"Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_samoregulyatsii_emotsionalnogo_sostoyaniya.doc.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы
саморегуляции
эмоционального состояния педагогов
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянно взаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности.
Однако в ходе взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ педагог нередко сталкивается с трудными ситуациями, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Такие ситуации часто сопровождаются повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. В сложных ситуациях педагогу необходима развитая профессиональная саморегуляция (ПС), позволяющая сконцентрироваться на проблеме и выбрать правильный вариант её решения.
Для обучения педагогов навыкам саморегуляции предлагаются различные упражнения, направленные на развитие мимической экспрессивности, концентрацию внимания, создание позитивной установки и т.д.
Упражнения на развитие чувствительности
к невербальным средствам коммуникации.
Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций».
В момент действия напряжённых факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:
- Как выглядит моё лицо?
- Не скован(а) ли я?
- Не сжаты ли мои зубы?
- Как я сижу?
- Как я дышу?
Если выявлены признаки напряжённости, необходимо:
1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
- Мышцы лица расслаблены.
- Брови свободно разведены.
- Лоб разглажен.
- Расслаблены мышцы челюстей.
- Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
- Всё лицо спокойно и расслаблено.
2. Удобно сесть, стать.
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащённое дыхание.
4. Установить спокойный ритм дыхания.
Дыхательные упражнения.
Упражнение «Вверх по радуге».
Закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи.
Упражнение «Отдых».
Исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение «Передышка».
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Замок».
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Релаксационные техники.
Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля).
Инструкция:
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец – напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Напрягите левую ногу – как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение «Напряжение – расслабление».
Предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Аутогенные техники.
Упражнение «Поза релаксации».
Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы, максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.
Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации.
Упражнение «Маска релаксации».
Подаются команды (самоприказы): «Мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены».
Упражнение «Полный физический покой».
Входим в состояние покоя, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук...; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен».
Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «Ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы...; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».
Представьте, что вы отдыхаете на пляже (в саду...): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».
Упражнения на концентрацию внимания.
Упражнение «Концентрация на счёте».
Инструкция: медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом счёте. Если в какой-то момент мысли будут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счёте, начните считать сначала. Повторяйте счёт в течение нескольких минут.
Упражнение «Поплавок в океане».
Инструкция: сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы маленький поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы двигаетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, придерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
Составление формул самовнушения.
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их поизносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Самовнушение должно быть:
- позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным, нельзя внушать себе негативное;
- облечено в простые, чёткие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «НЕ» (формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу…, я могу…, я буду…).
Примеры формул:
«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!».
«Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю чётко!».
«Я справлюсь с напряжением в любой момент!».
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие беспокойства».
«Внутренне я ощущаю, что всё будет в порядке».
Упражнение «Игры-формулы».
Формула 1. «Уверенность в себе».
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё сумею, всё смогу и ничего не боюсь».
Формула 2. «Любовь к детям».
«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу со своими воспитанниками».
Формула 3. «На работу».
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».
Формула 4. «Спокойствие, стабильность».
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
Формула 5. «Уменьшение напряжения в процессе работы».
«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».
Уважаемые упражнения коллеги!
Надеюсь, что предложенные по развитию навыков саморегуляции помогут в осуществлении Вашей профессиональной деятельности и работе над собой.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
Тренинг для педагогов «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами»
Актуальность данной темы: Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход...
Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния
В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, ...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Практикум для педагогов саморегуляция эмоционального состояния
Практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния" имеет актуальное значение в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания. Цель: актуализация жизненных ресурсо...
Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....
Семинар - тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»
laquo;Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»...