Доклад по экологическому воспитанию
методическая разработка на тему

Зверева Ольга Петровна

в помошь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_ekologicheskoe_vospitanie.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствования работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

(Доклад)

Подготовил воспитатель

Зверева Ольга Петровна

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий. Формирование экологической культуры берет свое начало с дошкольного возраста так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи: 

  1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
  2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
  3. Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
  4. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
  5. Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности системности сезонности интеграции, координации деятельности педагогов преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Недостатки, которые могут затруднять процесс развития экологической культуры детей: Бедность оснащения уголков природы. Отсутствие качественных наглядных пособий в виде рисунков, моделей диафильмов, презентаций различного рода с экологическим содержанием. Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Направление работы Процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективен при соблюдении ряда условий, а именно: создание развивающей экологической среды.

 Это организация предметно – пространственной среды:

  • уголки в группах (экспериментальные, выставочные, огород на окне);
  • экологическая комната или «музей природы» (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты, фитобар, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами);
  • мини лаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал);
  • библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных  растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы, картотека экологических игр, экологических сказок, экологические плакаты);
  • экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);
  • галерея (тематические выставки детских работ).
  • Оранжерея детского сада территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими растениями для привлечения насекомых и дополнительным оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.); огород, цветник.

 включение ребенка в природоохранную деятельность

 природоохранные акции, на пример-  Всемирный День воды, День Земли, «Покормите птиц зимой», изготовление скворечников и кормушек, «Цветочная фантазия», «Чистый двор» .

взаимодействие с родителями-

  • собрания, консультации, семинары,
  • «Дни открытых дверей», праздники и досуги,
  • оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома).
  • Составление альбомов.( На пример «Я и природа», туда входят рисунки, фотографии, высказывания детей о природе),
  • беседы с рекомендациями (на пример как создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца).
  • конкуры для родителей и детей (пример самая лучшая экологическая игра).
  • совместные с родителями акции.
  • Фотовыставки.
  • выставки поделок из природного материала,
  • создание экологической газеты .

Формы и методы работы с детьми по формированию основ экологической культуры:

  • это рассказы воспитателя и детей,
  • чтение художественных произведений,
  • плановые и ситуационные беседы, загадки, экологические сказки, объяснение.
  • Наглядные наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, учебных фильмов и презентаций, и диафильмов.
  • Практические игровые обучающие ситуации (соревновательные, дидактические игры и упражнения),
  • экскурсии-путешествия,
  • элементарные опыты и моделирование, наблюдения, исследовательская деятельность,
  • индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений, выставки, проектная деятельность.

Формы деятельности организации обучения и воспитания основ экологической культуры дошкольников

  • экскурсии (природоведческие (познавательные) экскурсии, ознакомление с трудом взрослых);
  • изготовление с детьми самодельных «экологических книг»; экологический кружок;
  • экологические конкурсы;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • изготовление совместно с педагогами макеты (Пример: «Пустыня», «Долина динозавров»);
  • коллекционирование;
  • экологические тропы; Экологический макет Солнечные часы
  • Экологические игры для детей с использованием компьютерных технологий;
  • музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику;
  • экологические проекты;
  • имитационные игра; интерактивные игры; экологические театры; экологическая сказка;
  • конкурсы поделок из природного материала, выставки рисунков; КВН Интерактивная доска.

Вывод: возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей. Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры дошкольников развивает интеллект детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по экологическому воспитанию на тему "Мы хозяева нашей Родины"

Доклад по экологическому воспитанию на тему "Мы хозяева нашей Родины"...

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...

Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»

Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»    «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир...

Доклад "Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей"

Доклад "Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей"...

Доклад о экологическом воспитании в старшей группе.

Экологическое воспитание – это не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание и осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природ...

Доклад "Значение экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе рассказывается какая работа ведется в младшей группе по экологическому воспитанию, как привить детям желание любить и заботиться о природе....