Аспекты и перспективы социального партнерства семьи и ДОУ
статья на тему

     Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни - результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и культурными потребностями. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации и социализации личности.  Еще один важнейший институт социализации в период дошкольного детства - это детский сад. Семья и дошкольное учреждение различны по своим воспитательным функциям, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_i_perspektivy_sotsialnogo_partnerstva_semi_i_dou.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение Детский Сад №43 Фрунзенского Района

города Санкт-Петербурга

Статья музыкального руководителя

Самигулиной Альфии Марсовны

по теме: «Аспекты и перспективы социального партнерства семьи и ДОУ»

Санкт-Петербург

2015 г

Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни - результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и культурными потребностями. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации и социализации личности.  Еще один важнейший институт социализации в период дошкольного детства - это детский сад. Семья и дошкольное учреждение различны по своим воспитательным функциям, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Необходимость поиска оптимальной модели их сотрудничества с учетом социокультурных традиций досуга - одна из важнейших проблем последних лет, ведь именно в последнее десятилетие столь пристальное внимание стало уделяться формам работы с семьей в сфере досуговых программ.  Социокультурный и творческий потенциал семьи становится важным аспектом социально-досуговой работы с семьей в различных видах и формах, традиционно используемых в государственных и негосударственных организациях, функциями которых является профессиональное и грамотное заполнение ниши семейного досуга.

Социальное партнерство-особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Основной задачей социального взаимодействия ДОУ с семьей является построение взаимоотношений на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Для того чтобы воспитывать гармоничное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга; им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры и культуры здоровья;
  • физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной деятельности;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Организационно-педагогическая работа музыкальной деятельности в контексте психолого-социального сопровождения носит системный и комплексный характер, проникает во все виды деятельности дошкольника, осуществляется повседневно в группах детского сада, в музыкальных гостиных, кружках, в домашней   самостоятельной деятельности. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен. Родители воспитанников активно включаются в процесс привития музыкального вкуса у детей, воспитанию музыкальной культуры.

Теоретическим обоснованием актуальности взаимодействия семьи и ДОУ в первую очередь являются нормативно-правовые документы. Создание единого образовательного пространства "детский сад-семья". Выявление и рассмотрение запросов, потребностей и ожиданий обеих сторон в вопросах воспитания и обучения, с выработкой единых подходов в организации успешного развития ребенка. Также должна проводиться работа с родителями по согласованию взглядов на цели, средства и методы воспитания детей в условиях групп разного типа (общеразвивающих, коррекционных, кратковременного пребывания, адаптационных). Рассматриваются вопросы, связанные с выработкой единых подходов в организации распорядка дня, питания, гигиенических оздоровительных процедур. Обсуждаются вопросы информационного обеспечения контактов родителей с педагогами касающихся проявлений каждого конкретного ребенка. Проведение работы по определению содержания воспитания и образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности педагогов с родителями и другими членами многопоколенной семьи. Проведение совместной разработки вариантов распределения функций между педагогами и родителями с учетом собственных интересов и возможностей родителей, а именно проведение маркетинга оказываемых дошкольным учреждением услуг для родителей - реклама; выявление семей риска; подписание договора с родителями.

Модель взаимодействия семьи и ДОУ. Нормативно-правовые основы взаимодействия.

  1. Основные Нормативно-правовые документы международного уровня
  • Всеобщая декларация прав человека 1948г
  • декларация прав ребенка 1959г
  • Конвенция ООН о правах ребенка 1989г
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г
  1. Нормативно-правовые документы федерального уровня:
  • Конституция РФ
  • Гражданский и Семейный кодекс РФ 2000г
  • Федеральный закон " Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
  • Закон "Об образовании"
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
  1. Региональные Нормативно-правовые документы и акты по вопросам охраны прав детей:
  • Законы СПб об организации ДОУ

Каждая из сторон должна понимать и осознавать важность взаимодействия и значимость социального партнерства для каждой из сторон. Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка, взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважительное отношение друг к другу, равноправие и равноответственность родителей и педагогов в воспитании ребенка. Такой процесс должен быть открытым и взаимодействие должно носить добровольный характер, иметь индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Условиями для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи - это установление интересов для каждого из партнеров; согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности; совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение); выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование). Педагоги должны владеть социальными методами обучения родителей, использовать активные формы и методы общения. Обязательна обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия, постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ. Факторами эффективного взаимодействия ДОУ и семьи являются основные направления взаимодействия с учетом запросов и потребностей каждой из сторон.

Информационно-аналитическое. Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучений семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОУ.

Формы взаимодействия педагогов:

  • Опрос
  • Анкетирование
  • Патронаж
  • Интервьюирование
  • Наблюдение
  • изучение медицинских карт
  • психологические методики
  • общение на интернет-форуме

Формы взаимодействия родителей, получение информации о деятельности ДОУ через:

  • информационные брошюры ДОУ
  • презентации ДОУ
  • сайт ДОУ
  • общение на интернет-форуме
  • общение с родителями выпускников и родителями детей посещающих ДОУ
  • средства массовой информации.

Основные направления взаимодействия с учетом запросом и потребностей каждой из сторон. Контрольно-оценочное. Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения.

Формы взаимодействия. Педагоги и родители. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются:

  • опрос, книги отзывов
  • оценочные листы, экспресс-диагностика
  • самоанализ педагогов

Педагоги и родители. Для отслеживания и оценки отсроченного результата используются:

  • учет активности родителей
  • наблюдения
  • итоговые заседания Педагогического Совета учреждения
  • анализ реализации плана взаимодействия с родителями.

Список литературы:

  1. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. -СПб.: Детствопресс.2009-281с.
  2. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. Айрисс-пресс, 2011-160с.
  3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. АРКТИ., 2009-72с.
  4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2009- 154с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство семьи и детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989310","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка.Радость общения.

Дети так нуждаются в нашем внимании, но иногда у родителей не бывает времени, чтобы даже немногопообщаться со своими чадами. Пособие "Детский календарь" поможет родителям провести несколько минут в те...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Взаимодействие детского сада с семьей.Взаимное  познание и взаимное информирование.Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты....

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка»

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и  ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка». План работы на 2011-2012 учебный год по экспериментальной деяте...

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка 2012 – 2013 гг.».

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и  ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка». План работы на 2012-2013 учебный год по экспериментальной деяте...