Сценарий педагогического совета "Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей"
методическая разработка на тему
Сценарий педагогического совета "Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей" разработан для педагогов детских садов с целью расширения знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизации мыслительной деятельности в области повышения правового образования детей и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Педагогический совет
«Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей».
Составила: заместитель заведующего по УВР
Миляхова Оксана Вячеславовна
пгт.Берёзово ХМАО-Югра
2015
Сценарий педагогического совета
«Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей».
Цель: расширение знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизация мыслительной деятельности педагогов в области правового образования детей и родителей.
Повестка дня.
1.Выполнение решений предыдущего педсовета (зам.зав.по УВР).
2. Итоги тематического контроля «Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ» (зам.зав.по УВР).
3. Правовая компетентность родителей и педагогов ДОУ (заведующий).
4. Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия (педагог-психолог).
5. Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав детей (практическая часть).
6. Выработка решений педсовета.
Подготовка к педсовету:
1.Проведение тематического контроля “Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ” (зам.зав.по УВР).
2.Подготовка сообщений об опыте работы по темам «Ознакомление детей с правами и обязанностями» (педагоги средней и старших групп), «Формы и методы работы с родителями по охране прав детей» (воспитатели второй младшей и подготовительных групп).
3.Подготовка выступления по правовой компетентности родителей и педагогов ДОУ (заведующий).
4.Подготовка практических заданий к педсовету (зам.зав.по УВР).
Правовая компетентность педагогов и родителей ДОУ
(выступление заведующего)
Доверчивы глаза детей, и ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой никто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза ни от обид, ни от печали.
И, словно солнышко, всегда улыбка на лице сияет!
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш педсовет хочется начать со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. С наступлением XXI века во всём мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, как научить их отстаивать свои права.
Вопрос педагогам: С какого возраста надо знакомить ребёнка с правами человека? (По рекомендации ЮНЕСКО эту работу предлагается начинать в дошкольном возрасте).
Вопрос педагогам: Какие Вы знаете нормативные документы о защите прав ребёнка?
На международном уровне:
Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав человека.
Согласно Международной Конвенции ООН о правах ребёнка дети имеют право: (педагоги перечисляют, затем выступающий добавляет)
- на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход (ст.9);
- достаточное питание и достаточное количество чистой воды (ст.24);
- приемлемый уровень жизни (ст. 26, 27);
-медицинский уход (ст.24);
- дети-инвалиды - на особую заботу и обучение (ст.23);
- отдых и досуг (ст.31);
- бесплатное образование (ст.28, 29);
- безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению (ст.19);
- говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры (ст.30);
- не использоваться в качестве рабочей силы, не принимать участия в выполнении любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и развитию (ст.32);
- выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов (ст.12, 13, 15)
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических или других убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание, защиту, активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14), родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27).
И, наконец, согласно ст.42 Конвенции ООН, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о её принципах и положениях.
На федеральном уровне: ФЗ-124 от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012г; Семейный кодекс РФ.
На уровне ДОУ: Устав ДОУ, родительский договор.
Из Устава ДОУ: «Воспитанникам предоставляется право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья» (п.4.1).
В нашем ДОУ для правового воспитания дошкольников проводятся различные мероприятия: заключение договоров с родителями, создание банка данных семей воспитанников, выявление социального статуса семей, выявление неблагополучных семей и семей риска, различные формы работы с детьми и родителями (о них поговорим позже).
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Совместными усилиями педагогического коллектива детского сада и родителей нужно обеспечить соблюдение и реализацию всех прав ребёнка. Задачами ДОУ являются:
- организация работы в каждой группе ДОУ в соответствии с нормами международного права и российского законодательства;
- проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей;
- осуществление профилактической работы по предупреждению нарушений прав ребёнка в семье, содействие защите прав ребёнка и вне воспитательного процесса;
- формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, а у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.
Обучая других, необходимо учиться и самому. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. Иначе, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?
Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия.
(выступление педагога-психолога на педсовете)
Неблагополучные семьи - в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Проживание и нахождение в социально-неблагополучной семье отрицательно влияет на нравственное и психологическое развитие детей.
С каждым годом в ДОУ возрастает количество неблагополучных семей. Незаинтересованность родителей в воспитании ребенка, их низкая педагогическая и правовая компетентность, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьезным психологическим травмам и росту детской безнадзорности.
С целью предупреждения и профилактики семейного неблагополучия мы создаем условия для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания. Мы определили, что условиями эффективности профилактической работы являются - раннее выявление признаков неблагополучия; повышение уровня педагогической культуры родителей; овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей; посещения родителями мероприятий, проводимых в ДОУ.
По результатам исследований, неблагополучных семей в нашем ДОУ (сколько?)
Профилактическую работу ведем по двум основным направлениям: родителями и детьми. Главная цель первого направления - это формирование гармоничных детско-родительских отношений, изменение в положительную сторону образа ребенка в представлении родителей, создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.
Цель второго направления - формирование у детей нашей группы навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, а также развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Показателями семейного неблагополучия являются сами дети, их поведение в группе, интересы, характер общения с взрослыми и сверстниками, усвоение программного материала. Все отклонения от нормы служат для нас сигналом о том, что у данного ребенка могут быть проблемы в семье, неблагоприятные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Поэтому с такими детьми мы работаем индивидуально. Такой индивидуальный подход, доброжелательная, обоюдная беседа помогает ребенку открыться, выкладывать свои проблемы. Совместно работаем с психологом детского сада, учитывая индивидуальные особенности детей, всегда советуемся с ней.
Формы работы с неблагополучными семьями:
консультирование, анкетирование, выступления на родительских собраниях, знакомство родителей с информационным материалом, где прописаны права и обязанности родителей: «Семейный кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка»; совместные мероприятия и праздники, выставки рисунков на семейную тематику, беседы.
У каждой семьи есть свои особенности. Поэтому мы стараемся дать каждой семье индивидуальные советы, учитывая характер ребенка.
При работе с родителями верим в возможность воздействия на них убеждением, культурой общения.
Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав детей (практическая часть).
Педагогам предлагается разделиться на 2 группы:
- Педагоги средней и старших групп,
- Педагоги второй младшей и подготовительных групп.
По 2 специалиста – в каждую группу.
- Сообщения об опыте работы:
- «Ознакомление детей с правами и обязанностями» (педагоги средней и старших групп),
- «Формы и методы работы с родителями по охране прав детей» (воспитатели второй младшей и подготовительных групп).
- Ответь правильно (командам поочерёдно задаются вопросы):
- Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка (30 ноября 1989 года)
- В каком году принята Декларация прав ребёнка? (В 1959 г.)
- Какая высокоразвитая страна ещё не подписалась под Конвенцией? (США).
- На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
- Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)
- Какой стиль воспитания несовместим с правами ребёнка? (Авторитарный).
- Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя).
- Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)
- Игра «Назови знак».
Зам.зав.по УВР показывает знаки поочерёдно каждой команде, а педагоги называют право, с которым ассоциируется нарисованный знак.
- Решение проблемных ситуаций.
Каждая команда знакомится со своей ситуацией. После 1-минутного обсуждения один представитель от команды должен выразить мнение об описанной ситуации. Команда соперников может дополнить ответ.
Ситуация 1. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?
Ситуация 2. Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
- Викторина «Права литературных героев»
- Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? Какое право они нарушили? (Он не похож был на других, нарушено право на сохранение индивидуальности)
- Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», заяц из сказки «Ледяная избушка»)
- В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)
- Приведите пример из детской художественной литературы, где нарушены права детей на образование? («Приключения Буратино» А.Толстого).
- Упражнение «Возвращение в детство».
Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните какой-либо случай своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте. Проанализируйте свои ощущения (с позиции себя – ребёнка и с позиции себя – воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?
- Упражнение «Дошкольник в эпитетах». Дайте характеристику дошкольника одним эпитетом, обозначив при этом самое главное.
- Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1. В вашей группе есть ребёнок, который ходит в неопрятной грязной одежде, с грязными ногтями, с невымытыми волосами. Этот ребёнок относится к удовлетворительной семье (низкий культурный уровень, неудовлетворительные жилищные условия, плохие взаимоотношения в семье).
Задача группы: разыграть данную ситуацию и показать поведение родителей и педагога.
Ситуация 2. В вашем детском саду проходит «Неделя заботливых родителей». У Вас в группе есть ребёнок из неудовлетворительной семьи (низкий уровень культуры, неблагоприятный психологический климат в семье, злоупотребляют алкоголем).
Задача группы разыграть данную ситуацию: пригласить семью на мероприятия и стимулировать родителей к активному участию.
- Игра «Волшебный сундучок». Из сундучка по очереди достаются картинки с предметами, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо сказать, о каком праве напоминает каждый предмет.
- Свидетельство о рождении (О праве на имя)
- Сердечко (О праве на заботу и любовь)
- Домик (О праве на имущество)
- Конверт (Никто не имеет права читать чужие письма).
- Букварь (О праве на образование)
- Картинка мамы с дочкой (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
Вручение памяток педагогам.
Правила для педагогов.
Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.
- Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
- Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
- Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
- Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
- Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
- Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят всё, за что бы человек ни взялся.
- Будьте всегда доброжелательны.
- Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернётся многократным увеличением.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребёнка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребёнке личность, воспитывать достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
- Хвалить, поощрять, ободрять ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
- Верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что заложено в нём, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
- Раскрыть душу ребёнка прежде, чем его ум.
- Поступать так, чтобы каждый ребёнок почувствовал: возможности заложены в нём самом. «Ты всё можешь» - главная формула образования.
- Учить ребёнка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
- Замечать не недостатки ребёнка, а динамику его развития.
- Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания.
В детском саду нельзя:
- Кричать на детей;
- Наказывать;
- Выставлять поступки детей на всеобщее обозрение;
- Упрекать ребёнка;
- Читать нотации;
- Приходить к детям в плохом настроении;
- Распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
- Обсуждать с родителями поведение не их ребёнка.
Проект решения педагогического совета:
- Продолжить системную работу по правовому воспитанию детей и расширению правовой компетентности родителей ДОУ.
- Воспитателям групп дополнить игровые уголки дидактическим материалом по правовому воспитанию.
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: администрация и педагоги ДОУ.
- В 2015-2016 учебном году запланировать и провести тематический контроль «Направления и содержание работы по реализации прав ребёнка в ДОУ». Срок исполнения: ноябрь 2015г. Ответственный: зам.зав.по УВР.
- Воспитателям групп учитывать индивидуальные особенности семей «группы риска», уметь вести конструктивный диалог в соответствии со своими профессиональными обязанностями. Срок исполнения: постоянно.
- Принять к сведению рекомендации тематического контроля:
- Воспитателям всех возрастных групп регулировать двигательную активность детей, систематически проводить подвижные и дидактические игры на прогулке по плану; качественно организовывать закаливающие мероприятия; при составлении плана работы с семьями учитывать мероприятия годового плана ДОУ. Срок исполнения: постоянно.
- Воспитателям подготовительных групп регулировать длительность занятий в соответствии с программными, санитарными требованиями и возрастными особенностями детей. Срок исполнения: постоянно.
- Заместителю по УВР запланировать и провести консультации по использованию физминуток на занятиях и по организации прогулок в зимний период. Срок исполнения: сентябрь 2015 г.
Список использованной литературы при подготовке к педсовету:
- Журнал «Дошкольное образование» № 6 (2013). Статья И.Даниловой «Правовое образование родителей и педагогов в ДОУ».
- Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedsovet-po-pravovomu-vospitaniyu-deti-ikh-prava
- Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
- Иванова Е.А. Защитим права ребенка. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №3. – с.85 – 96.
- Сайт МБДОУ д/с комбинированного вида № 81 г.Набережные Челны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников детского сада.
Теоретическое обоснование необходимости создания и функционирования в детском саду мини - музея, направленного на повышение правовой культуры родителей, а следовательно и детей, посещающих детский сад...
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика...
Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей и пед. работников
Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей и пед. работников...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...
Педагогический совет «Роль педагога в повышении правового образования детей и родителей».
Цель: расширение знаний педагогов по вопросам правового воспитания, активизация мыслительной деятельности педагогов в области правового образования детей и родителей....
- Мне нравится (3)