«Формы методической работы с педагогами»
методическая разработка на тему

Маханькова Асия Ханзатовна

Методическая служба детского сада – это  связующее звено между деятельностью педагогического коллектива детского сада, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Задачи методической службы:

1. Управление образовательным процессом ДОО

2. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей

3. Создание условий для повышения  профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала педагога

4. Проведение мониторинговых исследований, направленных на выявление качества работы и определения дальнейших перспектив развития ДОО.

Мы знаем, что в современных условиях реформирования образования и  введения  ФГОС ДО радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника, потому  как  каждый ребёнок требует внимания и заботы.

       В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

заместителя заведующего по ВМР ДС№186 «Вазовец»

Маханьковой А.Х.

«Формы методической работы с педагогами»

Методическая служба детского сада – это  связующее звено между деятельностью педагогического коллектива детского сада, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Задачи методической службы:

1. Управление образовательным процессом ДОО

2. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей

3. Создание условий для повышения  профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала педагога

4. Проведение мониторинговых исследований, направленных на выявление качества работы и определения дальнейших перспектив развития ДОО.

Мы знаем, что в современных условиях реформирования образования и  введения  ФГОС ДО радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника, потому  как  каждый ребёнок требует внимания и заботы.

       В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.

Моя задача, как заместителя заведующего по воспитательной и методической работе: способствовать непрерывному профессиональному росту педагогов.

В теоретической и практической педагоги классифицируются формы работы с педагогами:

Пассивные формы  (традиционные) работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. В них главное место отводится докладам, выступлениям, которые  утратили на сегодняшний день свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

Активные формы (инновационные) стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Все формы методической работы определяются годовым планом работы детского сада, исходя из поставленных задач на учебный год.

Основным критерием самого методического процесса является системность – соответствие целям, задачам и содержанию.

В нашем педагогическом коллективе мы используем активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Разделяются они на:

- индивидуальные

- подгрупповые

- фронтальные

К наиболее эффективным формам методической работы мы отнесли:

  • семинар-практикум

Цель: повышение квалификации педагогов

Форма проведения: коллективная или групповая работа.

В данной форме участвуют все педагоги, которые готовят различные задания, при выполнении которых, развиваются педагогические способности, мышление, коммуникабельность. Например, для обучения педагогов эффективным приёмам, направленных на обсуждение с детьми нравственных уроков по прочитанным произведениям, был проведён семинар-практикум, где каждому педагогу представилась возможность раскрыть наиболее удачный приём (на их взгляд) и узнать другие, которые используют коллеги.

  • деловая игра- это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях.

Цель: отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий. 

Форма проведения: коллективная или групповая работа.

Например, деловая игра «Мы эксперты»  проводится подгруппами, это способствует активности педагогов, каждый может  побывать в роли эксперта, задачи которого проанализировать, оценить, дать свои рекомендации. Открытость и искренность ответов, позволяет увидеть заинтересованность каждого в обсуждаемом вопросе, развивает творческую инициативу педагогов.

  • педагогический КВН

Цель: активизация  имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Форма проведения: коллективная или групповая работа.

Педагоги договариваются о составе команд, выполняют домашнее задание. Например, КВН «Растим патриотов»,  подготавливают педагогические ситуации вопросы для обсуждения с коллегами. Договариваются о названии команды, сообща выбирают жюри.

Слаженная работа, направленная на достижение совместного результата помогает коллегам лучше узнать друг друга, поделиться своими знаниями, творчески подойти к решению поставленного вопроса.

  • выставка

Цель: изучение и обобщение опыта работы педагогов в инновационной деятельности, повышение престижа педагогической профессии.

Форма проведения: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные

Выставки делятся на плановые и внеплановые.

Вопрос. Как вы думаете, в каких случаях проводятся плановые выставки и где они размещаются?

внеплановые выставки?

Ответы.

Плановые – согласно годовому плану работы по теме педсовета, ознакомление с новинками научной литературы, работа творческой группы, самообразование педагогов, работа с малоопытными педагогами, презентация работ творчески работающего педагога и т.д.

Внеплановые -   по результатам оперативного контроля, ознакомление с нормативной документацией (кольцевой журнал)

  • защита проекта

Цель: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию, повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Форма проведения: фронтальная

 Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, открытый обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Например, «Как встретить Масленицу», «1 апреля или День птиц?»

Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Поставленную задачу  научить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно мы реализовываем через:

- создание  условия для творческой деятельности каждого педагога через преодоление стеснительности  и нерешительности

- введение правила, что всякая мысль имеет право на существование, критика должна быть конструктивной и наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений.

  • Открытые просмотры образовательной, игровой деятельности.

Форма проведения: подгрупповые, фронтальные

Вопрос. Как вы думаете, организовывая открытые просмотры, какие задачи решает методическая служба в работе с малоопытными и опытными педагогами?

  • Педагогические советы – это постоянно действующий

коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада.  Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола.

В своей работе мы также используем нетрадиционные формы «Школа профессионального мастерства», «Блицтурнир», «Аукцион идей» и т.д. непременным компонентом которых выступает рефлексивная деятельность педагогов.

Обязательным условием данных форм является повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний, которое осуществляется с использованием интерактивных форм и методов направленностью которых является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нахождение нестандартного выхода из проблемной ситуации.

Вопрос. Осуществляя подготовку к педагогическому совету, мы придерживаемся этапов, они представлены на слайде. Проанализируйте их и назовите пропущенные этапы:

- планирование темы педсовета согласно поставленной задаче

- подбор диагностического инструментария согласно направлениям: педагоги, дети, родители, среда

- оповещение о предстоящем педсовете, начале контроля

- выбор участников теоретической и практической части педсовета

- подготовка результатов контроля

- выбор формы для проведения практической части

- подготовка проекта решения

Вы правильно назвали отсутствующие этапы работы, по подготовке к педсовету.

Сегодня наш детский сад продолжает подготовку к педсовету №3 «Благополучная социализация детей дошкольного возраста», для нас эта тема особенно важна, т.к. дс проводит углубленную работу по социально-личностному направлению развития воспитанников, а также являемся участниками лаборатории «Социализация детей дошкольного возраста», по теме «Социализация детей дошкольного возраста средствами художественной литературы».

Мы выбрали форму проведения педагогического совета видеотренинг,  с целью стимулирования познавательной деятельности педагогов, через просмотр видеозаписей занятий по заданной   тематике с применением различных технологий и форм работы с последующим анализом и выработкой рекомендаций по их применению.

Сейчас мы с вами начнём экскурсию  с методического кабинета, где оформлена выставка научной литературы и результатов инновационной деятельности по работе с художественной литературой (лэпбуков), представлена папка по обобщённому опыту работы дс



Предварительный просмотр:

Активные формы организации методической работы

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения: 

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

1. Конструирование игры:

  • четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;
  • разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

  • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;
  • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;
  • определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

Тренинг

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН

Цель: способствовать активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Форма проведения — коллективная работа.

Ход игры: 

1. Приветствие команд, в котором учитывается: соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления, время выступления — 10 минут.

2. Разминка. Время на обдумывание вопроса — 1 минута.

3. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

6. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы.

7. Конкурс "Что бы это значило?" (ситуации из жизни дс). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Форма проведения — коллективная работа.

Методический мост является разновидностью дискуссии.

Мозговой штурм

Цель:  способствовать развитию у педагогов практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Ярмарка педагогических идей

Цель: способствовать активизации методической работы педагогов.

Каждый педагог хочет, чтобы его идея была признана лучшей, таким образом, проявляется дух соревнования. Педагоги, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.

Разработка методического портфеля

Цель: способствовать систематизации педагогами своей методической работы за год, выбрать наиболее удачные методические приемы и обобщить их в виде методических разработок.

«Круглый стол»

Цель: выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно.  Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

«Вечера вопросов и ответов»

Цель: способствовать развитию у педагогов умения формулировать теоретические основы проблемы, находить пути ее решения, подбирать формы организации, методы и приемы работы.

За месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального  объединения. Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно.

«Деловая игра»

Цель: живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

 Игры эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на.

Деловые игры бывают следующих видов:

-имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

-управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);

-исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

-организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

-игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

-игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма: коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

  • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
  • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
  • составление плана;
  • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

  • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
  • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
  • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
  • заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

  • Хорошо знать проблему, тему дискуссии.
  • Изучить позицию и аргументы оппонентов.
  • Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

«Методический ринг».

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма: групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

Методика организации и проведения:

 1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Педагогический КВН.

Цель: способствовать активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1.Приветствие команд, в котором учитывается:

  • соответствие выступлений заданной теме;
  • актуальность;
  • форма представления;
  • время выступления –10 минут.
  1. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.
  2. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.
  3. Конкурс капитанов.
  4. Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.
  5. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.
  6. Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методические посиделки.

Цель: способствовать формированию правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма: круглый стол.

Методика организации и проведения:

  • Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
  • Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Творческие группы

Становление стиля педагогической деятельности

Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ д/с ОВ № 6 изопыта работы старшего воспитателя Прапро Е.А. Краснодарский край ст.Кущевская Цель методической работы–  обеспечение качест...

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Формы методической работы с педагогами

Старший воспитатель Атяшева В.Д....

Консультация как форма методической работы с педагогами

Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к о...

Формы методической работы с педагогами

Формы   методической работы  с педагогами...

Формы методической работы с педагогами ДОУ

Вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной ком...

Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.

Представление опыта работы с педагогическими кадрами в ДОУ....