Анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения
статья на тему

Балабенкова Нина Сергеевна

Анализ – первый   шаг   на   пути    определения   целей  и   способов  их достижения. В результате анализа   должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы детский сад в будущем мог лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ      реального     уровня       организации           процессов

жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

Анализ – первый   шаг   на   пути    определения   целей  и   способов  их

достижения. В результате анализа   должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы детский сад в будущем мог лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции.

В качестве объекта исследования данной работы выбрано Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 компенсирующего вида Выборгского  района Санкт-Петербурга.

Учреждение является некоммерческой организацией – государственным дошкольным  образовательным учреждением и действует на основании устава.

Согласно уставу основной уставной деятельностью образовательного учреждения  является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основным предметом деятельности образовательного учреждения  является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основной целью деятельности образовательного учреждения является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам.

Образовательное учреждение осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства,  обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребёнка в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечивает присмотр,  уход и оздоровление.

Субъектами анализа являются педагогические работники, администрация, воспитанники и родители.

Из всех видов анализа деятельности ГБДОУ,более подробно мы остановимся на 3-х:

  • Анализ воспитательно-образовательной работы;
  • Анализ работы с родителями;
  • Анализ системы работы с педагогическими кадрами.

Одним из наиболее сложных аспектов управленческих компетенций является аналитическая деятельность.

Анализ от греч. «analysis» – разложение, расчленение; разрешение, освобождение от чего-либо:

1) разбор, рассмотрение чего-либо;

2) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы для исследования.

Анализ воспитательно-образовательной работы

За истёкший год вся воспитательно-образовательная работа была направлена на коррекцию развития:

  • речевого;
  • психофизического;
  • интеллектуально-личностного

и создание оптимальных условий для развития ребёнка в детском саду.

Коррекция   осуществлялась   через   внедрение   форм       организации воспитательного процесса с использованием современных программ и технологий, обеспечивающих индивидуальное сопровождение.

В основу была положена личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребёнком, нацеливающая воспитателя на развитие способностей и возможностей каждого дошкольника.

Физкультурно-оздоровительная работа

достигнутые положительные результаты

не в полном объёме освоено в практической работе

По результатам мониторинга на конец учебного года высокий и средний уровень развития физических качеств имеют  83% детей.

В учреждении созданы условия для организации физкультурно-оздоровительной работы:

- обеспечен гибкий режим с учётом особенностей и состояния здоровья ребёнка;

- режим питания аллергиков и детей, имеющих индивидуальные показания;

- закуплен спортивный инвентарь для физкультурного зала и групп;

- все виды деятельности строятся с учётом данных диагностики, состояния здоровья, медицинских показаний, темпов физического и интеллектуального развития;

            В течение года детям была оказана медицинская помощь:

- массаж общий 142 воспитанникам и повторный по показаниям врача  47    детям;

- особое питание получали  13    детей;

В результате проведенных оздоровительных мероприятий заболеваемость снизилась на 6%.

- Не в достаточной мере оснащены группы, физкультурный зал  пособиями для развития основных видов движений (равновесие, ползанье, лазанье), укрепления мышц;

- Реализация возможностей индивидуального режима для ребёнка с учётом его состояния на сегодня.

- Взаимодействие воспитателей с другими участниками образовательного процесса;

- В самостоятельной деятельности детей недостаточно используются упражнения для развития физических качеств.

Коррекция речевых и интеллектуальных нарушений

достигнутые положительные результаты

не в полном объёме освоено в практической работе

По результатам мониторинга на конец учебного года наблюдается стабильная положительная динамика - 91% детей выпускается в массовую школу.

В результате проведённой работы, из детей, посещающих детский сад, в июне 2013 г. было выпущено:

- в массовую школу с чистой речью - 61              чел.

- в массовый детский сад с чистой речью - 2      чел.

- в речевую школу –                                        1     чел.

- в коррекционную школу -                           3      чел.

- Уровень требований, предъявляемых ребёнку, не всегда соответствует его интересам, возможностям и способностям;

- Ребенок не всегда является субъектом познания, потому что недостаточно создаётся проблемных ситуаций, заставляющих ребёнка думать, выбирать, принимать решения;

- Предметно-развивающая среда не в достаточной мере обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребёнка.

- Недостаточная взаимосвязь между участниками образовательного процесса.

Интеллектуально-личностное развитие

достигнутые положительные результаты

не в полном объёме освоено в практической работе

По результатам мониторинга на конец учебного года высокий и средний уровень развития интеллектуально-личностных качеств имеют  87% детей.

- Создаются условия для реализации выбранных программ, направленных на эмоционально-личностное развитие ребёнка;

- Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение;

- Повышается компетентность педагогов;

- Обеспечивается чёткий контроль над образовательной нагрузкой, предупреждая переутомление, возбуждение, обеспечивается учёт индивидуальных особенностей;

- Формируются навыки коммуникации, оказывается содействие в развитии познавательных способностей детей, приобщению их к общечеловеческим ценностям;

- Созданы условия для обеспечения индивидуального образовательного маршрута.

- Недостаточно отработана система связи воспитатель – педагог-психолог – учитель-логопед – учитель-дефектолог;

- Не в полной мере обеспечено вовлечение детей в сюжетно-ролевые игры.

Художественное и эмоционально-эстетическое развитие

достигнутые положительные результаты

не в полном объёме освоено в практической работе

По результатам мониторинга на конец учебного года высокий и средний уровень развития художественных качеств имеют  84% детей.

- Созданы дополнительные условия для удовлетворения творческих возможностей детей;

- Действует  постоянный вернисаж детских работ;

- Дети участвуют в творческих конкурсах;

- Расширяется сфера познания детей за счет их приобщения к русской классической художественной литературе и живописи;

- Проводится цикл мероприятий «Театр – детям».

- Проводится цикл занятий «Известные композиторы»;

- В группах созданы уголки для детского творчества.

- В режимных моментах недостаточно используются технические средства обучения и мало уделяется внимания классической музыке, произведениям искусства.

Несмотря на весьма подробное отражение различных показателей образовательной работы ГБДОУ в анализе, прослеживается тенденция «озвучивания» положительных результатов и формальный подход к анализу проблемных зон.

Анализ работы с родителями

В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников. В основе этой системы – изучение контингента родителей, образовательные запросы родителей.

достигнутые положительные результаты

не в полном объёме освоено в практической работе

- Проводятся консультации для родителей на интересующие их темы;

- Обеспечено постоянное информирование родителей о динамике развития речевых и психических процессов у детей в системе коррекционных мероприятий;

- Проводится информирование и консультирование родителей на сайте детского сада.

- Родители являются непосредственными участниками вечеров  досуга, спортивных праздников, тематических утренников.

- По-прежнему остается актуальным вопрос преемственности между детским садом, родителями и школой по обучению и воспитанию детей;

- Недостаточная вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс.

         Показателем результативности реализации системы работы с семьёй является удовлетворённость родителей работой ДОУ, степенью информированности о ДОУ в целом, о деятельности группы, о ребёнке, удовлетворённость родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.

Среди родителей детского сада было проведено анкетирование по вопросу удовлетворённости работы администрации ДОУ, в котором приняли участие 70 человек. Вот какие результаты мы получили (табл. 4):

Таблица 4

№ п/п

Вопросы

Ответы родителей

да

нет

Затрудняюсь ответить

1.

Управление ДОУ, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса

84%

3%

13%

2.

В ДОУ заботятся о здоровье наших детей

97%

3%

3.

При принятии управленческих решений администрация считается с мнением родителей

69%

7%

24%

4.

У администрации ДОУ я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся личности моего ребёнка

85%

15%

5.

Контроль за воспитательно-образовательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу

83%

17%

6.

За время посещения  моим ребёнком ДОУ произошли изменения к лучшему (материально-техническое оснащение)

72%

20%

8%

7.

Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности ДОУ, об основных событиях в нем

90%

(90% из ответивших

«да»

информацию получают от педагогов)

3%

7%

8.

Деятельность администрации нашего ДОУ я считаю эффективной

89%

2%

9%

9.

Я всегда при необходимости могу обратиться в ДОУ за квалифицированным советом и консультацией

97%

3%

10.

Я доволен тем, что мой ребёнок посещает этот детский сад

97%

1,5%

1,5%

Таким образом, мы видим, что большинство родителей воспитанников довольны деятельностью администрации, что они достаточно информированы об этой деятельности и что работа администрации направлена на создание комфортных условий пребывания ребёнка в ДОУ. Проблема – развитие материально-технической базы дошкольной организации, недостаточная работа сайта для взаимодействия с родителями.

Анализ системы работы с педагогическими кадрами

Кадрами детский сад обеспечен полностью.      

Образовательный уровень педагогических кадров.

Педагогический состав имеет следующее образование:

•Высшее образование – 16 человек

•Среднее профессиональное – 17 человек

Квалификационные категории:

•Высшая категория –  19 человек

•Первая категория – 10 человек

•Вторая категория – 2 человека,

•Без категории – 2 человека.

Все педагоги дошкольной организации за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации, из них 51% закончили КПК в области компьютерной грамотности.

Все педагоги своевременно проходят аттестацию, из подавших заявления в 2013 году, 80% подтвердили квалификационную категорию, 20% - повысили.

Выводы:

  1. В дошкольной образовательной организации хорошо осуществляется воспитательно-образовательный процесс, но требуется улучшение материально-технической базы образовательного процесса (приобретение современных дидактических пособий, компьютеров и т.д.), недостаточно налажено взаимодействие специалистов.
  2. Отлажена система работы с родителями и каналы получения информации о дошкольной образовательной организации. Недостаточное использование сайта ДОУ для контакта с родителями.
  3. Существует риск развития дошкольной образовательной организации – возраст педагогов (нежелание проходить КПК и аттестацию).

С учётом анализа в дошкольной образовательной организации разрабатывается годовой план работы, одним из разделов которого является организация внутреннего контроля (приложение № 4).

Проанализировав работу дошкольной образовательной организации за последний год и в связи с вступлением в силу новых федеральных законодательных актов в области образования, при планирования внутреннего контроля следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Обратить внимание на взаимодействие педагогов при организации воспитательно-образовательного процесса. Результат – повышение качества образования.
  2. Усилить контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса в аспекте ФГОС ДО.
  3. Включить в план контроля своевременное и качественное предоставление информации на сайте дошкольной образовательной организации.
  4. Тщательно контролировать исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности. Результат – улучшение материально-технической базы дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

   Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

«Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В нем рассматривается понятие термина "мониторинг", его виды, структура. Описана система организации мониторинга детского развития в ДОУ....

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....