организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках доу
консультация на тему

Зинович Татьяна Владимировна

структура прогулок, как организовать интересную прогулку детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_organizatsiya_progulok.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»

Консультация для педагогов

«организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ»

Старший воспитатель:

Зинович Т.В.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать

познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Виды прогулки (по месту проведения):

- на участке Детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

 Виды прогулок (по содержанию):

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Значение прогулки для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом

взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики . Занятия проводятся по сетке на летний период (эстетический, оздоровительный циклы).

Структура прогулки:

1.Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.Труд детей на участке.

5.Самостоятельная игровая деятельность.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в   дошкольных организациях ) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

   Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с; 

Методические рекомендации

Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным

Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
 участки групп с теневыми навесами;
 спортивную площадку;
 размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
 площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
 цветочные клумбы, цветники;
 огород.
На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия
для полноценной прогулки детей:
 площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин»
и прочее;
 площадка для игр с песком, ветром;
 бассейны для игр с водой;
 на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.

Зона сюжетно-ролевых игр.

Этой зоне отводится довольно большая площадь, где есть затененные места, уютные уголки и возможность удобно разместить необходимые постройки.
В зоне сюжетно- ролевых игр оборудуется своеобразный
«кукольный уголок». В летнее время он может выглядеть так: в удобном месте располагают два домика. Домики необходимо делать легкими, обязательно светлыми, открытыми и достаточно просторными, чтобы дети могли расположить в них кукольную мебель и сами удобно разместиться. Красить домики лучше в яркие тона, повесив на окна и дверь красочные занавески. Хорошо смотрится, если они различные по внешнему виду и строению, между домиками посажены цветы, установлены скамеечки и сказочный колодец.

Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых игр надо подобрать атрибуты.

ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ

Особого места и оборудования требуют игры с песком и
водой.
Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для
свободной двигательной активности детей, так как к песочнице доступ должен быть свободным со всех сторон. Четырехлетние дети на бортах песочницы могут
формовать и строить из песка. Старшим детям для игр с песком нужна большая
площадь: они строят города, дороги, мосты, плотины.
Для игр с
водой можно выносить надувные бассейны, большие тазы или ванны.

Игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки)
раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом.
Оборудование:
 игрушки — средства передвижения: лодочки, плоты, парусники;
 природный материал: камушки, ракушки;
 предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности.

ЗОНА СПОКОЙНЫХ ИГР

она спокойных игр может быть оборудована на веранде или в беседке, расположенной в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные, квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких столов
позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они
удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием, конструированием, ручным трудомна воздухе.
Оборудование:
 небольшие модули-накопители для размещения оборудования;
 разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги,
краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, тесто;
природный материал;
 бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления

ВЫСТАВКИ

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно
увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских
работ тоже будет иметь огромный интерес.

ЗОНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр
необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она
есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или
зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна.
Во внутренней части беседки расставляются скамейки места для зрителей.
Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У входа оборудовается у входа.

ЗОНА ДЛЯ ИГР С КРУПНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Для игр с крупным строительным материалом в летнее время отводится место наутрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал развернуть строительство и была возможность сохранить постройки.

ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самая большая площадь на участке предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно
выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр:
 кольцебросы;
 скакалки;
 велосипеды, самокаты;
 ракетки для игр в бадминтон и малый
теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее.
Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для
задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует
выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На этой площадке организуются все подвижные игры

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические
игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них
могут быть организованы игры-путешествия.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ

АВТОГОРОДОК

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

В летний период дошкольники могут оздоравливаться на тропе здоровья.
Ходьба босиком по поверхности разной структуры - камушки, брёвнышки, песок, керамзит, горох, мраморная крошка, вода и т.д. - способствует естественному
массажу стоп и положительно воздействует через точки акупунктуры на различные внутренние органы и части тела, укрепляя иммунную систему растущего организма. Дети получают большое удовольствие, тем самым улучшается не только их физическое, но и психическое здоровье.

ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ

Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше
взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно
научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им
необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место уединения.

ЦЕНТР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная
познавательная практика для детей!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды прогулочного участка «Островок детства» в летний период в соответствии с ФГОС (средний возраст 4-5 лет)

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде группы и участка основные требования: насыщенность, трансформируе...

Презентация из опыта работы ДОУ "Создание предметно-пространственной развивающей среды на участке ДОУ"

Огромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени проводит в детском саду. Соотве...

План работы по совершенствованию предметно-пространственной(развивающей) среды в средней группе №10 в игровом помещении и на участке для прогулок на 2019-2020 год

План работы по совершенствованию предметно-пространственной(развивающей) среды составлен с учетом реализации ООП ДО "Вдохновение"....

План работы по совершенствованию предметно-пространственной(развивающей) среды в старшей группе №10 в игровом помещении и на участке для прогулок на 2020-2021 год

План работы по совершенствованию предметно-пространственной(развивающей)   в соответствии с ООП ДОУ "Золотая рыбка"...

Принципы организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ

Краткое описание  принципов организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ...

Консультация для педагогов «Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ»

Консультация для педагогов«Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ»...