Семинар- для воспитателей ДОУ "Развития творчества детей в летний период", июль, 2017
методическая разработка на тему
Цель семинара-практикума "Развитие творчества детей летом" - продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников через организацию продуктивной деятельности в летний период. В ходе семинара воспитатели могут обогатить знания о возможностях исполльзования природного и бросового материала в работе с детьми, а так же познакомятся с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Организация детского творчества в летний период»
Дата проведения: 07.07.2017
Место проведения: МАДОУ «Детский сад №26»
Цель: продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников через организацию продуктивной деятельности в летний период.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса педагогов к художественно-эстетической деятельности.
- Обогатить знания педагогов об использовании нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей.
- Способствовать расширению представлений о возможностях использования природного и бросового материала в работе с детьми.
- Развивать творческие способности педагогов.
План проведения:
- Теоретическая часть
- Развитие творческих способностей дошкольников в соответствии с ФГОС.
Маркова Н.А., старший воспитатель
- Практическая часть
- Использование природного материала в летний период в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Анисимова Н.К., воспитатель
- Развитие творческих способностей детей через использование в работе бросового материала.
Кочергина Л.В., воспитатель
- Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников.
Курноскина М.А., воспитатель.
- Подведение итогов семинара-практикума. Рефлексия.
«Развитие творческих способностей дошкольников
в соответствии с ФГОС».
Маркова Н.А., старший воспитатель
Слайд 3 | На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Здесь требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие способности. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. |
Слайд 4 | Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Вопрос воспитателям: Какие существуют виды творческой деятельности? - Продуктивная деятельность. - Декоративно – прикладная. - Художественно – эстетическая. - Литературное творчество. - Творчество в движении. - Общение и лидерство. - Творческое мышление. Какие виды детского творчества можно использовать в детском саду ? |
Слайд 5 | Виды детского творчества. Психологи выделяют следующие виды ДТ:
Музыкальное детское творчество. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Музыкальное ДТ - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Техническое детское творчество. Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Художественное творчество. Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. К художественному творчеству относится литературное творчество и изобразительное детское творчество. Литературное детское творчество. Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания). Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы. Изобразительное детское творчество. Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Очень важно обогащать художественный опыт ребенка новыми впечатлениями, создавая благоприятные условия для развития у него самостоятельности, проявлений творчества. Также нужно бережно относиться к первым поделкам из аппликации, лепке, рисункам, чтобы ребенок увидел это отношение. Обязательным в дошкольном возрасте является «сотворчество» (взрослый (воспитатель или родитель) + ребенок), а не предоставлять ребенка самому себе. Детям недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его. |
Для развития творческих споcобностей в детcких садах организуются ИЗО студии и комнаты развивающего обучения, но не стоит забывать и о той творческой мастерcкой, которую придумала для нас сама природа – это летняя мастерская под открытым небом, где все материалы для творчеcтва находятся под рукой, нужно только внимательно оглядеться вокруг. Для детей более естественна деятельность c натуральными природными материалами, которые во всем многообразии предлагает нам летняя пора. Игры и занятия c природным материалом - не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимы и ее дары. Каждое произведение уникально, даже если это самая простая птичка из обыкновенной шишки и перышка. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий c красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.). Ваши коллеги сейчас поделятся опытом, каким образом можно использовать подручный материал (природный или бросовый) в работе с детьми. | |
Практическая часть:
Анисимова Н.К., воспитатель
Кочергина Л.В., воспитатель | |
Слайд 6 | При подборе природного и бросового материала предъявляется определённые требования:
|
Слайд 7 | При организации летней творческой деятельности лучше отказываться от фронтальности. Удобнее и целесообразнее привлекать детей для работы небольшими подгруппами, а порой и индивидуально работать с каждым ребенком. Это значительно упрощает организацию и позволяет качественно проводить обучение. Вся работа ведется в форме сотворчества, а воcпитатель наравне с детьми мастерит, экспериментирует и радуется, раccматривая cозданные шедевры. Ведь в творчестве вcе равны, и взрослые и дети. Работа с природным и бросовым материалом строится следующим образом:
|
Слайд 8 | Мы, хотим поделиться с вами природными материалами, которые можно использовать для поделок в летний период. 1. Зерна и семена. 2. Чешуйки шишек. 3. Cосновые иглы. 4. Береcта. 5. Шишки. 6. Сучья и коренья. 7. Древесная стружка. 8. Цветы. 9. Лиcтья деревьев. 10. Перья. 11. Ракушки. 12. Колоски, cоломинки. 13. Пеcок. 14. Камни. 15. Камыши. |
Практическая часть «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников» Рисование для малыша – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности. Однако рисование кистью и карандашами требуют от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформулированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие о работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. | |
Слайд 9 | 1) «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников» Курноскина М.А., воспитатель. |
Слайды 10-19 | Наглядный материал к выступлению |
Слайд 20 | Подведение итогов семинара-практикума Рефлексия Просим высказать мнение о сегодняшней встрече, начав предложение следующими словами: Сегодня я узнала… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я почувствовала, что… Я приобрела… Я научилась… У меня получилось… Я смогла… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось бы узнать Вывод: Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве. Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. Наша задача – научить ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое. В первую очередь мы должны создать соответствующую развивающую среду для деятельности. В процессе художественной деятельности необходимо поощрять мысли, идеи, действия детей, что очень важно в творческом процессе. Предлагаю разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка. |
Поделки из бросового материала с дошкольниками. Паучки и подставки для кисточек из яичных лотков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация досуга детей в летний период»
Консультация для воспитателей«Организация досуга детей в летний период»Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной сторо...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ организация экспериментальной деятельности детей в летний период
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В...
Презентация к семинару "Развитие творчества детей в летний период"
Презентация к семинару "Развитие творчества детей в летний период" содержит наглядный материал к проведению семинара...
Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей в летний период"
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...
"Пищевые отравления детей в летний период" июль 2020 год
Безопасность ребенка - обязанность родителей!...
Консультация для воспитателей "Организация деятельности детей в летний период в ДОУ"
Лето-пора отдыха и развлечений для детей, а для взрослых - это серьёзная работа, направленная на создание всех необходимых условий, при которых будет осуществляться и оздоровление, и развитие и отдых ...
Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей в летний период».
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития....