Региональная научно-методическая конференция работников дошкольных учреждений
методическая разработка на тему
В данный материал вошли доклад на тему: «Самореализация участников образовательных отношений как условие повышение качества образования», презентация к тексту, памятка для педагогов "Направления и формы взаимодействия с родителями".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konfer.docx | 27.13 КБ |
prezentatsiya.pptx | 223.27 КБ |
razdatka.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 226 ОАО «РЖД»
Региональная научно-методическая конференция работников дошкольных учреждений
Доклад на тему:
«Самореализация участников образовательных отношений как условие повышение качества образования»
Слайд 1
Одним из условий, которое оказывает значительное влияние на качество дошкольного образования в современном ДОУ – это степень заинтересованности родителей в организации образовательного процесса.
Слайд 2
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» семейное воспитание признано первостепенным. В ст. 44 сказано, что родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического личностного характера: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. В связи с этим, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, иногда основанное по верхушечным рекомендациям с сети интернет. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) – важное психолого-педагогическое условие реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, взаимодействии, об отношениях к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, вовлечении их в образовательный процесс.
Слайд 3
С одной стороны, семья выступает заказчиком образовательных услуг, что самым непосредственным образом влияет на содержание образовательных программ и, следовательно, на качество образования.
С другой стороны Федеральный закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Следовательно: Участниками образовательного процесса в ДОУ полноправно являются воспитанники, их родители или иные законные представители, педагогические работники ДОУ.
Понятно, что Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Особенно велико значение семьи в процессе воспитания и развития детей в первые годы жизни до их поступления в школу.
Слайд 4
Поэтому педагогам дошкольного образования важно налаживать эффективное взаимодействие с родителями своих воспитанников.
А именно
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей по вопросам образования и воспитания ребенка, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, а так же повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 5
Взаимодействие происходящее между воспитателем детского сада и родителями, направленно на совместное достижение общей цели. При этом каждый участник, по-своему решая связанные с ее достижением конкретные задачи, влияет на других и тем самым совмещенными усилиями содействует гармоничному развитию ребенка. Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов. Как правило, основными характеристиками взаимодействия ученые считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия и взаимовлияние. Они же являются показателями эффективности взаимодействия.
Охарактеризуем взаимодействие педагога и родителя по вышеназванным показателям:
- взаимопознание (знание лучших сторон друг друга и интересов, стремление лучше узнать и познать друг друга);
- взаимопонимание (понимание общей цели, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и родителями; принятие трудностей друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях и т.д.);
- взаимоотношение (проявление такта и уважения, внимание к мнению другого, готовность к совместной деятельности и т.д.);
- взаимные действия (осуществление постоянных контактов педагогов и родителей, участие в совместной деятельности; координация, согласованность действий на основе взаимного содействия и т.д.)
- взаимовлияние (способность приходить к согласию по спорным вопросам; действенность обоснованных и тактичных по форме обоюдных замечаний и просьб, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга и т.д.)
Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования основных направлений взаимодействия ДОО и семьи. Планируя работу, педагоги дошкольной образовательной организации должны иметь представления о современных родителях, интересах семей, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий. А так же формы взаимодействия с родителями должны быть востребованы, оригинальны, интерактивны.
Слайд 6
В нашем детском саду используются следующие направления и формы взаимодействия с родителями.
- педагогический мониторинг
- педагогическая поддержка родителей
- педагогическое образование родителей
- педагогическое партнерство
Каждое направление имеет свои задачи и формы работы. Они представлены вам в раздаточном материале.
Самые действенные из них на наш взгляд это, конечно же, такие формы как организация попечительского совета родителей ДОУ, клуба «Успешный родитель», Семейный клуб выходного дня, где родители становятся организаторами и непосредственными участниками образовательного процесса как ДОУ так и группы.
Конечно, не обойтись нам в своей работе без таких форм как социологические срезы, анкетирования которые помогают узнать своеобразии семей, их потребностях, запросов, проблем воспитания.
Как правило, для информирования родителей педагоги организуют дни открытых дверей и открытые мероприятия, в группах создают родительские уголки, на сайте размещают фотоматериалы о жизни ДОУ и его воспитанников.
Дни открытых дверей проводятся в форме экскурсий по детскому саду либо в форме круглого стола как встреча всех специалистов с семьями, на которых происходит личное знакомство всех участников педагогического процесса, ознакомление с задачами ДОУ, проблемами адаптации ребенка и подготовке детей к поступлению в детский сад - создавая этим атмосферу общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей.
Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков помогает работа клуба «Успешный родитель».
Определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее нам помогает педагогический анализ данной деятельности.
Наш анализ направлен на получение данных о семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей, позволяет оценить представления и умения родителей в конкретных областях, предваряет создание педагогических проектов, внесение изменений в педагогический процесс.
Процедура анализа позволяет не только педагогу оценить степень заинтересованности родителей и стремление их активно участвовать в образовательном процессе ДОУ, но и родителям осознать собственные интересы, определиться в воспитательной позиции, лучше узнать собственного ребенка, установить желаемую потребность во взаимодействии с педагогами. В результате у педагогов появляется возможность определить родителей к одной из групп (активные родители, ситуативно-активные, равнодушные) и планировать работу с разными группами родителей.
Заинтересованные родители активно участвуют в деятельности ДОУ, группы, вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывают совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвуют.
Ситуативно-активные родители социально активны, готовы придти на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение может резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми.
Равнодушные родители – не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвуют в деятельности ДОУ, группы, не выполняют отдельные поручения.
Ежегодная оценка состояния взаимодействия дошкольного учреждения с семьями позволяет условно подразделить педагогов на три группы:
1) активные педагоги – не допускают в работе формализма; учитывают социальный запрос (интересы, нужды, потребности) родителей в планировании работы группы, учреждения; проводят социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учитывают её особенности в планировании работы; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные, внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; создают условия «открытости» группы и дошкольного учреждения для родителей.
2) ситуативно-активные педагоги – стремятся к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; минимально учитывают в работе интересы, нужды, потребности, запросы родителей; изучают социальный профиль семей воспитанников; сочетают во взаимодействии с семьей традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; организуют открытые мероприятия для родителей в основном в праздничные дни; используют наглядно-информационные формы работы с семьей, используют пути наиболее рационального их применения.
3) пассивные педагоги – формально подходят к планированию и осуществлению работы с семьей; в работе не учитывают интересы, нужды, потребности и запросы родителей; бессистемно используют в работе только традиционные формы взаимодействия с семьей; организуют открытые мероприятия для родителей только в дни праздников; неэффективно используют наглядно-информационные формы работы с семьей, стремятся подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Крайне важно выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. Чаще всего у педагогов отсутствуют необходимые знания и навыки в организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей, отмечается низкий коммуникативный уровень.
Критерии эффективного включения семей в образовательное пространство ДОУ следующие:
1. Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ.
4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Важно добавить к перечисленным выше такой критерий, как разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.
По мнению Валентины Алексеевны Зебзеевой канд. пед. наук
неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т. е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса выделяют ряд критериев:
1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также определить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования работы.
Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки.
Слайд 7
Такой дифференцированный подход способствует повышению эффективности общения ДОУ и семьи, повышению качества образовательных отношений и уровню самореализации всех участников образовательного процесса:
Самореализация – это наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. (словарь-справочник «Управление дошкольным учреждением»)
Самореализация ребенка
- дает возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем.
Самореализация родителей выражается в
- возможность повышения уровня своей педагогической культуры
- доверие детскому саду
- спокойствие и уверенность в успешном благополучном будущем своих детей
Самореализация педагогов подразумевает
- достижение поставленных целей
- профессиональная компетентность
- профессиональное мастерство
- профессиональный успех
Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Семья и детский сад, два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
заказчик образовательных услуг участник образовательного процесса Участники образовательного процесса
ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Показатели эффективности взаимодействия взаимопознание взаимопонимание взаимоотношение взаимные действия взаимовлияние
Направления и формы взаимодействия с родителями педагогический мониторинг педагогическая поддержка родителей педагогическое образование родителей педагогическое партнерство
Полноправные участники образовательного процесса Повышение качества образовательных отношений Самореализация участников образовательных отношений
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Направления и формы взаимодействия с родителями
Направления | Задачи | Формы работы |
Педагогический мониторинг | Изучение своеобразие семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания. Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ. | Социологические срезы, изучение медицинских карт |
Посещение на дому | ||
Анкетирование, опрос, беседы | ||
Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей | ||
Наблюдение, собеседования с детьми | ||
Дневник настроений | ||
Незаконченный рассказ | ||
Тест «Родительско-детские отношения» | ||
Педагогическая поддержка родителей | Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей. Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности. | Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, |
папки-передвижки в родительских уголках | ||
Выставки литературы, игр, совместного творчества | ||
Ежедневные беседы | ||
Информационный стенд «Что интересного у нас произошло», «Наша жизнь день за днём», «Наши родители советуют» | ||
Консультации | ||
Выпуск газет, буклетов | ||
Библиотека художественной литературы, игр | ||
Общие родительские собрания | ||
День открытых дверей, вечера вопросов и ответов |
Педагогическое образование родителей | Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков. Индивидуальная адресная помощь в воспитании детей. | Тренинги и семинары |
Клуб «Успешный родитель» | ||
Родительские собрания | ||
Информация на сайте ДОУ | ||
Информационные уголки в группах и в холлах ДОУ | ||
Возрастные особенности | ||
Визитные карточки | ||
Наши родители советуют | ||
Педагогическое партнёрство | Обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях. Объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу. Создание условий для творческой самореализации родителей и детей. | Попечительский совет ДОУ |
Акции различной направленности: экологические, патриотические и т.д. | ||
Семейный клуб выходного дня | ||
«Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями, увлечениями | ||
Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада | ||
Создание альбомов «Моя семья» | ||
Совместные проекты «Познаём вместе!» | ||
Совместное проведение мероприятий в ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...
Педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций
Сценарий предназначен для модераторов конференций с участием музыкальных руководителей ДОО....
Лауреат регионального конкурса методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках работы VIIоткрытого регионального научно-методического симпозиума "НАШ МИР- МИР ДЕТСТВА"
Номинация " Конспект образовательной формы"...
Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования «Дошкольное образование: современные подходы в области Лего-конструирования и робототехники.
Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Тузовой Людмилы Николаевны на тему: «...
Сборник научно-методических материалов "Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: инновационный аспект"
сборник статей из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий В ДОУ...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...