Требования к содержанию и оформлению речевых центров
учебно-методический материал на тему

Волосевич Елена Викторовна

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_rechevym_tsentram.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к содержанию и оформлению речевых центров:

Наполняя речевые центры дидактическим оборудованием, другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности, также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Не следует перегружать речевой центр оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения.

Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

Наполняя или дополняя речевые центры необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

При определении содержания речевых центров необходимо учесть, что, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает несколько направлений:

1) развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;

2) развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;

3) воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков путѐм развития восприятия звуков родной речи и произношения;

4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;

5) формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения;

6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.

Рекомендации по наполняемости речевого центра:

  • материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  • пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • пособия для развития мелкой моторики (шнуровки; прописи; сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  • материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;
  • игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (различные сюжетные, предметные картинки для составления предложений или рассказов, библиотека детских книг и др.)
  • материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»);
  • желательным атрибутом речевого центра может быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать речевые задачи.

При оформлении речевого центра важно понимать, что это не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а система, состоящая из определѐнных системообразующих компонентов. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещение групповой ячейки.

Ресурсы:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание речевого центра в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач,которые решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей....

Содержание речевых центров в группах детского сада в рамках ФГОС ДОО

Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка предметно – пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить,...

Требования к речевым центрам в групповом пространстве в соответствии с ФГОС ДО

Требования к речевым центрам в групповом пространстве в соответствии с ФГОС ДО...

Памятка "Требования к содержанию центра экспериментирования"

Требования к содержанию центра экспериментирования в разных возрастных группах...

Требования к содержанию, структуре и оформлению методических рекомендаций

Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части предоставления накопленного опыта работы. Материал представлен в виде опис...