«Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности ДОУ»
методическая разработка на тему

Мосеева Татьяна Юрьевна

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

    С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций  проектов в работе с педагогами, активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников.  При проведении родительских собраний, заседания клуба «Здоровая семья»» использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации.

   Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno-kommunikativnyh_tehnologiy.docx66.92 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида» г. Емвы

Опыт работы

«Использование информационно-коммуникативных технологий

в образовательной деятельности

ДОУ»

                                                                         Старший воспитатель

                                                                                    Мосеева Татьяна Юрьевна

2014 г.

Актуальность.

     Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

    С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций  проектов в работе с педагогами, активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников.  При проведении родительских собраний, заседания клуба «Здоровая семья»» использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации.

   Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

                        Стратегия развития информационного общества

ИКТ как приоритет

образования

изменение требований

             к управлению ДОУ                                              к педагогам

   Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

   Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

   Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

  Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

   Целью работы при использовании ИКТ в НОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами работы стали:

• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

   Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Преимущества

   Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

Возможности:

   Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Мультимедийной копилка

   В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например:

«Явления природы»

 «Животный мир»

 «Космос»

«Окружающий мир»

«Профессии, быт»

«Здоровье и спорт»

«Дорога и транспорт»

«Коммуникация»

«Математика»                                                                     (Приложение №1)

Условия для сбережения здоровья ребенка

   Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

 - Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

-   Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

   И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

   Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

• Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

   Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

   Продуктом  нашей работы является «Банк мультимедийных презентаций», который предлагаем для использования в НОД (на электронном носителе- DVD диск).

  План работы на будущее:

   В связи с этим,  на новый 2015 год запланированы практические индивидуальные занятия  для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:  

•        создавать графические и текстовые документы;

•        смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

•        активно использовать  информационные технологии в образовательном процессе;

•        владеть  навыками поиска информации в Интернете;

•        владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;

     Также необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, проектор, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.

   Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:

1.        эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;

2.        повышение информационной культуры педагогов;

3.        повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;

4.        автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

5.        пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;

6.        использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.  

                                                                                                 Приложение №1

                                    Мультимедийная копилка

«Явления природы»

  • «Луна»
  • «Явления природы»
  • «Что такое вода»

«Животный мир»

  • «Домашние любимчики кошки и собаки»
  • «Животные дома»
  • «Жители жарких стран»
  • «Лесные звери»
  • «Лесные птицы»
  • «Найди маму и детеныша»
  • «Подводные животные»
  • «Развитие бабочки»
  • «Насекомые»
  • «Рептилии змеи»
  • «Рыбы»
  • «Чей ребенок жеребенок»

«Космос»

  • «Исследователи космоса»
  • «О космосе»
  • «Кометы»

«Окружающий мир»

  • «7 чудес света»
  • «30 стран мира»
  • «Княжпогост»
  • «Город до блокады»
  • «Австралия»
  • «Генеологическое дерево»
  • «Европейские государства»
  • «Испания»
  • «Мой двор»
  • «Моя родная Россия»
  • Мой дом»
  • «Украина»
  • «Франция»

«Профессии, быт»

  • «Бытовая техника»
  • «Головные уборы»
  • «Женский русский головной убор»
  • «Инструменты»
  • «Мебель»
  • «Посуда»
  • «Одежда»
  • «Предметы дома»
  • «Профессии»
  • «Профессии и атрибуты»
  • «Чем пахнут ремесла»

«Здоровье и спорт»

  • «Водные виды спорта»
  • «Еда»
  • «Здоровье в наших руках»
  • «Зимние виды спорта»
  • «Полезная и вредная еда»
  • Путешествие в страну Олимпию»
  • «Дорога и транспорт»
  • «Загадки про транспорт»
  • «Дорога и транспорт»
  • «Правила поведения на дороге»
  • «Прогулка по городу»
  • «Транспорт»
  • «Коммуникация»
  • «Два слова один звук»
  • «Предлоги»
  • «Что делает Мишка»

«Математика»

  • «Ассоциации»
  • «Геометрические фигуры»
  • «Дни недели»
  • «Забавная арифметика»
  • «Запомни последовательность»
  • «Кто где находится»
  • «Математическая раскраска»
  • «Найди близнецов»
  • «Найди недостающий предмет»
  • «На что похож круг»
  • «Один –два»
  • «Простая математика»
  • «Слева- справа»
  • «Сколько»
  • «Сосчитаю контур»
  • «Устный счет»
  • «Что лишнее»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникативной технологии, технологии предметно-развивающей среды.

Образовательная область: Речевое развитие: развитие речи. Тема: «Пересказ русской народной сказки «Снегурочка».Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочк...