Практикум для педагогов саморегуляция эмоционального состояния
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikumdlya_pedagogov_samoregulyatsiya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Актуальность проблемы: практикум проводится для педагогов образовательного учреждения в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания. Практикум содержит элементы телесно - ориентированной психотерапии, психической само регуляции и арт – терапии.
Цель: актуализация жизненных ресурсов и повышение работоспособности, снижение рисков развития синдрома эмоционального выгорания.
После пребывания в напряженных педагогических ситуациях жизненным ресурсам крайне необходима подпитка. Сегодня мы освоим техники психической саморегуляции и приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения. Стабилизировать эмоциональное состояние поможет использование элементов телесной терапии. Самое близкое, доступное и понятное – это наше тело.
Ритмы тела играют важную роль в процессе саморегуляции. Самыми важными являются ритмы дыхания и ритмы пульса. Ритм пульса и ритм дыхания легкодоступны для самонаблюдения и тесно взаимосвязаны. В состоянии волнения и стресса у человека учащается дыхание и пульс. Собственный ритм (ритм дыхания, темп речи) необходимо замедлить. Как это сделать?
Переходим на брюшное дыхание: положите правую руку на живот, левую на грудную клетку. Область грудной клетки при правильном дыхании остается неподвижной, наблюдаем за движением в области живота - брюшной – релаксационный тип дыхания.
Упражнение «Дышим в ритме пульса».
Нащупайте свой пульс на левом запястье или на передней поверхности шеи пульсацию сонных артерий. Для этого большой и указательный палец образуют как бы «вилку», глубоко охватывая гортань с обеих сторон, при этом слегка надавливая на шею подушечками концевых фаланг, до появления ощущения пульсации.
Выполняем процедуру расслабления и переходим на брюшное дыхание, сначала не контролируя его ритм. Затем начинаем дышать «на счет», используя в качестве метронома удары пульса. Начинаем с соотношения вдоха и выдоха 2:2 (два пульсовых удара – вдох, следующие два удара пульса – выдох). Дышим в этом режиме, непрерывно следя за пульсом и поддерживая заданное соотношение в течение 1 -3 минут, до тех пор, пока установится стабильный, самоподдерживающийся ритм дыхания, не требующий вашего постоянного вмешательства. Затем переходите к новому соотношению вдоха и выдоха: 2: 3 - 2: 4 - 2: 5 - 3: 6 -3: 9. Задержитесь в этом спокойном и расслабляющем дыхательном режиме подольше и возвращайтесь к исходному состоянию вдоха и выдоха, но уже с новым самочувствием. Завершите упражнение активизирующим выдохом.
Управляем ритмикой сердечной деятельности через произвольно управляемый ритм дыхания. Ритм дыхания и пульса – зеркало наших эмоций. С помощью правильно регулируемого дыхания можно добиться снятия психоэмоционального напряжения. Можно навязать организму внешний ритм, поддерживая его некоторое время, и он усвоится. Станет нашим собственным и дальше, будет сохраняться самим организмом.
Упражнение «Самомассаж»
Чем больше человек волнуется, тем больше мышечное напряжение. И мышцы задней области шеи реагируют на это в первую очередь. Область шеи – телесное зеркало, в котором отражается весь организм, отличается богатством рефлексогенных зон. Контактное воздействие в области шеи оказывает регуляторное воздействие на все тело. «Воротниковую зону» называют телесной панацеей.
Напомним себе правильное положение головы и шеи, слегка смещая голову вперед – назад, руководствуясь при этом мысленно произносимыми формулами «первичного самоконтроля», формулами саморегуляции Ф.М. Александера: « Голова немного смещается вперед и вверх. Шея вытягивается, плечи расширяются». Почувствуйте, как это оказывает влияние на общее самочувствие, и запомните свое внутреннее состояние, связанное с «правильным» положением головы и шеи.
Замечая дискомфортные ощущения в области задней поверхности шеи, прорабатывайте их с помощью телесного контакта на задней поверхности шеи:
- сначала по средней линии, вдоль прощупываемых под кожей остистых отростков позвонков, слегка надавливая кончиками пальцев и совершая круговые разминающие движения. Усилие должно быть небольшим, а процедуру необходимо выполнять в положении сидя (желательно с опорой для головы, затылка) или лежа на спине. Сначала выполняете диагностическое прощупывание и массирование, постепенно смещаясь, переходя от одной точки к другой. Там, где обнаруживается дискомфорт, задерживайтесь на несколько минут, продолжая легкий самомассаж до уменьшения или устранения негативных телесных ощущений;
- затем на 1,5 – 2 см в стороны средней линии, вдоль позвоночника;
- наконец, охватывая подушечками большого, указательного и среднего пальцев прощупываемые продольные мышечные тяжи (мышцы, поднимающие голову и разгибающие шею), аккуратно их разминаете, массируете.
Массажные движения должны быть мягкими, аккуратными. Работаем с нервными рецепторами в коже и подкожной клетчатке. Важно выровнять асимметричные ощущения.
Снижение мышечного тонуса уменьшает приток «информации» от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Незанятость нейронов мозга переработкой информации повышает их готовность к синхронизации, приводя к особым состояниям сознания, играющим для человека целебную роль.
«Диалог рук с природными объектами»
Возьмите в руки шишки или колючие мячики. С усилием помассируйте кисти рук. Прислушайтесь к своим ощущениям. Сформулируйте их.
Между телом и головным мозгом существует связь проекционная с сохранением принципа соответствия. Область кисти имеет расширенное представительство в коре головного мозга.
Руки - это тактильные ощущения. После «колющих» ощущений опустите ладони в емкость с фасолью (гладкие, прохладные). Почувствуйте разницу в ощущениях.
Порой руки знают, что делать. То, что разум не в силах понять, разгребают руки. Те, у кого была возможность познакомиться с песочной терапией, помогающей установить связь с подсознанием, знают, что это длительный, увлекающий процесс.
Возьмите в руки песок, пропуская его сквозь пальцы и наблюдая за бесформенностью песка – с одной стороны и способностью принимать любые формы – с другой.
Для древних мудрецов песок олицетворял круговорот всех вещей, их создание, разрушение, неумолимое течение времени.
Еще большее воздействие на человека оказывает вода. Организм взрослого человека на 70-80% состоит из воды. Известна оздоровительная сила воды. Любые манипуляции с водой – это определенная доза удовольствия.
Возьмите кусочки замороженной воды. Вновь прислушайтесь к вашим ощущениям.
В стрессовых ситуациях: смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Набрав воды в стакан, медленно выпейте ее. В стрессовых ситуациях потребность в воде увеличивается. Нужно сконцентрироваться на ощущениях. Для того, чтобы почти полностью нейтрализовать последствия неприятного разговора, иногда бывает достаточно всего лишь помыть руки и умыться, а в конце дня, перед сном, принять расслабляющую ванну
Отдых на берегу озера, реки целебен для души.
Опустите остаток льдинок в наше маленькое озеро (комплекс песок – вода или большая емкость). Что чувствуют руки? Тепло – холод – естественная гимнастика сосудов. Постоянно меняющиеся узоры на водной глади вводят человека в легкий транс. Рассмотрим узоры на дне озера и найдем то, что не является частью природы (на дне емкости – природные и искусственные камни).
Шум течения реки находится в диапазоне частот, сравнимых с человеческой речью, вода как бы говорит с успокаивающими интонациями, поет нежную и приятную мелодию.
Тревожные мысли постепенно теряют свою напряженность и сменяются приятными размышлениями.
Ритмичные медленные монотонные процессы успокаивают (медленная музыка, шелест волн, шум дождя, вязание, перебирание четок).
Теперь снимите обувь и пройдитесь по каменистому бережку. Это дорожка из натуральных камней разной фактуры – маленькие и большие, гладкие и шершавые, помассируйте стопы.
Шеринг
Понаблюдайте, как все наши действия сказались на вашем эмоциональном состоянии. Изменилось ли ваше эмоциональное состояние?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния
В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, ...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....
"Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов"
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянновзаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрациейобразовательного учреждения. От него в значительной степени зависитэмоци...
Консультация для педагогов «Психологическое здоровье человека. Техники саморегуляция эмоционального состояния».
Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера...
Семинар - тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»
laquo;Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»...