Диссеминация опыта работы по теме: «Дошкольникам о видах труда и творчества: профориентация в условиях ФГОС»
учебно-методический материал на тему
В современном обществе ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения профориентационной работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_moe_doshkolnikam_o_vidah_truda_i_tvorchestva.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка»
Диссеминация опыта работы по теме:
«Дошкольникам о видах труда и творчества:
профориентация в условиях ФГОС»
Сведения об авторе:
Шиваракова Раиса Евгеньевна,
старший воспитатель
Слайд № 1
В современном обществе ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения профориентационной работы в детском саду.
Существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внёс Климов Е. А., акцентируя внимание на том, что профессиональное самоопределение не стихийный процесс, а без грамотного руководства педагога этот процесс может не пойти в социально ценном направлении.(Нормативно – правовая база)
Слайд № 2
Давайте вспомним определение «Что такое профессиональная ориентация в ДОУ?»
Слайд № 3
Профессиональная ориентация дошкольников
– это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Слайд № 4
- Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
- Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Возникновение идеи внедрения модели ранней профориентации продиктована запросами современного общества и возможностью их реализации через инновационные формы, методы и пути реализации.
Переход к ранней профориентационной инновации возможен лишь при условии создания модели управления методической деятельности.
Слайд № 5
Творческая группа педагогов ДОУ разработала педагогический проект: «Модель ранней профориентации дошкольников в разных видах деятельности»», обозначила основные направления работы с педагогами и воспитанниками.
Слайды № 6-8
Чтобы грамотно организовать реализацию модели профориентационной детской деятельности необходимо наличие в ДОО высоко квалифицированных педагогов. В современных условиях возрастает роль старшего воспитателя ДОО, который должен уметь работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную работу в учреждении и уметь настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив. Задача методической службы заключается в создании модели организованной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольником с профессиями и трудом взрослых в ДОО, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Слайд № 9
Наращивание методического потенциала ДОУ проводилось в рамках реализации инновационного проекта «Профессиональные кадры - современному образованию». Проект предполагает апробирование методического сопровождения, способствующего, повышению профессионального мастерства педагогов раннего профориентационного сопровождения дошкольников.
Методическое сопровождение инновационной деятельности проходило поэтапно. На информационно-аналитическом этапе работы с целью выявления инновационного потенциала педагогического коллектива провели глубокий всесторонний анализ мониторинга профессиональной компетентности и результативности деятельности каждого педагога. Широко использовались методы: анкетирования, наблюдение, анализ документации, интервьюирование, отзывы о педагоге со стороны коллег. Был выявлен ряд проблем: неумение педагогов определить свои творческие возможности к профориентационной деятельности; неумение применять современные педагогические технологии и активные формы взаимодействия с детьми; недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и трансляции передового педагогического опыта. Педагоги испытывают трудности в разработке рабочих программ и проектировании образовательного процесса.
Информационно-аналитический этап наряду с проблемами, обозначил и положительные моменты на пути реализации поставленных целей:
- наличие творчески работающих педагогов, имеющих высокий уровень мотивационной готовности и желание работать по-новому;
- наличие педагогов, готовых к обучению и получению квалифицированной методической помощи.
«Центр деловой активности» выделил наиболее важные, приоритетные направления методической работы с педагогами.
Слайд № 10
Активизация профориентационной творческой деятельности педагогов стала возможна через внедрение в методическую деятельность нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы. В целях повышения активности, побуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков внедрили в методическую деятельность инновационную форму работы – квест - игру.
Слайд № 11
Для активизации мыслительной деятельности с педагогами была проведена деловая игра «Калейдоскоп профессий» в рамках которой, педагоги смогли повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями, узнали о разнообразии профессий в современном мире, освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями, обменялись имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых, смогли задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.
Практика внедрения активных методов обучения: деловых игр, экспресс - конференций, дискуссий, консультаций-тренингов, консультаций –диалогов, помогла формировать творческое мышление педагогов, искать новые пути решения сложных задач, тренировала их практические умения и навыки.
Слайд № 12
Также педагоги принимали участие в мастер-классе «Знакомим детей с профессиями».
Слайд № 13
С целью обмена опытом проводили презентации и открытые занятия: « День рождения в кафе «Космос», «Что такое шоколад?», «Большая стирка», «Изготовление дизайнерской бумаги» и др.
Видео – консультации, консультации-тренинги, «Вопрос-ответ», накопительные тематические папки по разным проблемам дают возможность педагогам работать в индивидуальном темпе, активно включаться в обсуждение, неоднократно просматривать предложенный к изучению материал, делать выводы и выстраивать систему своей педагогической деятельности с учетом полученных знаний.
Организация деятельности педагогов в педагогических мастерских, способствовало ознакомлению с игровыми и проектными технологиями, созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Результатом внедрения модели стала разработка дополнительной программы ранней профориентации дошкольников «Первые шаги в мире профессий», в которой, деятельность дошкольников, направлена на формирование первичных ценностных представлений о труде и профессиях.
Слайд № 14
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и предусматривает активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности совместно со взрослыми.
Слайд № 15-16
В практической деятельности с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них: наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей. Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются практические методы – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры. Применение игровых методов повышает творческий потенциал воспитанников, расширяет кругозор ребенка, закрепляет практические навыки.
Организация учебной, игровой деятельности дошкольников и экскурсий.
Давайте посмотрим, с какими видами профессий знакомились наши воспитанники.
Слайды № 17-38
Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Слайды № 39-43
Реализация программы дополнительного образования «Первые шаги в мире профессий» предусматривала преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения игровой атрибутики и элементов декора. В нашем саду оборудованы мини-центры детской активности по профессиональной ориентации, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации.
Слайды № 44
Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.
Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов, смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду группы и детского сада.
Слайды № 45-46
Проектная деятельность развивает творческие способности, как самих дошкольников, так и педагогов, но и родителей детей. Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у его родителей к профессиям, такое и сформируется у его ребенка. Неоценимую помощь в профориентационной работе нам оказывают родители. Родители являются не только непосредственными помощниками в проектировании РППС, в подготовке к занятиям, праздникам, конкурсам, но и непосредственными участниками в них.
Слайды № 47-49
Взаимодействие с социальными партнерами Центром занятости, многолетнее участие в конкурсе «Безопасность труда и Я».
Своим педагогическим опытом мы стараемся делиться с педагогами района. Проведенные на муниципальном уровне семинары «Реализация образовательной области «Социализация» через сюжетно-ролевую игру», «Формирование культурных практик по ранней профориентации у дошкольников» позволили обобщить опыт работы по ознакомлению детей с профессиями.
Таким образом, сформированная нами методическая деятельность по ранней профориентации в ДОО позволила повысить профессиональную компетентность педагогов, в результате использования активных форм методической работы позволило выйти на такие результаты:
- стабильность оптимального уровня освоения детьми программы на протяжении более 3 лет;
- призовые места в районных и областных конкурсах, улучшение психологического микроклимата в коллективе;
- рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой;
- рост педагогической компетентности воспитателей, уровня их квалификации.
В настоящее время детский сад продолжает работать в инновационном режиме. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
МБДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
• Диссеминация опыта работы МБДОУ города Костромы «Детский сад №80» по теме: «Нетрадиционные средства развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности». • Мастер – класс по изготовлению сувенирной тарелки в технике декупаж.
Мастер - класс для студентов КГУ им.Некрасова...
Диссеминация опыта работы с дошкольниками по организации экспериментально-исследовательской деятельности с растениями.
Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками....
Диссеминация опыта работы на уровне ДОО
Выступления на общих родительских собраниях в рамке подготовки и проведению педагогических советов:...
План мероприятий по диссеминации опыта работы образовательных организаций,
План мероприятий по диссеминации опыта работы образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных и опорных площадокв 2019 - 2020 учебном году...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...
Диссеминация опыта работы "Приобщение родителей к традициям семьи и детского сада"
Цель: продолжать повышать педагогическую культуру поведения у родителей...
Диссеминация опыта работы "Социокультурные Истоки" в младших группах
Цель: духовно-нравственное развитие личности...