Доклад по экологическому воспитанию
методическая разработка на тему
в помошь воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_ekologicheskoe_vospitanie.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствования работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
(Доклад)
Подготовил воспитатель
Зверева Ольга Петровна
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий. Формирование экологической культуры берет свое начало с дошкольного возраста так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности системности сезонности интеграции, координации деятельности педагогов преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Недостатки, которые могут затруднять процесс развития экологической культуры детей: Бедность оснащения уголков природы. Отсутствие качественных наглядных пособий в виде рисунков, моделей диафильмов, презентаций различного рода с экологическим содержанием. Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Направление работы Процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективен при соблюдении ряда условий, а именно: создание развивающей экологической среды.
Это организация предметно – пространственной среды:
- уголки в группах (экспериментальные, выставочные, огород на окне);
- экологическая комната или «музей природы» (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты, фитобар, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами);
- мини лаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал);
- библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы, картотека экологических игр, экологических сказок, экологические плакаты);
- экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);
- галерея (тематические выставки детских работ).
- Оранжерея детского сада территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими растениями для привлечения насекомых и дополнительным оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.); огород, цветник.
включение ребенка в природоохранную деятельность
природоохранные акции, на пример- Всемирный День воды, День Земли, «Покормите птиц зимой», изготовление скворечников и кормушек, «Цветочная фантазия», «Чистый двор» .
взаимодействие с родителями-
- собрания, консультации, семинары,
- «Дни открытых дверей», праздники и досуги,
- оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома).
- Составление альбомов.( На пример «Я и природа», туда входят рисунки, фотографии, высказывания детей о природе),
- беседы с рекомендациями (на пример как создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца).
- конкуры для родителей и детей (пример самая лучшая экологическая игра).
- совместные с родителями акции.
- Фотовыставки.
- выставки поделок из природного материала,
- создание экологической газеты .
Формы и методы работы с детьми по формированию основ экологической культуры:
- это рассказы воспитателя и детей,
- чтение художественных произведений,
- плановые и ситуационные беседы, загадки, экологические сказки, объяснение.
- Наглядные наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, учебных фильмов и презентаций, и диафильмов.
- Практические игровые обучающие ситуации (соревновательные, дидактические игры и упражнения),
- экскурсии-путешествия,
- элементарные опыты и моделирование, наблюдения, исследовательская деятельность,
- индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений, выставки, проектная деятельность.
Формы деятельности организации обучения и воспитания основ экологической культуры дошкольников
- экскурсии (природоведческие (познавательные) экскурсии, ознакомление с трудом взрослых);
- изготовление с детьми самодельных «экологических книг»; экологический кружок;
- экологические конкурсы;
- экологические выставки и экспозиции;
- изготовление совместно с педагогами макеты (Пример: «Пустыня», «Долина динозавров»);
- коллекционирование;
- экологические тропы; Экологический макет Солнечные часы
- Экологические игры для детей с использованием компьютерных технологий;
- музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику;
- экологические проекты;
- имитационные игра; интерактивные игры; экологические театры; экологическая сказка;
- конкурсы поделок из природного материала, выставки рисунков; КВН Интерактивная доска.
Вывод: возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей. Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры дошкольников развивает интеллект детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по экологическому воспитанию на тему "Мы хозяева нашей Родины"
Доклад по экологическому воспитанию на тему "Мы хозяева нашей Родины"...
Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"
Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...
Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»
Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка» «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир...
Доклад "Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей"
Доклад "Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей"...
Доклад о экологическом воспитании в старшей группе.
Экологическое воспитание – это не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание и осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природ...
Доклад "Значение экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста"
В данном докладе рассказывается какая работа ведется в младшей группе по экологическому воспитанию, как привить детям желание любить и заботиться о природе....