Семинар для молодых педагогов Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»
консультация на тему

Бренёва Ольга Олеговна

Многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД. Поэтому обучающий семинар по данной теме, очень актуален.

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи семинара:

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_molodyh_pedagogov.docx132.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»

Актуальность семинара. В последнее время, в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД. Поэтому обучающий семинар по данной теме, очень актуален.

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи семинара:

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Внедрение ИКТ – как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

4. Выработка алгоритма подготовки и проведения НОД

5. Практическая работа педагогов и моделирование практических ситуаций.

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд.

 (Кроссворд) Вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах – Музыка. Психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений - Воображение. Преобладающее эмоциональное состояние –Настроение. Процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды - Адаптация Внедрение новых идей и технологий в педагогику-Инновация. Процедура проверки успешности освоения учебного материала –Диагностика. Изящество движений, красота позы человек -Грация Основной вид деятельности дошкольников – Игра. Исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми - Семья ( "Словарь педагогических терминов").

 Слово по вертикали "Мотивация" Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"? Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

1. Игровая мотивация «Помоги игрушке».

2. Мотивации помощь взрослому «Помоги мне».

3. Мотивации «Научи меня».

4. Мотивации «создание предметов своими руками для себя»

Первый тип - Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.)

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию? Например: НОД аппликация, конструирование, рисование. - Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек, нарисовать красками, и т.д.).

Второй тип мотивации – Помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. 2. Каждому ребёнку даётся посильное задание. 3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности - Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Лучше использовать этот вид мотивации в старших группах (в игровой деятельности, и в НОД). Например: - Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество). Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач. Например: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

 - Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

 - Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

 - Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

 - Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости. - Игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Алгоритм подготовки НОД.

 Определение темы и ведущих понятий.

 Четко определить и сформулировать тему НОД.

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГОС.

 Определение целей и задач.

 Определить целевую установку занятия — для себя и для детей.

 Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

А теперь я хотела бы остановится на, практической части семинара игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем Активизация мыслительной деятельности НОД по следующим разделам как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности. Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора. Мой выбор.

 1 ситуация: У Саши не получается выполнить игровое задание «3-й лишний»: 1. Предложите выполнить более легкий вариант. 2. Попросите назвать, одним словом все предметы. 3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: «Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?». Ребята решить задачу не могут, тогда вы: 1. Повторно читаете задачу. 2. Упрощаете задачу. 3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает: 1. Проведете другое занятие. 2. Предложите ребятам вместо палочек спички. 3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками.

Образная пластика в парах. Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика. Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного. Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться. Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

«Каждый воспитатель – артист» Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблиц. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку.

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение. Рефлексия участников. Продолжите предложение - Сегодня на семинаре я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы активизации детей в ходе образовательной деятельности»

Повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения ООД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности....

Семинар для молодых педагогов Тема: «Методы активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.»

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребёнок был максимально вовлечён в образовательную деятельность, и получил максимум пользы...

Семинар для педагогов «Методы активизации детей в ходе НОД»

В нашем детском саду педагоги с разным опытом, уровнем профессиональной подготовки. Педагоги, имеющие недостаточный опыт работы испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД. Поэтому обучающий ...

Тема семинара: «Методы активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности».

Повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности....

Семинар-практикум для молодых специалистов "Методы активизации детей в ходе проведения занятия"

Актуальность семинара. Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специ...