Презентация "Сохраняем культурное наследие родного города в проектной деятельности с дошкольниками"
презентация на тему

Чернышова Марина Николаевна

Презентация поможет провести с педагогами семинар о сохранении культурного наследия родного города в проектной деятельности с помощью активных методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_seminar.ppt825.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сохраняем культурное наследие родного города в проектной деятельности с дошкольниками Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР» Чернышова М.Н.

Слайд 3

«Ромашка знаний»

Слайд 4

Актуализация. Знакомство с терминологией изучаемой темы Продолжите, пожалуйста, фразу "Культурное наследие – это…« (блиц-опрос педагогов)

Слайд 5

Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической , археологической , эстетичной , этнографической , исторической , научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность. Достопримечательность — объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен к Государственному реестру неподвижных достопримечательностей России ;

Слайд 6

Типы объектов культурного наследия Сооружения (творения) — произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц; Комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом; Выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной точки зрения.

Слайд 7

Виды объектов культурного наследия Археологические — городища , курганы , остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики, культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя , поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей; Исторические — дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов; Монументального искусства — произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями); Архитектуры и градостроительства — исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства; Садово-паркового искусства — сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами; Ландшафтные — естественные территории, которые имеют историческую ценность .

Слайд 8

Зачем педагогу дошкольного учреждения заниматься проблемой сохранения культурного наследия родного города?

Слайд 9

Зачем педагогу дошкольного учреждения заниматься проблемой сохранения культурного наследия родного города? Выполнение основной образовательной программы дошкольного образования. Выполнение постановления Администрации Алтайского края от 26 мая 2010 г. N 228 "Об утверждении концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года". Историко-культурное наследие является базой, на которой строится последующее воспитание и развитие ребенка.

Слайд 10

Продолжите, пожалуйста, фразу "Проект – это, проектная деятельность – это…"

Слайд 11

Продолжите, пожалуйста, фразу "Проект – это, проектная деятельность – это…" Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Проектная деятельность (Хабарова Татьяна Валерьевна) — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Слайд 12

Напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о взаимосвязи культурного наследия города и проектной деятельности в детском саду?

Слайд 13

Теория амплификации (обогащения ) развития личности ребенка ( А. Запорожца). Амплификация - это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельностью, а также общение детей друг с другом и с взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве. Принципы реализации: "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Слайд 14

Чем отличается проектная деятельность от продуктивной деятельности?

Слайд 15

Чем отличается проектная деятельность от продуктивной деятельности? Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения задачи. Необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Слайд 16

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской деятельности?

Слайд 17

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской деятельности? Проект - в современном русском языке слово «проект»: во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — предварительный текст какого-либо документа и третье значение — какой-либо замысел или план. Проектирование - процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, такие, как: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и другие. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Слайд 18

Какие возрастные этапы развития проектной деятельности детей дошкольного возраста вы знаете, определите роль педагога и детей на этих этапах?

Слайд 19

Е. Евдокимова выделила три этапа развития проектной деятельности детей дошкольного возраста: Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский , реализация которого возможна с детьми трех с полови­ной — пяти лет. Второй этап развивающий , он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Третий этап — творческий , он характерен для детей шести-семи лет.

Слайд 20

Алгоритм действий взрослых и детей на каждом возрастном этапе проектной деятельности Алгоритм действий Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности Развивающий этап проектной деятельности Творческий этап развития проектной деятельности Шаг 1 Определение проблемы, отвечающей потребностям детей. Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон. Шаг 2 Постановка цели проекта, его мотивация. Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата. Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата. Шаг 3 Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера определение средств реализации проекта Шаг 4 Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата. Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого. Выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу. Шаг 5 Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Шаг 6 - Совместное определение перспективы развития проекта. Определение перспективы развития проекта.

Слайд 21

На основании представленного алгоритма шагов, какие этапы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста мы можем выделить?

Слайд 22

Этапы проектной деятельности Постановка проблемы. Определение цели деятельности. Конкретный замысел. Планирование. Реализация проекта и постоянная рефлексия. Анализ результатов и презентация.

Слайд 23

Какие типы проектной деятельности вы знаете?

Слайд 24

Исследовательская проектная деятельность Цель: получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Первый этап - создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Возможные три стратегии поведения педагога. Первая стратегия - создание одной и той же проблемной ситуации для всех детей, формулирование общего исследовательского вопроса. Вторая стратегия - наблюдение за деятельностью детей, выявление сферы интересов . Третья стратегия - привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. На втором этапе ребенок оформляет проект. Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу. Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса , с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации , изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку).

Слайд 25

Творческая проектная деятельность В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт коллективно или совместно с родителями. Каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. 1) подготовительная работа, педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. 2) определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, дети делятся идеями по поводу предстоящего проекта. 3) дети высказывают свои идеи реализации проекта, педагог отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напомнить о них. 4) дети зарисовывают свои идеи. 5) дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. 6) информирование родителей, для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. 7) педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла, дошкольники (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы. 8) педагоги продумывают, как представить полученный продукт. 9) презентация продукта творческого проекта.

Слайд 26

Нормативная проектная деятельность Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

Слайд 27

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ПАМЯТКАМ Алгоритм действий взрослых и детей на каждом возрастном этапе проектной деятельности. Системная паутинка по проекту. Модель трех вопросов. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек).

Слайд 28

Типология проектов в ДОУ ( по Е.С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжи- тельности, долгосрочный) П Р О Е К Т

Слайд 29

Сравнительная характеристика проектов проект цель структура результат Информационный Изучение объекта. Анализ и обобщение фактов Получение и обработка информации по установленной методике Доклад, альбом, презентация Творческий Накопление творческого опыта. Развитие фантазии и воображения Детально не прорабатывается, только намечается. Подчинена конечному результату Фильм или концерт с четко продуман-ной структурой Игровой Накопление игрового опыта Детально не прорабатывается, только намечается. Подчинена конечному результату Ожидаемый, четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы Практико- ориенти-рованный Обогащение социально-практического опыта Структура продумана. Четкая организация работы на каждом этапе Ожидаемый, четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы

Слайд 30

Формы презентации проекта коллективный рисунок, коллаж праздник спектакль, концерт реклама-рассказ, буклет газета конкурс сочинение сказок выставка рукописная книга литературная гостиная

Слайд 31

ЛИТЕРАТУРА Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб . - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса/ Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) – М.: М.: Мозаика-синтез, 2010. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. - Федеральное агентство по образованию. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2006. Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов. Методическое пособие для родителей в 2-х частях / Под ред. Т.С. Ивановой, Н.В. Микляевой. – М.: МГПИ, 2008. – 100 с. – Часть 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность

Методическая разработкаиз опыта работы по образовательной деятельности с детьми старшей  группы«Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность», пл...

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Презентация для детей "Историко - культурное наследие родного города"

Презентация - экскурсия к достопримечательностям родного города...

Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.

Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....