«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Гномики» МДОАУ ДС «Золотой ключик» на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный год
Актуальность выбранной темы
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
для работы по самообразованию педагога
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
План работы по самообразованию
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Сроки | Раздел плана | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | Подготовительный | Составление плана работы по самообразованию | Наличие плана работы по самообразованию |
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию | Литература для изучения: Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014 Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013. Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников. Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями. | ||
Посещение курсов повышения квалификации на тему: ««Концептуальные основы введения ФГОС ДО» | Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО, подготовка итогового проекта | ||
Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр | Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года | ||
Анкетирование и консультирование родителей | Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по темам: «Знакомство», «Социально-демографическая анкета» и «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников». Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». | ||
Октябрь | |||
Ноябрь | Основной | Продолжать изучение литературы по заданной тематике | Литература для изучения: Методика Марии Монтессори Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников. |
Участие в педсовете | Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию | ||
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Подготовка консультации для родителей | Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком». | ||
Декабрь | Продолжать изучение литературы по заданной тематике | Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. | |
Подготовка консультации для родителей | Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям». | ||
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Создание развивающего оборудования «Тактильная дорожка», обучение детей работе с ним | Наличие оборудования | ||
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» | Наличие папки-передвижки | ||
Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов обоняния. Создание развивающего центра «Территория запахов» | Проведение упражнений и игр | ||
Продолжать изучение литературы по заданной тематике | Литература для изучения: Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. | ||
Февраль | Подготовка к проведению открытого просмотра ОД «Зайка» | Проведение открытого просмотра ОД «Зайка» | |
Участие в педсовете | Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра | ||
Экспериментирование с водой. | Опыт «Разноцветная вода». Опыт «Прозрачность воды». | ||
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару». | Наличие дидактических игр в картотеке | ||
Подготовка консультации для родителей | Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». | ||
Март | Подготовка консультации для родителей | Проведение консультации для родителей на тему: «Роль развивающих игр для детей». | |
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит…?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?». | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Продолжение оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» | Наличие папки-передвижки | ||
Апрель | Подготовка консультации для родителей | Проведение консультации для родителей на тему: «Детские капризы и упрямство». | |
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду» «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет». | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» | Наличие буклетов | ||
Май | Итоговый | Подготовка к проведению открытого просмотра ОД «Бабочки» | Проведение открытого просмотра ОД «Бабочки» |
Участие в педсовете | Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию | ||
Анкетирование родителей | Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения. | ||
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Закрепление пройденного с детьми. Оценка уровня сенсорного развития детей. | Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста». |
Отчёт по самообразованию |
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. |
МДОАУ ДС «Золотой ключик» МО Ясненский городской округ Галиева Л.А. |
2018г. |
Отчет по самообразованию:
«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей раннего возраста.
Мною были поставлены следующие задачи:
- Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
- Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
- Подготовить и провести работу с родителями по теме: « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
- Условия формирования эталонов цвета у младших дошкольников.
- Первая аппликация как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
- Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
- Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста (картотека).
- Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 2-3 лет.
- Дидактическая игра по сенсорике для детей первой младшей группы.
- Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста для сенсорного развития.
- Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
- С.Теплюк. Первая аппликация. // Дошкольное воспитание.2006 №10.
- Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2004.
- Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
- Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации.«Детство-Пресс», СПб.: 2005.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004.
- Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт.сост.С.В.Чиркова.-М.:ВАКО,2012. (Дошкольники:учим,развиваем,воспитываем)
- Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008.
На практическом этапе:
- подготовила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
- Мною были изготовлены следующие игры для детей:
Д/И «ПЕРВАЯ АППЛИКАЦИЯ»
Цель: закреплять знания детей о цвете, размере, предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук,
учить чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать воображение и творчество детей.
Д/И «БУСЫ»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.
«Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку», «Подбери по цвету», «Пирамидка из фетра», «Коробочка на тактильные ощущения», «Рассыпушки», «Цветные ленточки», «Домик в деревне», сшиты сенсорные куклы и сумочки, платочки и многие другие.
Провела работу с родителями:
- Привлечение к изготовлению бизиборда для работы с мелкой моторикой
Цель: стимулирование познавательной, исследовательской активности, развитие внимания, творческих способностей, закрепление навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики рук.
- рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях
- папка-передвижка «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире. Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, ОД.
Для того чтобы дидактические игры, ОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
- Доступность - предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким.
- Наглядность - использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальной систем.
- Последовательность и систематичность - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
- Осознанность и активность - предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей - предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.
Предметная среда помогает нам решать следующие задачи сенсорного воспитания детей:
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);
• обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
Для решения данных задач придерживаюсь следующих принципов:
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
•принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
При организации предметно – развивающей среды необходимо соблюдение следующих правил:
- используемый материал и игрушки отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям;
- материал размещен с соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей
- комфорт и безопасность.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Стараюсь, чтобы детей окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие коробочки, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. В группе есть разные конструкторы , мозаика, разнообразные и изобразительные материалы (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.
Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное — «среда обитания» дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. В группе должны быть любимые мягкие игрушки, лежать удобные подушки-черепашки, которые несут в себе и обучающие функции. Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это — следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающём.
Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развёртывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки, трубочки. Желательно в группе организовать центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.
В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Создавая предметно- развивающую среду в своей группе, старалась сделать ее безопасной, комфортной, наполненной разнообразными стимулами, где каждый ребенок имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого.
Дидактические принципы - основ положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно - историческом виде.
Правило - основан на общих принципах описание пед. деятельности в определ условиях для достижения определ цели. Обычно под правилами обучения понимают руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
2. принцип систематичности и последовательности;
3. принцип наглядности;
4. принцип доступности и посильности;
5. принцип учета возрастных особенностях обучаемых
Принцип сознательности и активности – состоит в умелом использовании разнообраз приемов, способств возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для созн. и актив. овладения знаниями необходимо: приучать школ-ов к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самост ответа и решения; самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продум теор выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании.
Принцип наглядности обусловлен рядом факторов:
1. обучение для учащихся как средство познания окруж мира. Процесс более успешен, если основан на наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
2. познавательный процесс требует вкл. в овладение знаниями разл. органов восприятия.
3. отталкивается от особенностей мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
4. наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Сложные теор положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относ: реал предметы и явления в их, муляжи, иллюстрации и т.д.
Принцип систематичности и последовательности - последовательное усвоение учащимися определ системы знаний в разных обл. науки, систематическое прохождение школьного обучения. Требует глубок осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.
Принцип прочности - овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Требуется полный цикл учебно-познават действий: первичное восприятие и осмысление изуч материала, более глубокое осмысление, работа по его запоминанию, применение усвоенных знаний на практике, их повторение и систематизация
Принцип научности – учитель должен глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, без ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теор выводов и обобщений; показ знач изучаемого материала для понимания современности и их соответствия интересам и стремлениям народа.
Принципа доступности - при подачи материала нужно учитывать возраст и индивид особенности учащихся для и не допускать повышения его сложности
Принцип связи теории с практикой - учащиеся на основе теории решают практические задачи, анализ. и преобраз. окружающ действительность – развивается собственная точка зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"
В данной статье представлены тезисы из опыта работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основны...
Содержание сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойст...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2015-2020 уч. год. Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:- научить детей различать основные цвета;- познакомить детей с величиной и формой предметов;- сформир...
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста...
План самообразования "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"
В документе содержится план самообразования педагога...