Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования
рабочая программа на тему
Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_obrazovatelnoy_programmy_gbou_shkoly_no2088.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново»
в зданиях, реализующих программу дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 2088 «Грайвороново» является нормативно-управленческим документом Организации, регламентирующим образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
Программа служит механизмом реализации ФГОС дошкольного образования, раскрывает содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых, способствующей реализации целевых ориентиров.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации и обеспечивает возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Адреса зданий, реализующих программу дошкольного образования | |
Грайвороново квартал, 90а корп.15 | Саратовская улица, дом 3, корп.3 |
Грайвороновская улица, дом 8, корп.3 | Грайвороновская улица, дом 10, корп.3 |
Программа ориентирована на получение дошкольного образования детьми дошкольного возраста (от 2 лет 8 мес. до завершения ими дошкольного образования) в группах полного пребывания и детей раннего возраста (1,5 до 3лет) в группах кратковременного пребывания.
Программа ориентирована также на детей с разными возможностями, способностями (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ), имеющие функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра).
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательное пространство, обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы, психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей).
Программа обеспечивает реализацию основных принципов, заложенных Конституцией Российской Федерации и законодательства Российской Федерации,
Конвенцией ООН о правах ребенка:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической, физической.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно- развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
- способов и направлений поддержки детской инициативы,
- особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
- особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Цели Программы:
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3. Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
4. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Задачи Программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их коммуникабельными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образования и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением 20.05.2015 № 2/15;
- на основе проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. :Мозаика-синтез, 2014г.), размещённой на сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» http://www.firo.ru/
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
парциальными программами и технологиями:
1. Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева. Основы безопасности детей дошкольного возраста;
2. О.Л. Князева. М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
3. И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
4. Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников;
5. Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. Первые шаги: программа воспитания и развития детей раннего возраста: 1-3.
Коррекционно-развивающее направление представлено программами:
Нарушения | Программы, методики |
Тяжёлые нарушения речи | «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб, 2014г. |
Задержка психического развития | Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998. |
Нарушение интеллектуального развития | Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005. |
синдром Дауна | «Маленькие ступени». Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии. М.О. РФ Ассоциация Даун Синдром (комплект из 8 книг), Институт Общегуманитарных Исследований. М., 2001 |
Нарушения зрения (слабовидящие) | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. – М. 2003. |
Нарушения Опорно-двигательного аппарата | Физическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Под ред. В.А. Левандо, В.В. Русских, М.: «Советский спорт» 2000 г. |
Ранний детский аутизм | Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С. Морозова – М., ВЛАДОС, 2007 |
Методические пособия:
1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет.
2. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. Практический психолог в детском саду.
3. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. (Инклюзивная педагогика).
Инклюзивная практика в дошкольном образовании/Под ред. Т.В. Волосовец, Е. Ф. Кутеповой. (Инклюзивная педагогика).
4. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.
5.Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе.
6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я.
7. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Семья и Организация составляют целостную социокультурную образовательную среду для успешного развития и социализации детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Направления работы Организации по сотрудничеству с родителями (законными представителями):
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Психологическое консультирование родителей;
- Детско-родительские групповые занятия;
- Работа с диадой «ребенок - родитель»;
- Работа психолого-педагогической службы с проблемами семьи.
Психолого-педагогическая поддержка семей и повышение компетентности родителей включает:
- оказание родителям (законным представителям) дифференцированной психологопедагогической помощи в семейном воспитании детей до начала их школьной жизни, в том числе, по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации);
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей;
- вовлечение родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность Организации, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей;
- поддержка образовательных инициатив родителей в сфере дошкольного образования детей.
Педагоги предоставляют родителям возможность быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в детском саду, успешности его развития. Они делятся с членами семьи своими наблюдениями за ребенком и наиболее яркими впечатлениями дня, обращают внимание родителей, прежде всего на успехи ребенка, проявление его индивидуальности, инициативы, предпочтений в разных видах деятельности, умение общаться со сверстниками и пр.
Для этого педагоги активно используют различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, вовлекают родителей в детскую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фото презентаций) о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми.
Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы.
Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в проектной деятельности, для обогащения опыта игрового партнерства в спортивном празднике, детско-родительском досуге, в интеллектуальной викторине, самодеятельной игре, соучастия в экологической или гражданско-патриотической акции и т.п.
Педагогический коллектив осуществляет профилактику и предупреждение эмоционального неблагополучия детей в семье из-за возникновения разного рода деструкций в детско-родительских отношениях, поддерживает право каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия.
Педагоги знакомят родителей (законных представителей) с образовательной программой, по которой воспитывают и обучают детей в образовательной организации.
Педагогический коллектив создает условия для участия родителей в государственно-общественном управлении дошкольной образовательной организацией, заботится об открытости информационного пространства в интересах детей и родителей, согласовывает с родителями возможность участия детей в психологической диагностике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для старшей группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Составлена на основе учебно - методических материалов примерной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....
Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования
Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования...
«Современный воспитатель, реализующий ФГОС дошкольного образования»
Консультация для родителей на тему: «Современный воспитатель, реализующий ФГОС дошкольного образования» Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.В. И. Д...
Описание образовательной программы ГБОУ Школы № 2088 в зданиях, где реализуется дошкольное образование
Описание образовательной программы ГБОУ Школы № 2088 в зданиях, где реализуется дошкольное образование...
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования»
Для меня "воспитатель" - это моя жизнь, моя философия. Я не работаю воспитателем, я живу как воспитатель, мне нравится быть воспитателем. И несмотря на все трудности и попытки отговорить мен...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ТРОПИНКАМИ К ИСТОКАМ» (Социокультурные истоки в дошкольном образовании)
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...
- Мне нравится (1)