Сценарий педагогического совета "Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей"
методическая разработка на тему

Сценарий педагогического совета "Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей" разработан для педагогов детских садов с целью расширения знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизации мыслительной деятельности в области повышения правового образования детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

Педагогический совет

«Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей».

Составила: заместитель заведующего по УВР

Миляхова Оксана  Вячеславовна

пгт.Берёзово ХМАО-Югра

2015

Сценарий педагогического совета

«Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей».

Цель:  расширение знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизация мыслительной деятельности педагогов в области правового образования детей и родителей.

Повестка дня.

1.Выполнение решений предыдущего педсовета (зам.зав.по УВР).

2. Итоги тематического контроля «Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ» (зам.зав.по УВР).

3. Правовая компетентность родителей и педагогов ДОУ (заведующий).

4. Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия (педагог-психолог).

5. Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав детей (практическая часть).

6. Выработка решений педсовета.

Подготовка к педсовету:

1.Проведение тематического контроля “Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ” (зам.зав.по УВР).

2.Подготовка сообщений об опыте работы по темам «Ознакомление детей с правами и обязанностями» (педагоги средней и старших групп), «Формы и методы работы с родителями по охране прав детей» (воспитатели второй младшей и подготовительных групп).

3.Подготовка выступления по правовой компетентности родителей и педагогов ДОУ (заведующий).

4.Подготовка практических заданий к педсовету (зам.зав.по УВР). 

Правовая компетентность педагогов и родителей ДОУ

(выступление заведующего)

Доверчивы глаза детей, и ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой никто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза ни от обид, ни от печали.

И, словно солнышко, всегда улыбка на лице сияет!

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш педсовет хочется начать со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. С наступлением XXI века во всём мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, как научить их отстаивать свои права.

Вопрос педагогам: С какого возраста надо знакомить ребёнка с правами человека? (По рекомендации ЮНЕСКО эту работу предлагается начинать в дошкольном возрасте).

Вопрос педагогам: Какие Вы знаете нормативные документы о защите прав ребёнка?

На международном уровне:

Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав человека.

Согласно Международной Конвенции ООН о правах ребёнка дети имеют право: (педагоги перечисляют, затем выступающий добавляет)

- на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход (ст.9);

- достаточное питание и достаточное количество чистой воды (ст.24);

- приемлемый уровень жизни (ст. 26, 27);

-медицинский уход (ст.24);

- дети-инвалиды - на особую заботу и обучение (ст.23);

- отдых и досуг (ст.31);

- бесплатное образование (ст.28, 29);

- безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению (ст.19);

- говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры (ст.30);

- не использоваться в качестве рабочей силы, не принимать участия в выполнении любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и развитию (ст.32);

- выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов (ст.12, 13, 15)

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических или других убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание, защиту, активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14), родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27).

И, наконец, согласно ст.42 Конвенции ООН, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о её принципах и положениях.

На федеральном уровне: ФЗ-124 от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012г; Семейный кодекс РФ.

На уровне ДОУ: Устав ДОУ, родительский договор.

Из Устава ДОУ: «Воспитанникам предоставляется право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья» (п.4.1).

В нашем ДОУ для правового воспитания дошкольников проводятся различные мероприятия: заключение договоров с родителями, создание банка данных семей воспитанников, выявление социального статуса семей, выявление неблагополучных семей и семей риска, различные формы работы с детьми и родителями (о них поговорим позже).

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Совместными усилиями педагогического коллектива детского сада и родителей нужно обеспечить соблюдение и реализацию всех прав ребёнка. Задачами ДОУ являются:

- организация работы в каждой группе ДОУ в соответствии с нормами международного права и российского законодательства;

- проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей;

- осуществление профилактической работы по предупреждению нарушений прав ребёнка в семье, содействие защите прав ребёнка и вне воспитательного процесса;

- формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, а у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.

Обучая других, необходимо учиться и самому. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. Иначе, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?

Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия.

(выступление педагога-психолога на педсовете)

Неблагополучные семьи - в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Проживание и нахождение в социально-неблагополучной семье отрицательно влияет на нравственное и психологическое развитие детей.

С каждым годом в ДОУ возрастает количество неблагополучных семей. Незаинтересованность родителей в воспитании ребенка, их низкая педагогическая и правовая компетентность, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьезным психологическим травмам и росту детской безнадзорности.

С целью предупреждения и профилактики семейного неблагополучия мы создаем условия для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания. Мы определили, что условиями эффективности профилактической работы являются - раннее выявление признаков неблагополучия; повышение уровня педагогической культуры родителей; овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей; посещения родителями мероприятий, проводимых в ДОУ.

По результатам исследований, неблагополучных семей в нашем ДОУ (сколько?)

Профилактическую работу ведем по двум основным направлениям: родителями и детьми. Главная цель первого направления - это формирование гармоничных детско-родительских отношений, изменение в положительную сторону образа ребенка в представлении родителей, создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.

Цель второго направления - формирование у детей нашей группы навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, а также развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях.

Показателями семейного неблагополучия являются сами дети, их поведение в группе, интересы, характер общения с взрослыми и сверстниками, усвоение программного материала. Все отклонения от нормы служат для нас сигналом о том, что у данного ребенка могут быть проблемы в семье, неблагоприятные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Поэтому с такими детьми мы работаем индивидуально. Такой индивидуальный подход, доброжелательная, обоюдная беседа помогает ребенку открыться, выкладывать свои проблемы. Совместно работаем с психологом детского сада, учитывая индивидуальные особенности детей, всегда советуемся с ней.

Формы работы с неблагополучными семьями:

консультирование, анкетирование, выступления на родительских собраниях, знакомство родителей с информационным материалом, где прописаны права и обязанности родителей: «Семейный кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка»; совместные мероприятия и праздники, выставки рисунков на семейную тематику, беседы.

У каждой семьи есть свои особенности. Поэтому мы стараемся дать каждой семье индивидуальные советы, учитывая характер ребенка.

При работе с родителями верим в возможность воздействия на них убеждением, культурой общения.

Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав детей (практическая часть).

Педагогам предлагается разделиться на 2 группы:

  1. Педагоги средней и старших групп,
  2. Педагоги второй младшей и подготовительных групп.

По 2 специалиста – в каждую группу.

  • Сообщения об опыте работы:

-  «Ознакомление детей с правами и обязанностями» (педагоги средней и старших групп),

- «Формы и методы работы с родителями по охране прав детей» (воспитатели второй младшей и подготовительных групп).

  • Ответь правильно (командам поочерёдно задаются вопросы):
  1. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка (30 ноября 1989 года)
  2. В каком году принята Декларация прав ребёнка? (В 1959 г.)
  3. Какая высокоразвитая страна ещё не подписалась под Конвенцией? (США).
  4. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
  5. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)
  6. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребёнка? (Авторитарный).
  7. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя).
  8. Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)
  • Игра «Назови знак».

Зам.зав.по УВР показывает знаки поочерёдно каждой команде, а педагоги называют право, с которым ассоциируется нарисованный знак.

  • Решение проблемных ситуаций.

Каждая команда знакомится со своей ситуацией. После 1-минутного обсуждения один представитель от команды должен выразить мнение об описанной ситуации. Команда соперников может дополнить ответ.

Ситуация 1. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?

Ситуация 2. Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

  • Викторина «Права литературных героев»
  1. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? Какое право они нарушили? (Он не похож был на других, нарушено право на сохранение индивидуальности)
  2. Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)
  3. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
  4. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», заяц из сказки «Ледяная избушка»)
  5. В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)
  6. Приведите пример из детской художественной литературы, где нарушены права детей на образование? («Приключения Буратино» А.Толстого).
  • Упражнение  «Возвращение в детство».

Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните какой-либо случай своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте. Проанализируйте свои ощущения (с позиции себя – ребёнка и с позиции себя – воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

  • Упражнение «Дошкольник в эпитетах». Дайте характеристику дошкольника одним эпитетом, обозначив при этом самое главное.
  • Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1. В вашей группе есть ребёнок, который ходит в неопрятной грязной одежде, с грязными ногтями, с невымытыми волосами. Этот ребёнок относится к удовлетворительной семье (низкий культурный уровень, неудовлетворительные жилищные условия, плохие взаимоотношения в семье).

Задача группы: разыграть данную ситуацию и показать поведение родителей и педагога.

Ситуация 2. В вашем детском саду проходит «Неделя заботливых родителей». У Вас в группе есть ребёнок из неудовлетворительной семьи (низкий уровень культуры, неблагоприятный психологический климат в семье, злоупотребляют алкоголем).

Задача группы разыграть данную ситуацию: пригласить  семью на мероприятия и стимулировать родителей к активному участию.

  • Игра «Волшебный сундучок». Из сундучка по очереди достаются картинки с предметами, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо сказать, о каком праве напоминает каждый предмет.
  1. Свидетельство о рождении (О праве на имя)
  2. Сердечко (О праве на заботу и любовь)
  3. Домик (О праве на имущество)
  4. Конверт (Никто не имеет права читать чужие письма).
  5. Букварь (О праве на образование)
  6. Картинка мамы с дочкой (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Вручение памяток педагогам.

Правила для педагогов.

Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.

  1. Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
  2. Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
  3. Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
  4. Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
  5. Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
  6. Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят всё, за что бы человек ни взялся.
  7. Будьте всегда доброжелательны.
  8. Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  9. Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернётся многократным увеличением.

Воспитывая детей, стремитесь:

  1. Любить ребёнка таким, каков он есть.
  2. Уважать в каждом ребёнке личность, воспитывать достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
  3. Хвалить, поощрять, ободрять ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  4. Верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что заложено в нём, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  5. Раскрыть душу ребёнка прежде, чем его ум.
  6. Поступать так, чтобы каждый ребёнок почувствовал: возможности заложены в нём самом. «Ты всё можешь» - главная формула образования.
  7. Учить ребёнка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
  8. Замечать не недостатки ребёнка, а динамику его развития.
  9. Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания.

В детском саду нельзя:

  • Кричать на детей;
  • Наказывать;
  • Выставлять поступки детей на всеобщее обозрение;
  • Упрекать ребёнка;
  • Читать нотации;
  • Приходить к детям в плохом настроении;
  • Распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
  • Обсуждать с родителями поведение не их ребёнка.

Проект решения педагогического совета:

  1. Продолжить системную работу по правовому воспитанию детей и расширению правовой компетентности родителей ДОУ.
  2. Воспитателям групп дополнить игровые уголки дидактическим материалом по правовому воспитанию.

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: администрация и педагоги ДОУ.

  1. В 2015-2016 учебном году запланировать и провести тематический контроль «Направления и содержание работы по реализации прав ребёнка в ДОУ».  Срок исполнения: ноябрь 2015г. Ответственный: зам.зав.по УВР.
  2. Воспитателям групп учитывать индивидуальные особенности семей «группы риска», уметь вести конструктивный диалог в соответствии со своими профессиональными обязанностями. Срок исполнения: постоянно.
  3.  Принять к сведению рекомендации тематического контроля:

- Воспитателям всех возрастных групп регулировать  двигательную активность детей, систематически проводить подвижные и дидактические игры на прогулке по плану; качественно организовывать закаливающие мероприятия; при составлении плана работы с семьями учитывать мероприятия годового плана ДОУ. Срок исполнения: постоянно.

-  Воспитателям подготовительных групп регулировать длительность занятий в соответствии с программными, санитарными требованиями и возрастными особенностями детей. Срок исполнения: постоянно.

- Заместителю по УВР запланировать и провести консультации по использованию физминуток на занятиях и по организации прогулок в зимний период.  Срок  исполнения:  сентябрь 2015 г.

Список использованной литературы при подготовке к педсовету:

  1. Журнал «Дошкольное образование» № 6 (2013). Статья И.Даниловой «Правовое образование родителей и педагогов в ДОУ».
  2. Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedsovet-po-pravovomu-vospitaniyu-deti-ikh-prava
  3. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
  4. Иванова Е.А. Защитим права ребенка. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №3. – с.85 – 96.
  5. Сайт МБДОУ д/с комбинированного вида № 81 г.Набережные Челны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников детского сада.

Теоретическое обоснование необходимости создания и функционирования в детском саду мини - музея, направленного на повышение правовой культуры родителей, а следовательно и детей, посещающих детский сад...

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.

Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика...

Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей и пед. работников

Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей и пед. работников...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Педагогический совет «Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей».

Цель:  расширение знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизация мыслительной деятельности педагогов в области правового образования детей и родителей....