Семинар «Организация образовательного взаимодействия с семьями воспитанников»
методическая разработка на тему
Цель семинара — повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи семинара:
- Познакомить педагогов с психологическими закономерности общения.
- Расширять знания педагогов о современных формах работы с родителями и методах активизации родителей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vzaimodeystvie_s_roditelyami_21.02.2018.docx | 49.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Организация образовательного взаимодействия
с семьями воспитанников»
Цель — повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с психологическими закономерности общения.
- Расширять знания педагогов о современных формах работы с родителями и методах активизации родителей в ДОУ.
Ход семинара
Часть 1
Ведущий:
Уважаемые коллеги, я рада всех вас приветствовать. В начале нашего семинара предлагаю упражнение «Сердечки».
Упражнение «Сердечки»
(Педагоги сидят в по кругу. Ведущий передает коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял). Данное упражнение способствует формированию адекватной самооценки и положительному настрою на дальнейшее взаимодействие в предложенном мероприятии.
Ведущий:
Нормативные документы нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Ответы участников семинара.
(При необходимости ведущий дополняет ответы высказывания обсуждаются)
- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
- неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
- излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует детей, настраивает против детского сада.
- воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Ведущий:
Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
(Каждому педагогу предлагаются карточки, в которых необходимо выбрать правильный ответ)
1. А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
(Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б)
Если правильны не все ваши ответы, вам есть над чем работать.
Ведущий:
Хочу рассказать вам о закономерностях общения с родителями.
Мини-лекция «Закономерности общения»
Ведущий:
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Нельзя рассказывать о чужих детей.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Роль глаз в невербальном общении очень значительна. Глаза являются важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные.
Отсутствие взгляда также может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения.
Взгляд может «выражать больше, чем слова». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.
В общении людей важно, на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них. Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор.
Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми, при сильном приближении разговор может не получиться. Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см до 1м.
Общение конечно возможно и на расстоянии от 1м - до 4 м. Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.
Однако нет точного расстояния удобного для всех людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.
Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.
Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.
Во-первых, важна собственная настройка «слушающего». Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса «затевать процесс слушания» бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.
Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.
Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.
Активно слушать собеседника — означает:
- Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
- Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
- Результаты применения активного слушания:
- Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
- Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
- Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
- Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Ведущий:
Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Упражнение «Общение с родителями — это...»
Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание: первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. п. Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.
Часть 2
Ведущий:
Осознанное включение родителей в совместный с воспитателями образовательный процесс, создание единого пространства для развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы.
Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Сегодня мы рассмотрим наиболее подробно нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы:
информационно-аналитические;
наглядно-информационные;
досуговые;
познавательные.
1. Информационно-аналитические формы работы.
Цель: сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
- Проведение социологических опросов
- Анкеты
- Индивидуальные беседы
- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
- «Почтовый ящик»
2. Наглядно-информационные формы работы.
Цель: знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
- Информационный родительский уголок
Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Информация должна быть актуальной, соответствовать возрастным особенностям развития детей, теме недели. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
- Дни открытых дверей группы.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые формы образовательной деятельности, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в развитии своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению образовательной деятельности. После таких мероприятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
- Прайс-листы.
Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка, в соответствии с возрастом. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
- Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
- Интернет - страничка для родителей.
Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях.
3. Досуговые формы работы.
Цель: установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.
- Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны развития ребёнка.
- Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, по решению годовых задач, тем недели, запросам родителей и потребностям детей.
- Спортивные досуговые мероприятия, экскурсии;
- Выставки совместного творчества;
- Совместные проекты;
- Семейный фото-стенд, фото-выставки;
- Стен-газета;
- Выставки семейных коллекций;
- Спектакли.
4 . Познавательные формы работы
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
- Семинары – практикумы;
- Педагогическая гостиная;
- Родительские собрания в нетрадиционной форме.
Более подробно сегодня рассмотрим такую форму работы с семьей как «Нетрадиционные родительские собрания», а также познакомимся с методами активизации родителей на таких собраниях.
«Педагогическая лаборатория»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
В начале года родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки в общей форме, а для каждого родителя индивидуальные памятки. Личности детей на собрании обсуждать запрещается.
«Читательская конференция»
Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»
«Аукцион»
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех лет, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум»
На собрании могут выступать не только педагоги, но и родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты.
«Душевный разговор»
Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
«Мастер – класс»
Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут поделиться своим опытом. В конце собрание подводиться итог. Родители дают практические советы и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта».
Ведущий:
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:
- «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
- «Коллективная запись». Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга прописывают и определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение.
- Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…». Обычно используется на завершающем этапе родительского собрания. Метод обратной связи помогает определить уровень значимости и осознания родителями предложенной на собрании информации. Воспитатель предлагает поделиться своими впечатлениями о прошедшем собрании, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (родители могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т.д.)
Ведущий:
Закрепим полученную информацию второй части нашего семинара с помощью упражнения «Сортировка»
(Ведущий раздает педагогам листочки, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим конвертам, подписав их, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные).
(Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВН, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, почта).
Ведущий:
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка.
Нетрадиционные формы работы с родителями повышают их интерес к вопросам воспитания детей, активизируют родителей на решении проблем воспитания, значительно увеличивают явку на родительские собрания.
Участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся активными участниками в воспитании детей.
Таким образом, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...
«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармонично...