Диссеминация опыта работы по теме: «Дошкольникам о видах труда и творчества: профориентация в условиях ФГОС»
учебно-методический материал на тему

Шиваракова Раиса Евгеньевна

В современном обществе ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.   Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения профориентационной работы в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка»

 

 

Диссеминация опыта работы по теме:

«Дошкольникам о видах труда и творчества:

профориентация в условиях ФГОС»

 

Сведения об авторе:

Шиваракова Раиса Евгеньевна,

старший воспитатель

Слайд № 1

 

В современном обществе ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.   Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения профориентационной работы в детском саду.

 Существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внёс Климов Е. А.,  акцентируя внимание на том, что профессиональное самоопределение не стихийный процесс, а без грамотного руководства педагога этот процесс может не пойти в социально ценном направлении.(Нормативно – правовая база)

 Слайд № 2

 

Давайте  вспомним определение «Что такое профессиональная ориентация в ДОУ?»

Слайд № 3

Профессиональная ориентация дошкольников

– это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

Слайд № 4

  • Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
  • Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Возникновение идеи внедрения модели ранней профориентации продиктована запросами современного общества  и возможностью их реализации через инновационные формы, методы и пути реализации.

 Переход к  ранней профориентационной инновации возможен лишь при условии создания модели управления методической деятельности.

Слайд № 5

Творческая группа педагогов ДОУ  разработала педагогический проект: «Модель ранней профориентации дошкольников в разных видах деятельности»», обозначила основные направления работы с педагогами и воспитанниками.

Слайды № 6-8

Чтобы грамотно организовать реализацию модели профориентационной детской деятельности необходимо наличие в ДОО высоко квалифицированных педагогов.  В современных условиях возрастает роль старшего воспитателя ДОО, который должен уметь работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную   работу в учреждении и уметь настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив. Задача методической службы заключается в создании модели организованной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольником с профессиями и трудом взрослых в ДОО, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Слайд № 9

Наращивание  методического потенциала ДОУ проводилось  в рамках реализации инновационного проекта «Профессиональные кадры - современному образованию». Проект предполагает апробирование методического сопровождения, способствующего, повышению профессионального мастерства педагогов раннего профориентационного сопровождения дошкольников.

Методическое сопровождение инновационной деятельности проходило поэтапно. На информационно-аналитическом этапе работы с целью выявления инновационного потенциала педагогического коллектива  провели глубокий всесторонний анализ мониторинга профессиональной компетентности и результативности деятельности каждого педагога. Широко использовались методы: анкетирования, наблюдение, анализ документации, интервьюирование, отзывы о педагоге со стороны коллег. Был выявлен ряд проблем: неумение педагогов определить свои творческие возможности к профориентационной деятельности; неумение применять современные педагогические технологии и активные формы взаимодействия с детьми; недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и трансляции передового педагогического опыта. Педагоги испытывают трудности в разработке рабочих программ и проектировании образовательного процесса.

Информационно-аналитический этап наряду с проблемами, обозначил и положительные моменты на пути реализации поставленных целей:

  • наличие творчески работающих педагогов, имеющих высокий уровень мотивационной готовности и желание работать по-новому;
  • наличие педагогов, готовых к обучению и получению квалифицированной методической помощи.

 «Центр деловой активности» выделил наиболее важные, приоритетные направления методической работы с педагогами.

      Слайд № 10

Активизация профориентационной творческой деятельности педагогов стала возможна через внедрение в методическую деятельность нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы. В целях повышения активности, побуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков внедрили в методическую деятельность инновационную форму работы – квест - игру. 

Слайд № 11

 Для активизации мыслительной деятельности с педагогами была проведена деловая игра «Калейдоскоп профессий» в рамках которой,  педагоги смогли повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями,  узнали о разнообразии профессий в современном мире, освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями, обменялись имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых, смогли задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Практика внедрения активных методов обучения: деловых игр, экспресс - конференций, дискуссий, консультаций-тренингов, консультаций –диалогов,  помогла формировать творческое мышление педагогов, искать новые пути решения сложных задач, тренировала их практические умения и навыки.

Слайд № 12

Также педагоги принимали участие в мастер-классе  «Знакомим детей с профессиями».

Слайд № 13

С целью обмена опытом проводили  презентации и открытые занятия: « День рождения в кафе «Космос», «Что такое шоколад?»,  «Большая стирка», «Изготовление дизайнерской бумаги» и др.
  Видео – консультации,  консультации-тренинги, «Вопрос-ответ», накопительные тематические папки по разным проблемам дают возможность педагогам работать в индивидуальном темпе, активно включаться в обсуждение, неоднократно просматривать предложенный к изучению материал, делать выводы и выстраивать систему своей педагогической деятельности с учетом полученных знаний.

Организация деятельности педагогов в педагогических мастерских, способствовало ознакомлению с игровыми  и проектными технологиями, созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Результатом внедрения модели стала разработка дополнительной программы ранней профориентации дошкольников «Первые шаги в мире профессий», в которой,  деятельность дошкольников,  направлена на формирование первичных ценностных представлений о труде и профессиях.

Слайд № 14

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и предусматривает активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности совместно со взрослыми.

Слайд № 15-16

В практической деятельности с дошкольниками по ранней профориентации педагоги  используют разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них: наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей. Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются практические методы – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры. Применение игровых методов повышает творческий потенциал воспитанников, расширяет кругозор ребенка, закрепляет практические навыки.  

Организация учебной, игровой деятельности дошкольников и экскурсий. 

Давайте посмотрим,  с какими видами профессий знакомились наши воспитанники.

Слайды № 17-38

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Слайды № 39-43

Реализация  программы дополнительного образования «Первые шаги в мире профессий» предусматривала преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения игровой атрибутики и элементов декора.  В нашем саду оборудованы мини-центры детской активности по профессиональной ориентации, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации.  

 Слайды № 44

Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.

Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов, смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду группы и детского сада. 

   Слайды № 45-46 

Проектная деятельность развивает творческие способности, как самих дошкольников, так и педагогов, но и родителей детей. Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение  будет  у его родителей к профессиям, такое и сформируется у его ребенка. Неоценимую помощь в профориентационной работе нам оказывают родители.    Родители являются не только непосредственными  помощниками  в проектировании РППС, в подготовке к занятиям, праздникам, конкурсам, но и непосредственными участниками в них.  

Слайды № 47-49 

Взаимодействие с социальными партнерами Центром занятости, многолетнее участие в конкурсе «Безопасность труда и Я».

Своим педагогическим опытом мы стараемся делиться с педагогами района. Проведенные  на муниципальном уровне семинары «Реализация образовательной области «Социализация» через сюжетно-ролевую игру»,  «Формирование культурных практик по ранней профориентации у дошкольников» позволили обобщить опыт работы по ознакомлению детей с профессиями.

      Таким образом, сформированная нами методическая деятельность по ранней профориентации в ДОО позволила повысить профессиональную  компетентность педагогов, в результате использования активных форм методической работы позволило выйти на такие результаты:

  • стабильность оптимального уровня освоения детьми программы на протяжении более 3 лет;
  • призовые места в районных и областных конкурсах, улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой;
  • рост педагогической компетентности воспитателей, уровня их квалификации.

    В настоящее время детский сад продолжает работать  в инновационном режиме. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

                              МБДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диссеминация опыта работы на уровне ДОО

Выступления на общих родительских собраниях в рамке подготовки и проведению педагогических советов:...

План мероприятий по диссеминации опыта работы образовательных организаций,

План мероприятий по диссеминации опыта работы образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных и  опорных площадокв  2019 - 2020 учебном году...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

Диссеминация опыта работы "Приобщение родителей к традициям семьи и детского сада"

Цель: продолжать повышать педагогическую культуру поведения  у родителей...

Диссеминация опыта работы "Социокультурные Истоки" в младших группах

Цель: духовно-нравственное развитие личности...