Cеминар Социальное партнерство семьи и ДОУ
методическая разработка на тему

Мезенцева Наталья Анатольевна

семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения по реализации ФГОС ДО – вовлечению родителей в жизнь ДОУ, созданию единого пространства для решения воспитательно-образовательных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eminar_sots_partnerstvo_semi_i_dou.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов об эффективных формах сотрудничества с родителями в условиях введения ФГОС ДО.

План:

  1. Анализ профессиональных затруднений педагогов.
  2. Выступление старшего воспитателя «Модель   социального партнерства ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО».

 

Уважаемые коллеги! Наш семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения по реализации ФГОС ДО – вовлечению родителей в жизнь ДОУ, созданию единого пространства для решения воспитательно-образовательных задач.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических.

Информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

  1. Анализ профессиональных затруднений в общении с родителями

(по результатам анкетирования)

Затруднения в общении с родителями:

  • Владение техникой диалогического общения
  • Умение вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы
  • Развивать интерес родителей к чтению научно-популярной литературы по семейному воспитанию
  • Владение умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах
  • Владение методами изучения опыта семейного воспитания
  • Умение объединять и сплачивать родителей

На сегодняшний момент характер общения с современной семьёй осложнился.  Это связано с тем, что изменился социальный облик семьи. 

  1. Выступление ст. воспитателя «Модель   социального партнерства ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»

В нормативно-правовых документах («Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года) указано, что родители – активные участники образовательного процесса наряду с педагогами. Это не работа с родителями, а социальное партнёрство, при котором родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач. Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна.

Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.

I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей).

II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники).  В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей.

Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка. Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей. Таким образом, инструмент есть. ОУ в тяжелом положении. Родителям принадлежит приоритет в воспитании. Это требует доработки Договора с родителями.

III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики.

IV уровень – договор с родителями.

В Договоре должны быть отражены все пункты ст. 44 ФЗ

П. 4.ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей  не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).

         Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

  Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

 - активизировать воспитательные возможности родителей;

 -привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения;

 - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

 - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения;

Этапы построения доверительного делового контакта.

 Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

     Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть использованы ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).

     Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель  поддерживает диалог с родителями, в котором  последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности  ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.

     Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе!»

     Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностного общения педагогов и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. 

Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

  В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:

  1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).

Активное собрание родителей может включать:

  • Элементы тренинга («Приветствие»)
  • Мастер-класс
  • Презентацию
  • Видеозапись образовательной работы с детьми
  • Разбор педагогических ситуаций
  • Магнитофонная запись детей

Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.

Родительское собрание  традиционно состоит из трёх частей:

  • Вводная часть (цель: организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, создать мотивацию на совместное решение проблемы) – сообщение темы, игры, муз. фон.
  • Основная (начинается с выступления воспитателя группы, других специалистов по теме). Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
  • Заключительная – «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребёнка в детском саду, проведения досуга, организация совместных мероприятий с детьми.  По окончания собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов.

Рекомендации по проведению собрания:

  1. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
  2. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
  3. Избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждать личность конкретного ребёнка, не следует констатировать неудачи детей.
  4. Вовлекать родителей в обсуждении проблем.

Иногда родители обращаются к вам за консультацией, если сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка. Нужно помнить, что беседа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, угроз («вот когда пойдёте в школу, вспомните меня»), обратить внимание на всё хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах. В ходе беседы неуместно сравнивать детей друг с другом, только с успехами и недостатками в сравнении с сегодняшним днём. Результаты беседы не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.

Обвинения, жалобы, демонстрация детской неуспешности:

  • А знаете, ваш ребёнок…
  • Почему вы допускаете, чтобы…
  • Сегодня у вашего ребёнка не получилось…
  • Он сегодня опять…

Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…

  • Я сегодня очень устала …
  • Я себя плохо чувствую…
  • Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …

2. Информационно-просветительские (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, библиотечка для родителей).

3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).

4.  Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов  взаимодействия  в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные  методы воспитания обозначают воспитание через участие и  взаимодействие.

Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

  • Ставят родителей в активную позицию.
  • Интерактивные  методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на  «нужды» группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
  • Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
  • Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.

Интерактивные формы работы с родителями

  • Круглый стол в форме дискуссии
  • Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций -
  • Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении.
  • Семейные проекты
  • Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Тематика мастер-классов:

- «Мастерим игрушки своими руками»

- «Мастерская Деда Мороза»

 - «Как научить ребёнка рисовать»

- «Играем с пальчиками»

- «Артикуляционная гимнастика – что это такое»

- «Играем вместе с детьми»

- «Лакомства для ума» - развивающие игры для дошкольников»

  • Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации должно отражать:

- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;

- информацию о специалистах, работающих с детьми;

- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.

  • Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).

Так как  родители должны стать активными  участниками образовательного процесса наряду с педагогами. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества. Оно предполагает сл. формы взаимодействия:

  • Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках,  ремонте и благоустройству ДОУ (ставите вопрос перед родителями, что в течение месяца вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья!»).
  • «Гость группы» (приглашается кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).

Деятельность в рамках модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

-формирование банка данных социальных характеристик семей;

-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

 -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;

-составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

              Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка  в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности  в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

– сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего  и старшего  дошкольного возраста с  учреждением.

     Модель  социально - педагогического партнерства семьи и детсада – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она  ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Детскому саду необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, тематические родительские уголки), то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство семьи и детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989310","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка.Радость общения.

Дети так нуждаются в нашем внимании, но иногда у родителей не бывает времени, чтобы даже немногопообщаться со своими чадами. Пособие "Детский календарь" поможет родителям провести несколько минут в те...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Аспекты и перспективы социального партнерства семьи и ДОУ

   Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни - результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее не...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Взаимодействие детского сада с семьей.Взаимное  познание и взаимное информирование.Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты....

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка»

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и  ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка». План работы на 2011-2012 учебный год по экспериментальной деяте...