно во время прогулки.

8-10 мин.

5.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами.

Ежедневно.

Не более 5-10 мин.

6.

Здоровьесберегающие технологии (самомассаж, пальчиковые игротренинги, дыхательная гимнастика).

Ежедневно в режимных моментах.

5-10 мин.

7.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно под руководством воспитателя, на открытом воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Виды деятельности

Особенности организации

Длитель-ность

1

Утренняя гимнастика.

Ежедневно на открытом воздухе или в зале

8 мин.

2.

Физкультминутка.

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности

3-5 мин.

4.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время прогулки.

25-30 мин.

5.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ежедневно во время прогулки.

10-12 мин.

6.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами.

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей.

Не более 10 мин.

8.

Здоровьесбере-гающие технологии (самомассаж, пальчиковые, дыхательные гимнастики).

Ежедневно в режимных моментах.

5-10 мин.

9.

Спортивные игры.

2 раза в неделю.

10 мин.

10.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Виды деятельности

Особенности организации

Длитель-ность

1

Утренняя гимнастика.

Ежедневно на открытом воздухе

12-15 мин.

3.

Физкультминутка.

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности

3-5 мин.

4.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время прогулки.

25-30 мин.

5.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ежедневно во время прогулки.

10-12 мин.

7.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами.

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей.

Не более 10 мин.

8.

Здоровьесбере-гающие технологии (самомассаж, пальчиковые, дыхательные гимнастики).

Ежедневно в режимных моментах.

5-10 мин.

9.

Спортивные игры.

2 раза в неделю.

10 мин.

10.

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Организация  активного отдыха в летний период»

           В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы. Кроме, того, следует отметить, что в настоящее время в силу ряда причин, в том числе экономического характера, многие родители не могут организовать детям полноценный летний отдых, в связи, с чем эта проблема должна решаться с активным участием дошкольных учреждений.

          Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) в дошкольных учреждениях должны проводится еженедельно. Активная и многообразная двигательная деятельность детей длительное пребывание на открытом воздухе способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических особенностей, функционированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

          На лето оставляется план оздоровительной компании. Затем приступают к планированию отдельных мероприятий - разработке сценариев физкультурных досугов, дней здоровья, содержание которых строится на основе программно- методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспитанию детей и зависит от времени года, условий проведения, а также от возраста и уровня подготовленности детей.

          В содержание физических досугов, продолжительность которых, в зависимости от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут, рекомендует включать в себя упражнения, освоенные детьми на физических занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе подвижные игры, эстафеты, аттракционы).

          Физкультурные праздники являются своеобразной формой демонстрации движений детей в различных видах физических упражнений и проявление  двигательных и психологических качеств.  На праздниках используются не только разнообразные  двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т.п. продолжительность праздника составляет от 60 до 90 мин., поэтому при планировании следует предусматривать такое чередование материал, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку исходя из подготовленности детей. Рекомендуется заранее продумать формы поощрения детей, при этом наиболее целесообразными в воспитательном отношении считаются коллективные награды.

          День здоровья характеризуется тем, что отменяются все занятия, режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью. Целесообразно организовать и провести  несложные спортивные соревнования, туристические походы, прогулки за пределы детского сада, физкультурный праздник или досуг. Нередко в этот день детям в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляются гигиенические навыки. Деятельность дошкольников не ограничивается участием в различных физкультурно - оздоровительных мероприятиях: имеют место различные формы трудовой (коллективная уборка территории детского сада, работа по уходу за растениями на участке и др.), а также творческой (конкурсы танцоров, художников, певцов, музыкантов, чтецов и др) деятельности.

          При организации физкультурного досуга или праздника, для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление мест их проведения (спортивного зала или площадки) в соответствии с содержанием мероприятий активного отдыха, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных ритуалов (например, торжественных церемоний открытия и закрытия с выносом вымпелов соревнующихся команд, парада и представления участников, приветствия команд и зрителей, показательных выступлений юных спортсменов и т.п.).

          Подготовка к участию в мероприятиях активного отдыха проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях и их закреплении во время прогулок и утренней гимнастики. Однако некоторые игры, эстафеты и аттракционы, а также несложные по структуре упражнения могут применяться без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема:                       «Подвижные игры на участке летом»

 Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

       Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

     Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

     В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

    На прогулке воспитатель может  использовать различные виды игр: подвижные, малоподвижные, спортивные игры – соревнования, игры – забавы, сюжетно – ролевые игры, дидактические словесные  игры, творческие игры, пальчиковые игры, настольные игры и мн. другие  – с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также учитывая погодные условия.

     Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.    В подвижных играх можно применять все виды движений. 

  Одним из основных средств  физического воспитания являются подвижные игры.

    Подвижная игра – сознательная  активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий , которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа « Лови!», « Беги!», « Стой!».

    Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

     Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экологическое  воспитание детей летом»

                       

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

     Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.  Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.   Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования  у дошкольников основ экологической культуры.
       Формирование экологической воспитанности дошкольника старшего возраста  предполагает решение следующих задач:

  • •           Расширять представления о растительном и животном мире;
  • •             Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
  • •              Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
  • •             Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
  • •              Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.

Как построить работу с детьми в летний период , чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Воспитатель  может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие , ответить на многие вопросы , интересующие детей .

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря,  краткосрочные проекты,  экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.

          К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые надо соблюдать ( количество  сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов , дорог и т.д).

 Методы и приемы , используемые в летний период, - наблюдения, беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок , краткосрочные и долгосрочные и др.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

 Ребята знакомятся с такими  с такими растениями , как кипрей, тысячелистник, подорожник, рассматривают жучков, бабочек, шмелей, муравьев, червей, услышат пение птиц. Воспитатель учит детей видеть проявление жизни природы , в частности растений, во всей ее полноте. Для этого проводится цикл наблюдений и составляется  летний календарь природы, который позволяет систематизировать и обобщить увиденное.

   Работу  с детьми надо построить так. Чтобы ребенок с интересом рассматривал в траве муравья, жука, грибочек, с интересом копался на грядке. Такое увлечение не пройдет бесследно: он не сломает напрасно ветку, не убьет напрасно шмеля или муравья , не обит птицу. Организуя наблюдения за насекомыми , червяками, воспитатель учит детей преодолевать чувство страха, брезгливости.

    Во время экскурсий, пеших прогулок можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, например, подорожника, мать и мачехи, иван-чая, клевера и т.д., из  которых получат чай , настой, сироп, масло, порошок.

Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

 Непосредственные наблюдения  дают возможность представить, как происходит развитие растений и насекомых, увидеть гармонию в природе.

     Во время наблюдений педагог должен учить детей видеть очарование природных уголков своего родного города, края, чтобы аромат цветов, детства, родины, они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять родную природу, заботиться о ней- так как в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое.

Какие экологические игры   можно провести сейчас с детьми?

Летняя скорая помощь

◈ Во время прогулки надо замечать  больные места. Сломанная ветка? Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомним  сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Понаблюдаем за работой муравьев.

◈ В конце прогулки подводим  итог — кому мы  сегодня помогли? Кто скажет нам  спасибо?

◈ Понаблюдаем  за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма. Прочитаем  стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».

◈ Завели  «Календарь полезных дел», заполняем  его рисунками-воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка, причудливая веточка и т. д. Туда же  зарисовываем  те события, в которых мы  участвовали,  придумаем  рассказы, сказки.

◈ Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные моменты. В конце лета сделаем  выставку фотографий, рисунков.

◈ Помним  о важности  методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с природой: нам больно — и ей больно, нам радостно — и ей радостно. Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу. Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку, сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т. п.

◈ Провожу с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где земля поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а какие реже (алоэ), почему? Ведем  зарисовки, сделали  огород на окошке.

◈ Наблюдаем  за рябиной, за его цветением.  Беседуем о том,   какую пользу приносят деревья и кустарники? Почему растения для приготовления лекарственных отваров лучше рвать в лесу?  Беседуем  о том, откуда берутся шрамы у деревьев.

◈ В конце лета подведем  итог наблюдениям, побеседуйте о том, что полезного узнали, сделали. Дети вместе с родителями готовят материал к выставке « Что нам лето принесло».

Часто использую произведения. Например: «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого, «Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»

Консультация "Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период"...

Консультация для родителей "Закаливание в летний оздоровительный период".

Консультация предназначена дя приобщения родителей к здоровому образу жизни....

Консультация «Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»

Лето, прекрасная пора, нет занятий, но детям не должно быть скучно.  Каковы же особенности работы с детьми в летний период?...

Консультация «Организация физкультурной работы в летний оздоровительный период»

Летний период является благоприятным для укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм,...

Консультация для родителей дошкольников в летний оздоровительный период

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете удел...

Цикл консультаций для воспитателей "Готовимся к летней оздоровительной кампании"

В консультациях даны рекомендации педагогам по подготовке к работе в летний период...