Аналитический отчет «Методическое сопровождение образовательного процесса ДОО»
методическая разработка на тему
Аналитический отчет
старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 128»
Шевченко Ирины Сергеевны
«Методическое сопровождение образовательного процесса ДОО»
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение функций ДОУ в новых экономических условиях повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
Наибольшую актуальность представляют вопросы:
- Как определить новые задачи ДОО?
- Какая идея должна быть положена в основу преобразования его развития?
- Как стимулировать педагога к повышению профессиональной компетенции?
- Как и какие условия необходимо создать для творческого роста педагога с учетом его индивидуальных особенностей профессиональной подготовки, способности к коммуникативности.
Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. От воспитателя в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, успешное развитие и обучение воспитанников. Анализ ситуации в ДОУ показывает, что методы работы, уровень знаний, умений у части педагогов недостаточен для выполнения их профессиональных обязанностей в современных условиях.
Воспитатель ДОУ в настоящее время должен осознавать значительность своей социальной миссии, обеспечивать полноценное воспитание детей и их психологическую защиту.
Анализ показывает, что в методической работе в ДОУ имеется группа проблем.
Недостаточная результативность работы по развитию профессионального мастерства педагогов:
- не происходит ожидаемого роста профессионального мастерства, рационального использования внутреннего потенциала;
- недостаточно развиваются различные профессиональные умения (рефлексивные, прогностические, аналитические, целеполагания, проектировочные, организационно-деятельностные, коммуникативные, контрольно-оценочные);
- слабо формируются умения, необходимые для инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности;
- отсутствуют навыки психологического самоанализа собственной педагогической деятельности.
Для решения данной группы проблем мы определили цели, задачи и основные направления работы методической службы по единой методической теме «Совершенствование методического обеспечения системы работы по повышению профессиональной компетенции педагогов».
Организация методической работы
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., методическая служба призвана обеспечить:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель методической службы
Обеспечение деятельности системы внутреннего управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии методической работы: переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно ориентированный подход в организации образовательного процесса, перевод методической системы на диагностическую основу; подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, личностной самореализации, самоорганизации.
Задачи методической службы
Ориентированы на реализацию программы развития детского сада, а так же реализацию годовых задач деятельности учреждения на текущий год:
- обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей и специалистов;
- создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
- организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах;
- проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов;
- повышение уровня образованности (знаний, умений и навыков), воспитанности;
- осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива;
- изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта.
Основные направления деятельности методической службы
Аналитическая деятельность
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов ДОУ;
- создание базы данных о педагогических работниках ДОУ;
- выявление затруднений дидактического и методического характера;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы педагогов ДОУ;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ;
- изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования.
Информационная деятельность
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.)
- ознакомление педагогических работников ДОУ с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- информирование педагогов ДОУ о новых направлениях в развитии дошкольного образования, видеоматериалов, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание видеотеки.
Организационно-методическая деятельность
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и других форм работы с педагогами;
- участие в разработке программы развития ДОУ;
- методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства;
- организация проведения экспертизы авторских методических материалов.
Консультационная деятельность
- организация консультационной работы для педагогов ДОУ (индивидуальное, групповое консультирование);
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогов ДОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Образовательная деятельность
- формирование инновационой направленности в деятельности педагогического коллектива;
- организация работы по изучению новых образовательных программ, нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов;
- специализация и углубление знаний, обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, методами, средствами;
- оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуально-дифференцированной основе;
- консультативная помощь педагогам в организации самообразования;
- повышение общего уровня профессиональной педагогической культуры;
- помощь в адаптации к новым условиям педагогической деятельности.
Контрольно-диагностическая деятельность
- стимулирование деятельности педагога;
- сочетание административного, коллективного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога;
- установление соответствия результатов образовательного процесса основным нормативам и стандартам;
- внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности.
Регулятивно-коррекционная деятельность
- отслеживание поэтапных результатов образовательного и оздоровительного процессов;
- разработка и адаптация к условиям ДОУ мониторинговых методик и программ по длительному наблюдению за педагогической деятельностью, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, образовательного и оздоровительного процессов.
Мотивационно-целевая деятельность
- стремление к достижению планируемого результата, выбор цели;
- планирование работы педагогического коллектива в соответствии с поставленными задачами и должностными обязанностями педагога;
- обеспечение способов и средств для реализации образовательного процесса.
Планово-прогностическая деятельность
- выбор идеальных и реальных целей, разработка программ для их достижения;
- обеспечение перспективного и текущего планирования в системе;
- согласованность прогнозов и планов.
Организационно-исполнительская деятельность
- повышение эффективности системы организации взаимодействия специалистов.
Содержание работы методической службы
- выявление ценностей личности каждого педагога;
- совершенствование профессионализма каждого педагога;
- повышение педагогической культуры и педагогической техники;
- овладение инновационными методами обучения и воспитания
- совершенствование профессиональной компетентности в области теоретических и практических умений.
Формы работы
Внешние
- курсы ПК
- семинары-практикумы МО
- вебинары
- конференции и др.
Внутренние
- индивидуальное наставничество
- самообразование
Взаимодействие педагогов в коллективе
- сотрудничество
- совместная деятельность
- взаимопомощь
- гуманистический стиль общения и отношений
- опора в деятельности на гуманное качество личности
Методическая работа с педагогами ДОУ – непрерывная, осуществляется в течение всего календарного года. Система методических мероприятий, направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ в зависимости от поставленных задач.
Цели и задачи реализации методической работы
Этапы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Управленческие функции системы методической работы | |||
Цели | ЗАДАЧИ | ||
1.Создание условий для профессионального роста педагогов в ДОУ, повышения их квалификации, проявления их социальной творческой активности. 2.Обеспечение развития системы методической работы и перевод её на диагностическую основу. 3.Переориентация педагогического сознания на ценности образования, гуманизацию образовательного процесса.
| 1.Определение содержания, объема источников, формирование потоков информации для эффективной методической работы и системы повышения квалификации. 2.Направление работы коллектива на осуществление деятельности в соответствии с должностными обязанностями педагогов и планом. 3.Стимулирование деятельности педагогов. 4.Сочетание административного общественного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога. 5.Разработка, подбор средств педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. | 1.Сопровождение профессионального развития педагога на основе рефлексивного мониторинга. 2.Разработка регулирующих механизмов на основе анализа информации. 3.Согласование прогнозов и планов на всех уровнях управления методической работой. 4.Повышение эффективности системы организационных отношений на всех уровнях управления методической работой. Совершенствование системы педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. | 1.Изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных методов и средств для достижения цели методической работы на конечном этапе. 2.Определение целей и задач на предстоящий период. 3.Разработка на основе анализа информации регулирующих механизмов на период 2016-2018 гг. 4.Обеспечение перспективного прогнозирования и текущего планирования в методической системе. 5.Повышение эффективности системы организационных отношений на всех уровнях управления методической работой. 6.Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-диагностической деятельности. |
Образовательная функция методической работы | |||
Методическая тема | Развитие профессиональной компетентности педагога в области социально-эмоционального, речевого развития, игровой деятельности | Развитие профессиональной компетентности педагога в области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС ДО посредством использования индивидуальных образовательных маршрутов |
Задачи | 1.Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов, приобретение ими теоретических знаний; формирование инновационного направления в деятельности педагогического коллектива, оказание консультативной помощи в самообразовании. 2.Систематизация, актуализация, обновление теоретических знаний педагогов; организация работы по изучению новых образовательных программ, педагогических технологий. 3.Адаптация педагогов к условиям эксперимента; разработка системы развития каждого педагога на диагностической основе. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Помощь в реализации научно-исследовательских и творческих интересов педагогов; овладение методологией, теорией и практикой введения инноваций. 6.Оказание методической помощи в повышении профессиональной компетенции педагогов в различных видах деятельности. 7.Удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов. 8.Разработка методических материалов по содержанию образования и организации учебно-воспитательного процесса. | 1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в области применения ИКТ в процессе реализации специальной системы работы, на основе изучения уровня профессиональной подготовки педагогов в данной области. 2.Привлечение педагогов к активной познавательной и практической деятельности; оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической основе. 3.Проектирование программ профессионального роста каждого педагога, моделирование; специализация, углубление творческих интересов педагогов; овладение методологией, теорией и практикой использования ИКТ в профессиональной деятельности. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Диагностика и удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов.
| 1.Создание оптимальных условий для роста творческого потенциала педагогов, их самореализации, умение использовать свои личностные и профессиональные резервы. 2.Непрерывные исследования в определении содержания методической работы; сопровождение профессионального развития педагога на основе рефлексивного мониторинга. 3.Реализация индивидуальных образовательных маршрутов; программы саморазвития педагога. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Обобщение полученных знаний по проблемам инновационной деятельности; изучение новых технологий, разнообразных форм научно-методической работы, обеспечивающих развитие профессионально-педагогических, творческих и исследовательских качеств педагогов при взаимодействии детей со взрослыми. 6.Реализация индивидуальных потребностей педагогов в творческих группах, исследовательской работе. 7.Разработка и публикация методических материалов в целях эффективной работы по переходу на личностно ориентированный подход в дошкольном образовании. |
Основные направления работы методической службы
Направления работы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
ЗАДАЧИ | |||
Информационное обеспечение. Цель: обеспечение научного подхода к реализации задач методической работы; сбор необходимой информации для управления методической работой и процессом нововведений |
| ||
Контроль и регулирование. Цель: сбор информации, анализ и регулирование процессов нововведения и работы с кадрами; создание благоприятных условий для развития методической работы; обеспечение сочетания административного и общественного контроля в ДОУ с самоанализом и самоконтролем педагогов. | 1.Контроль за обеспечением педагогов методической литературой и программными материалами. 2.Регулирование расписания. 3.Контроль за выполнением учебных планов. 4.Контроль по итогам полугодия, года. 5.Контроль за проведением индивидуальной работы с детьми. 6.Контроль за работой с кадрами. 7.Контроль за эффективностью освоения детьми реализуемых программ. 8.Регулирование педагогической деятельности по результатам обзорного контроля. 9.Информационное обеспечение аттестации педагогов. 10.Обеспечение оптимального сочетания двух видов контроля: административного контроля с самоконтролем. | 1.Мониторинг процессов профессионального развития, рефлексивный мониторинг. 2.Контроль за реализацией образовательных программ: - осуществление срезов по образовательной программе, контроль за выполнением ФГОС ДО; - диагностирование профессиональных качеств и умений аттестующихся педагогов; - рекомендации и консультации по описанию опыта работы; - организация самоконтроля педагогов; - определение содержания работы по самообразованию; - контроль за деятельностью творческой группы; - контроль за самообразованием педагогов. | Проведение контрольных исследований с целью контроля за реализацией программ, их оценка и корректировка: - наблюдение и сбор информации о деятельности педагога в разные периоды учебного года; - анализ результатов деятельности педагогов и выявление причин их затруднений; - выработка рекомендаций по итогам контроля. |
Организация работы с родителями. Цель: координация усилий детского сада, семьи, общественности в решении проблем; создание условий для педагогического взаимодействия с родителями; ориентация их на роль воспитателей в семье, на конструктивные взаимоотношения с ребенком. |
| ||
Пути реализации: 1.Совет родителей | 1.Обслуживание направлений деятельности ДОУ. 2.Создание родительского актива для участия в совместной работе. | 1.Определение роли семьи в развитии детей. 2.Диагностика условий семейного воспитания. | 1.Определение оптимального направления в работе с родителями по созданию для детей условий здорового образа жизни и оздоровления. |
2.Общие родительские собрания | 1.Современная семья: воспитательные возможности. 2.Семейный микроклимат и его влияние на воспитание у ребенка гуманных чувств. 3.Здоровый образ жизни – основа воспитания здорового ребенка. | 1.Нарушение семейных отношений, причины и пути предупреждения. 2.Труд как средство воспитания у детей нравственно-волевых качеств и подготовка их к школе. 3.Оздоровление детей. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23.docx | 47.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 128»
Шевченко Ирины Сергеевны
«Методическое сопровождение образовательного процесса ДОО»
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение функций ДОУ в новых экономических условиях повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
Наибольшую актуальность представляют вопросы:
- Как определить новые задачи ДОО?
- Какая идея должна быть положена в основу преобразования его развития?
- Как стимулировать педагога к повышению профессиональной компетенции?
- Как и какие условия необходимо создать для творческого роста педагога с учетом его индивидуальных особенностей профессиональной подготовки, способности к коммуникативности.
Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. От воспитателя в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, успешное развитие и обучение воспитанников. Анализ ситуации в ДОУ показывает, что методы работы, уровень знаний, умений у части педагогов недостаточен для выполнения их профессиональных обязанностей в современных условиях.
Воспитатель ДОУ в настоящее время должен осознавать значительность своей социальной миссии, обеспечивать полноценное воспитание детей и их психологическую защиту.
Анализ показывает, что в методической работе в ДОУ имеется группа проблем.
Недостаточная результативность работы по развитию профессионального мастерства педагогов:
- не происходит ожидаемого роста профессионального мастерства, рационального использования внутреннего потенциала;
- недостаточно развиваются различные профессиональные умения (рефлексивные, прогностические, аналитические, целеполагания, проектировочные, организационно-деятельностные, коммуникативные, контрольно-оценочные);
- слабо формируются умения, необходимые для инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности;
- отсутствуют навыки психологического самоанализа собственной педагогической деятельности.
Для решения данной группы проблем мы определили цели, задачи и основные направления работы методической службы по единой методической теме «Совершенствование методического обеспечения системы работы по повышению профессиональной компетенции педагогов».
Организация методической работы
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., методическая служба призвана обеспечить:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель методической службы
Обеспечение деятельности системы внутреннего управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии методической работы: переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно ориентированный подход в организации образовательного процесса, перевод методической системы на диагностическую основу; подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, личностной самореализации, самоорганизации.
Задачи методической службы
Ориентированы на реализацию программы развития детского сада, а так же реализацию годовых задач деятельности учреждения на текущий год:
- обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей и специалистов;
- создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
- организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах;
- проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов;
- повышение уровня образованности (знаний, умений и навыков), воспитанности;
- осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива;
- изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта.
Основные направления деятельности методической службы
Аналитическая деятельность
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов ДОУ;
- создание базы данных о педагогических работниках ДОУ;
- выявление затруднений дидактического и методического характера;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы педагогов ДОУ;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ;
- изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования.
Информационная деятельность
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.)
- ознакомление педагогических работников ДОУ с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- информирование педагогов ДОУ о новых направлениях в развитии дошкольного образования, видеоматериалов, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание видеотеки.
Организационно-методическая деятельность
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и других форм работы с педагогами;
- участие в разработке программы развития ДОУ;
- методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства;
- организация проведения экспертизы авторских методических материалов.
Консультационная деятельность
- организация консультационной работы для педагогов ДОУ (индивидуальное, групповое консультирование);
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогов ДОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Образовательная деятельность
- формирование инновационой направленности в деятельности педагогического коллектива;
- организация работы по изучению новых образовательных программ, нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов;
- специализация и углубление знаний, обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, методами, средствами;
- оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуально-дифференцированной основе;
- консультативная помощь педагогам в организации самообразования;
- повышение общего уровня профессиональной педагогической культуры;
- помощь в адаптации к новым условиям педагогической деятельности.
Контрольно-диагностическая деятельность
- стимулирование деятельности педагога;
- сочетание административного, коллективного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога;
- установление соответствия результатов образовательного процесса основным нормативам и стандартам;
- внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности.
Регулятивно-коррекционная деятельность
- отслеживание поэтапных результатов образовательного и оздоровительного процессов;
- разработка и адаптация к условиям ДОУ мониторинговых методик и программ по длительному наблюдению за педагогической деятельностью, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, образовательного и оздоровительного процессов.
Мотивационно-целевая деятельность
- стремление к достижению планируемого результата, выбор цели;
- планирование работы педагогического коллектива в соответствии с поставленными задачами и должностными обязанностями педагога;
- обеспечение способов и средств для реализации образовательного процесса.
Планово-прогностическая деятельность
- выбор идеальных и реальных целей, разработка программ для их достижения;
- обеспечение перспективного и текущего планирования в системе;
- согласованность прогнозов и планов.
Организационно-исполнительская деятельность
- повышение эффективности системы организации взаимодействия специалистов.
Содержание работы методической службы
- выявление ценностей личности каждого педагога;
- совершенствование профессионализма каждого педагога;
- повышение педагогической культуры и педагогической техники;
- овладение инновационными методами обучения и воспитания
- совершенствование профессиональной компетентности в области теоретических и практических умений.
Формы работы
Внешние
- курсы ПК
- семинары-практикумы МО
- вебинары
- конференции и др.
Внутренние
- индивидуальное наставничество
- самообразование
Взаимодействие педагогов в коллективе
- сотрудничество
- совместная деятельность
- взаимопомощь
- гуманистический стиль общения и отношений
- опора в деятельности на гуманное качество личности
Методическая работа с педагогами ДОУ – непрерывная, осуществляется в течение всего календарного года. Система методических мероприятий, направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ в зависимости от поставленных задач.
Цели и задачи реализации методической работы
Этапы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Управленческие функции системы методической работы | |||
Цели | ЗАДАЧИ | ||
1.Создание условий для профессионального роста педагогов в ДОУ, повышения их квалификации, проявления их социальной творческой активности. 2.Обеспечение развития системы методической работы и перевод её на диагностическую основу. 3.Переориентация педагогического сознания на ценности образования, гуманизацию образовательного процесса. | 1.Определение содержания, объема источников, формирование потоков информации для эффективной методической работы и системы повышения квалификации. 2.Направление работы коллектива на осуществление деятельности в соответствии с должностными обязанностями педагогов и планом. 3.Стимулирование деятельности педагогов. 4.Сочетание административного общественного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога. 5.Разработка, подбор средств педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. | 1.Сопровождение профессионального развития педагога на основе рефлексивного мониторинга. 2.Разработка регулирующих механизмов на основе анализа информации. 3.Согласование прогнозов и планов на всех уровнях управления методической работой. 4.Повышение эффективности системы организационных отношений на всех уровнях управления методической работой. Совершенствование системы педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. | 1.Изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных методов и средств для достижения цели методической работы на конечном этапе. 2.Определение целей и задач на предстоящий период. 3.Разработка на основе анализа информации регулирующих механизмов на период 2016-2018 гг. 4.Обеспечение перспективного прогнозирования и текущего планирования в методической системе. 5.Повышение эффективности системы организационных отношений на всех уровнях управления методической работой. 6.Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-диагностической деятельности. |
Образовательная функция методической работы | |||
Методическая тема | Развитие профессиональной компетентности педагога в области социально-эмоционального, речевого развития, игровой деятельности | Развитие профессиональной компетентности педагога в области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС ДО посредством использования индивидуальных образовательных маршрутов |
Задачи | 1.Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов, приобретение ими теоретических знаний; формирование инновационного направления в деятельности педагогического коллектива, оказание консультативной помощи в самообразовании. 2.Систематизация, актуализация, обновление теоретических знаний педагогов; организация работы по изучению новых образовательных программ, педагогических технологий. 3.Адаптация педагогов к условиям эксперимента; разработка системы развития каждого педагога на диагностической основе. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Помощь в реализации научно-исследовательских и творческих интересов педагогов; овладение методологией, теорией и практикой введения инноваций. 6.Оказание методической помощи в повышении профессиональной компетенции педагогов в различных видах деятельности. 7.Удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов. 8.Разработка методических материалов по содержанию образования и организации учебно-воспитательного процесса. | 1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в области применения ИКТ в процессе реализации специальной системы работы, на основе изучения уровня профессиональной подготовки педагогов в данной области. 2.Привлечение педагогов к активной познавательной и практической деятельности; оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической основе. 3.Проектирование программ профессионального роста каждого педагога, моделирование; специализация, углубление творческих интересов педагогов; овладение методологией, теорией и практикой использования ИКТ в профессиональной деятельности. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Диагностика и удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов. | 1.Создание оптимальных условий для роста творческого потенциала педагогов, их самореализации, умение использовать свои личностные и профессиональные резервы. 2.Непрерывные исследования в определении содержания методической работы; сопровождение профессионального развития педагога на основе рефлексивного мониторинга. 3.Реализация индивидуальных образовательных маршрутов; программы саморазвития педагога. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Обобщение полученных знаний по проблемам инновационной деятельности; изучение новых технологий, разнообразных форм научно-методической работы, обеспечивающих развитие профессионально-педагогических, творческих и исследовательских качеств педагогов при взаимодействии детей со взрослыми. 6.Реализация индивидуальных потребностей педагогов в творческих группах, исследовательской работе. 7.Разработка и публикация методических материалов в целях эффективной работы по переходу на личностно ориентированный подход в дошкольном образовании. |
Основные направления работы методической службы
Направления работы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
ЗАДАЧИ | |||
Информационное обеспечение. Цель: обеспечение научного подхода к реализации задач методической работы; сбор необходимой информации для управления методической работой и процессом нововведений |
| ||
Контроль и регулирование. Цель: сбор информации, анализ и регулирование процессов нововведения и работы с кадрами; создание благоприятных условий для развития методической работы; обеспечение сочетания административного и общественного контроля в ДОУ с самоанализом и самоконтролем педагогов. | 1.Контроль за обеспечением педагогов методической литературой и программными материалами. 2.Регулирование расписания. 3.Контроль за выполнением учебных планов. 4.Контроль по итогам полугодия, года. 5.Контроль за проведением индивидуальной работы с детьми. 6.Контроль за работой с кадрами. 7.Контроль за эффективностью освоения детьми реализуемых программ. 8.Регулирование педагогической деятельности по результатам обзорного контроля. 9.Информационное обеспечение аттестации педагогов. 10.Обеспечение оптимального сочетания двух видов контроля: административного контроля с самоконтролем. | 1.Мониторинг процессов профессионального развития, рефлексивный мониторинг. 2.Контроль за реализацией образовательных программ: - осуществление срезов по образовательной программе, контроль за выполнением ФГОС ДО; - диагностирование профессиональных качеств и умений аттестующихся педагогов; - рекомендации и консультации по описанию опыта работы; - организация самоконтроля педагогов; - определение содержания работы по самообразованию; - контроль за деятельностью творческой группы; - контроль за самообразованием педагогов. | Проведение контрольных исследований с целью контроля за реализацией программ, их оценка и корректировка: - наблюдение и сбор информации о деятельности педагога в разные периоды учебного года; - анализ результатов деятельности педагогов и выявление причин их затруднений; - выработка рекомендаций по итогам контроля. |
Организация работы с родителями. Цель: координация усилий детского сада, семьи, общественности в решении проблем; создание условий для педагогического взаимодействия с родителями; ориентация их на роль воспитателей в семье, на конструктивные взаимоотношения с ребенком. |
| ||
Пути реализации: 1.Совет родителей | 1.Обслуживание направлений деятельности ДОУ. 2.Создание родительского актива для участия в совместной работе. | 1.Определение роли семьи в развитии детей. 2.Диагностика условий семейного воспитания. | 1.Определение оптимального направления в работе с родителями по созданию для детей условий здорового образа жизни и оздоровления. |
2.Общие родительские собрания | 1.Современная семья: воспитательные возможности. 2.Семейный микроклимат и его влияние на воспитание у ребенка гуманных чувств. 3.Здоровый образ жизни – основа воспитания здорового ребенка. | 1.Нарушение семейных отношений, причины и пути предупреждения. 2.Труд как средство воспитания у детей нравственно-волевых качеств и подготовка их к школе. 3.Оздоровление детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт по методическому сопровождению образовательного процесса
Педагоги используют различные виды форм, средств и методов, активизирующих детскую деятельность, развивающих самостоятельность, инициативу, творчество детей. Игровую мотивацию выстраивают в соот...
Аналитический отчёт «Программно - методическое сопровождение образовательного процесса, необходимого для реализации ФГОС ДО"
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильев...
3.Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождении образовательного процесса профессиональных конкурсах
3.2.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах,наставничество3.3.Результаты участия в профессиональных конкурсах,в том числе участников,подготовленных аттестуемым работником -на му...
3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
1.Выспуление на РМО с вопросом о работе по внедрению ВФСК ГТО в систему дошкольного образования (2019 – 2020 уч. год).Итогом продельной работы был представленный мониторинг участников тестирован...
Критерий 3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"22994627","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"168","width":"808"}}]]Подтверждающие документы:Всероссийский конкурс «...
Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
3.1. Методическая работаВыписка из протокола ПДС педагогов дошкольных групп Выписка из протокола по теме "Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного...