ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ.
учебно-методический материал по теме
С декабре 2016 года по всей России идёт переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики стали первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_obrazovanie_po_novym_standartam.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
С декабре 2016 года по всей России идёт переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики стали первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Нет предела совершенству!
- Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.
Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении - это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела.
Дошкольное детство – это не подготовка к школе
Так что же это такое - новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка.
В общей комнате должны быть «уголки уединения
- Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты.
Кадры решают все
Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад.
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» - наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?
" Самая главная проблема - в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий – инновационная готовность педагога.
Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки. Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий – от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти.
В воспитатели из экономистов.
- Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.
" И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!
Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный – 40-45 лет. Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов.
Ключевое слово — креатив.
И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов?
А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики - и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое.
" Воспитатели дошкольных образовательных учреждений – люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово - креатив.
Семья и садик.
Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога - взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты. Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.
Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям.
Воспитатель Первой категории ГБДОУ детский сад №70.
Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
В своей работе я провела сравнительный анализ между новыми ФГОС ДО и ФГТ ДО. Презентация поможет понять основные моменты ФГОС....
О ВВЕДЕНИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ «НЕСТАНДАРТНЫЙ СТАНДАРТ»
консультация для педагогов...
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....
Требования к уголкам "Туган җирем Татарстан". На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены новые материалы по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовате
На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены новые материалы по обучению детей двум государственным языкам в ...
Обновление содержания дошкольного образования: реализация новых образовательных проектов и эффективных образовательных технологий
Общие положенияПредметом регулирования настоящего ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающими при реализации основной образовател...
ФГОС дошкольного образования: новые стандарты и новые возможности
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.В ФГОС ДО сформулирован...
Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...