Педагогические технологии, применяемые в ДОУ.
материал на тему
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii_primenyaemye_v_dou.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОУ.
1. Современные образовательные технологии в ДОУ
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это вместе взятые формы, методы, способы, приёмов обучения, воспитательных средств; (Б.Т.Лихачёв).
Основные требования педагогической технологии:
Концептуальность – то есть опора на определенную научную концепцию.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью.
Управляемость – возможность планировать, диагностировать, с целью коррекции результатов.
Эффективность – должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – , т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя, игровая технология, технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии это всем известная технология, с которой мы каждый день работаем.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, · конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.
Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: 1. медико-профилактические - сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.); 3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка .,то есть, чтобы ребенок чувсвовал себя комфортно при общении со сверстниками и со взрослыми.
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов направленные на развитие культуры здоровья педагогов, на развитие потребности к здоровому образу жизни;
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни технологии использования физкультурных занятий, самомассаж; технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Подробнее останавливаться на видах проектной деятельности я не буду т.к мы об отом на семинарах много раз уже говорили. скажу только что мы в нашем детском саду несколько лет уже занимаемся проектной технологией единодушно отмечае, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников и их семей, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Вашему обозрению я предоставляю несколько наиболее удачных проектов, по которым мы работали.
Вот один из них: проектная работа .Тема: «Я хочу дружить с огнём»
Мы увидели проблемную ситуацию: любопытство детей часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. в рамках этого проекта мы провели непосредственно образ. деятельности.: «знакомство с профессией пожарного, куда пригласили ветерана МЧС ________________ , комплексное занятие –«Рисование отгадок на загадки», «Огонь добрый, огонь злой», провели много бесед : « Почему огонь полезен и опасен?», « Эти предметы таят в себе опасность», «Спички детям не игрушка»
Также провели много подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр на эту тему.
В конце совместно с родителями изготовили альбом из рисунков детей, выпустили стенгазету.
И .в самом конце совместно с командой Дубъязской пожарной части провели открытое мероприятие :»Огонь друг, огонь-враг» . Где после мероприятия со всей группой сфотографировались на пожарной машине. Э то очень надолго запомнилось ребятам. И мы надеемся , что по их вине никогда не случится пожар.А в случае обнаружения пожара они будут правильно действовать.
3. Технология исследовательской деятельности и технология ТРИЗ – об этом вам подробно рассказала и показала на деле воспитательница старшей группы Шарипова Энже
4.Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.):
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера предъявляется в игровой форме , что вызывает у детей огромный интерес;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В нашем детском саду также все воспитатели , как вы уже увидели активно исползуют ИКТ в образовательном процессе. Во вех группах есть ноотбуки , проекторы , экраны, подключен wi-fi .В работе с родителями предлагают сайты наиболее интересные детям и родителям. Делятся информацией с родителями через группу в WhatsApp .
Но также бывают ошибки при использовании нформационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ.
- Перегруженность занятия демонстрацией.
5 Личностно - ориентированная технология.
Раньше в детсадах ребенка обучали все делать в коллективе: коллективно обучались, в коллективе играли . А сейчас по новым стандартам
ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
В нашем садике данная технология тоже хорошо реализуется , много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации - «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «От рождения до школы». по которой мы работаем.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио Портфолио можно заполнять как в детском саду так и дома Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
.Вашему вниманию предлагаем портфолио Аяза, которое заняло призовое место в конкурсе.
7. Технология «Портфолио педагога»
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. На конкурс «Воспитатель года» наш логопед Усманова Эльвира отправила свое портфолио . И была признана комиссией одним из лучших. .Вашему обозрению также предлагаем это портфолио.
·
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
.
Заключение: новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии,. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в МКДОУ Бутурлиновский детский сад№10
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем МКДОУ- это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры, или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осозн...
Современные педагогические технологии применяемые в ДОУ
Работа, поможет педагогам разобраться и применять различные технологии напрактике с детьми....
Анализ современных педагогических технологий, применяемых в МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 173».
Главная задача современной образовательной практики в МБДОУ №173 - развитие личности ребенка в деятельности. В связи с этим в практической работе педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, в...
Педагогические технологии применяемые в ДОУ.
Педагогические технологии применяемые в ДОУ.Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образователь...
статья "Педагогические технологии, применяемые в ДОУ"
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к дости...
Педагогические технологии применяемые в ДОУ.
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психоло...
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида, в условиях индивидуального обучения
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются коррекционно- развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании....