Информационная справка о содержании развивающей среды в ДОУ
методическая разработка на тему
В данном материале кратко описывается содержание развивающей предметно-пространсевенной среды МДОУ "Детский сад № 10" Заводского района г. Саратова с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_spravka_o_prs.docx | 910.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная справка
о содержании развивающей среды
МДОУ «Детский сад № 10» Заводского района г. Саратова
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
При создании развивающей образовательной среды педагоги нашего дошкольного учреждения руководствовались ФГОС ДО и опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых. При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.
Учитывая требования к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с фойе детского сада. Здесь находятся информационные стенды «Методическая работа ДОУ», «Аттестация», «Попечительский совет» и др. В фойе детского сада организуются разнообразные тематические выставки с привлечением родителей.
Приёмные комнаты (раздевалки) оснащены родительским центром «Для Вас, родители», папками-передвижками с информацией для родителей. Предусмотрено место для выставок детского творчества (рисунков, поделок, с обозначенной темой, задачами и полученным результатом).
Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях организована так, что каждый ребенок имеет возможность общения, уединения, может объединиться подгруппами по общим интересам или свободно заниматься любимым делом. Пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом.
Так как наше учреждение реализует образовательную программу, которая опирается на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы и предусматривает развитие детей по пяти образовательным областям, указанным во ФГОС ДО, то пространство групповых комнат разграничено в виде центров развития по областям:
- социально коммуникативное развитие:
- центры сюжетно ролевых игр;
- центры безопасности;
- зоны патриотического развития.
- познавательное развитие:
- центры познавательного развития;
- центры природы.
- речевое развитие:
- книжные зоны;
- художественно-эстетическое развитие:
- центры конструктивной деятельности;
- центры музыкально - театральной деятельности;
- центры изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
- физическое развитие:
- Центры физического развития.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно–пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды выражена организацией образовательного пространства групп, обеспечивающей игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Вариативность заключается в использовании детьми лёгких переносных ширм, полифункциональных атрибутов, необходимых для ролевых игр, удобных ящиков для мелкого игрового материала, столиков и диванов, модульной мебельи. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей. Развивающая предметно–пространственная среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Игровая активность (деятельность) развивается в «Центре сюжетно-ролевых игр», где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.). Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы игрушек и предметов, помогающих отобразить социальный быт (мебель, посуда, игрушки – орудия труда, куклы, фигурки животных (взрослых и их детенышей). Так же имеются материалы, учитывающие гендерную направленность, то есть интересы мальчиков и девочек.
Познавательная активность детей формируется воспитателями при помощи различных методов, средств и материалов, стимулирующих познавательное развитие детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы. Имеется большое количество игр по развитию мышления, настольные игры.
Центр природы, представлен разнообразными комнатными растениями в соответствии с возрастом и требованиями программы. Дети могут выращивать растения, ухаживать за ними, проводить эксперименты. Есть все необходимое для ухаживания за растениями. Имеется наглядный материал по ознакомлению с растениями в природе, животными и т. д. имеются схемы, модели, которые позволяют детям составлять описательные рассказы, систематизировать знания о временах года и т. д.
Для изучения детьми правил безопасного поведения в группах имеются методические пособия по правилам дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др., макет «Улица», дорожные знаки, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры).
Группы оборудованы мини-библиотеками, в которых имеются книги разных жанров: сказки, рассказы, познавательная литература, стихи. Произведения соответствуют возрасту детей и текущей календарной теме периода.
Имеются портреты детских писателей и поэтов, альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов), схемы для заучивания стихотворений и для пересказа произведений.
Творческой активности и самовыражению средствами искусства способствуют организованные в группах центры изобразительной деятельности. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, пастель, формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.
Центры музыкально-театральной деятельности представлены набором детских музыкальных инструментов, различными видами театра: пальчиковым, настольным, кукольным, театр с игрушками Бибабо, театр картинок и т. д. Имеются ширмы для театрализации и костюмы для детей, маски персонажей.
Музыкальный зал эстетично оформлен. Постоянно меняются декорации в зависимости от проводимого мероприятия. Имеется музыкальный центр, мультимедийная установка, предметы демонстрационного материала, музыкальные инструменты.
Двигательной активности детей способствуют наличие в группах свободного пространства и физкультурных центров с различным спортивным инвентарем. Это мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцебросы, скакалки и т.д.. Имеется и нестандартное оборудование, которое изготовлено руками воспитателей и инструктором по физической культуре: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Задача педагогов научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Физкультурная НОД проходит в музыкальном зале. В ДОУ имеется следующее спортивное оборудование: дугами для подлезания, обручи, скакалки, мячи в достаточном количестве, ребристые коррекционные дорожки для хождения, кубы разного размера, степы и т. д.
В обстановках групп, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».
Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Имеется в МДОУ «Детский сад № 10» и методический кабинет. Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому моя задача, как старшего воспитателя - организовать работу этого методического центра.
Важное место в работе кабинета отвожу правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада условно разделила на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования. Арсенал педагогической мысли постоянно пополняется. Слежу за выходом новинок методической литературы. Размещаю методическую литературу по областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Так же в методкабинете существует и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии.
Значительное место отводятся в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад» и др.
В методическом кабинете собраны нормативные и инструктивные материалы в соответствии с ФГОС ДО. Имеются документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», ООП ДО, с которыми ознакомлены все сотрудники ДОУ.
Отдельно находятся методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием, планы методических мероприятий, работы с родителями и т.д.
В методическом кабинете хранится наглядный материал. Этот материал используется педагогами для проведения НОД и других видов деятельности (картины, пособия, иллюстрации, литература для детей, подборка стихов по теме и т.д.).
Создан банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
В методическом кабинете оформлен информационный стенд для воспитателей «Методический уголок», на котором размещаются: расписание занятий, сведения о консультациях, семинарах, заседаниях педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием мероприятия (курсы, смотры и пр.).
В методическом кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями.
Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Необходимо, чтобы все формы организации работы педагогического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост. Не менее важной задачей старшего воспитателя является формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию авторской модели дошкольного учреждения, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей. Методический кабинет имеет необходимое техническое и компьютерное оснащение.
Таким образом, методический кабинет является лабораторией творческого труда воспитателей, где каждый педагог приносит новые знания, новые мысли и идеи, обогащая свой опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ».
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.Данный возраст характеризуется повышенной любознательно...
Аналитическая справка воспитателя о развивающей среде средней группы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №13 Курортного района Санкт – Петербурга. Аналитическая справка о результате личного участия педаго...
Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, иг...
Содержание развивающей среды МДОУ «Детский сад с. Пигари» созданной воспитателем старшей и подготовительной группы Казаковой А.В.
Главное место, в воспитательно–образовательном процессе отведено основным видам деятельности дошкольников: игровой, продуктивной, познавательно – поисковой, чтению художественной литературы, которые з...
Аналитическая справка "Создание предметно-развивающей среды в группе"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО» Воспитатель дошкольного отделенияПавлова Любовь Анатольевна...
Информационная справка содержание развивающей среды
Содержание предметно-развивающей среды...
Информационная справка о содержании развивающей среды в младшей (от 3 до 4 лет) группе
Организация предметно-развивающей среды в младшей(от 3 до 4 лет) группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонност...