МАДОУ "Детский сад № 384" г.Перми - Центр инновационного опыта
проект на тему

Боровых Тамара Николаевна

Управленческий проект по созданию Центра инновационного опыта ориентирован на развитие мотивации педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения к обобщению имеющегося опыта инновационной деятельности и создание целостной модели образовательного процесса, объединяющей  инновационные идеи  дошкольного образовательного учреждения с перспективой создания на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 384» г.Перми Центра инновационного опыта в новой системе повышения квалификации педагогических работников города Перми и Пермского края с присвоением одноименного статуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\KAPBAFEL\лого.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 384»  г.ПЕРМИ

«МАДОУ «Детский сад № 384» г. Перми –

Центр инновационного опыта»  

(управленческий проект)

 

 

Разработчик: Боровых Тамара Николаевна,

                                                             заведующий МАДОУ

                                                                             «Детский сад № 384» г. Перми

                                                                                 

                                                                                   

 

Пермь, 2016

  1. Оглавление

Раздел I:  Информационная справка …………………………………

3

Раздел II:  Содержательная часть проекта ………………………….

5

1. Краткое описание (аннотация) проекта ……………………………...

5

2. Актуальность проекта ………………………………………………..

5

3. Проблема, на решение которой направлен проект…………………

4. Цель проекта…………………………………………………………..              5. Задачи проекта………………………………………………………...

7

7

7

6. Ожидаемые результаты по реализации проекта ……………………

7. Возможные риски реализации проекта……………………………..

8. Концепция проекта …………………………………………………..

8

8

8

  1. 9. Участники проекта ……………………………………………………
  2. 10. Дата начала и окончания проекта…………………………………...
  3. 11. Продолжительность проекта ………………………………………..
  4. 12. Планирование работы по реализации проекта  и прогнозируемые
  5.       результаты …………………………………………………………....    

13

13

13

  14

13. Мониторинг эффективности реализуемого проекта ………….

14. Литература…………………………………………………………

  23

25

Раздел I:  Информационная  справка  

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 384» г. Перми расположен по адресу: 614097, г. Пермь, ул. Подлесная , 21 тел.(факс) 222-69-84, 224-86-24

E-mail: mdou384@mail.ru

Адрес сайта: http://sad384.ru

Учредитель:  администрация города Перми в лице департамента образования  

Количество групп:  12

группа младшего дошкольного возраста с 2 до 3 лет - 1

группы младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет –  2

группы среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет –  3

группы старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет –  3

подготовительные группы 6 – 7 лет –  2

группа кратковременного пребывания с 3 до 4 лет - 1

Количество воспитанников:    357

Количество педагогов:   31, из них:

административных работников – 4

специалистов - 5

воспитателей – 22

Образование

высшее

 среднее  специальное

среднее

18 (58%)

11 (36%)

2 (6%)

Возраст

до 30 лет

30-40 лет

41-55 лет

  старше

  55 лет

4 (13%)

9 (29%)

12 (39%)

 6 (19%)

Стаж работы  

до 5-ти лет

5-10 лет

10-15 лет

15-20 лет

20 и более лет

5 (16%)

8 (26%)

3 (10%)

5 (16%)

10 (32%)

Аттестация

высшая квалификационная категория

первая квалификационная категория

 соответствие занимаемой должности

не аттестованы

4 (13%)

14 (45%)

8 (26%)

5 (16%)

Режим работы: пятидневная рабочая неделя, время работы с 7.00 до 19.00

Количество залов: 2 – музыкальный и физкультурный залы                              

Количество кабинетов: 1 – заведующего

                                           1 – методический кабинет

                                           1 – учителя-логопеда

                                           1 – педагога-психолога и дополнительного образования

                                           1 – заместителя заведующего по АХЧ

                                           1 – бухгалтерия

                                           1 – медицинский кабинет

Площадь участка:  9231,0  кв.м.  

Прогулочных участков:   11

        МАДОУ «Детский сад №  384» г. Перми функционирует с  1982 года.  

         Образовательный процесс с детьми осуществляется по основной образовательной программе, разработанной  на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой, парциальной программы «Я-ты-мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной,  региональной программы дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением».

        Воспитательно-образовательный  процесс с детьми выстраивается в  соответствии с  планом работы на учебный год и корректируется месячными планами.

        Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинским персоналом  

муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 6».

        Социальными партнерами дошкольного образовательного учреждения выступают:

  • Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр развития системы образования» г.Перми
  • Пермский театр кукол «Туки-луки»
  • Детская школа искусств № 13
  • Детская библиотека № 15
  • Дзержинская районная организация профсоюза работников образования
  • Депутат Пермской городской думы Владимир Иванович Плотников
  • МАДОУ «Детский сад № 370» г.Перми
  • МАДОУ «Детский сад № 120» г.Перми.

  В рамках инновационной деятельности дошкольное учреждение имеет статус  поставщик образовательных услуг в рамках программы семинара-практикума «Содержание и организация современного робото-конструирования с детьми дошкольного возраста» (2014 год).

 

Раздел II:  Содержательная часть проекта

Краткое описание (аннотация) проекта.

        Данный проект рассчитан на 9 месяцев и ориентирован на развитие мотивации педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения к обобщению имеющегося опыта инновационной деятельности и создание целостной модели образовательного процесса, объединяющей  инновационные идеи  дошкольного образовательного учреждения с перспективой создания на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 384» г.Перми Центра инновационного опыта в новой системе повышения квалификации педагогических работников города Перми и Пермского края с присвоением одноименного статуса.

       

Актуальность проекта.  

         Развитие современного общества, нынешние ориентиры  модернизации российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным учреждениям, к содержанию образования, результатам и результативности их деятельности. В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного дошкольного учреждения, которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Инновации – это одновременно и идея и процесс её внедрения.

         Наше дошкольное образовательное учреждении уже на протяжении нескольких лет работает в инновационном режиме. Началом внедрения инноваций является 2003 год, когда  в рамках работы районной экспериментальной площадки начал реализоваться проект  «Социально-эмоциональное развитие дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды». Инновационная деятельность коллектива по социально-эмоциональному развитию была обобщена и представлена на научно-методическом совете при  Пермском краевом институте повышения квалификации работников образования, на III-м Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в 2006 году,  по итогам которого дошкольное учреждение стало обладателем диплома II-ой степени. Опыт работы педагогов был представлен в сборнике «Развиваем социально-эмоциональный мир ребенка». Книга издана тиражом в 100 экземпляров, распространена среди педагогов города Перми и Пермского края в 2007 году.

         Актуальным направлением деятельности педагогического коллектива с 2004 года является совершенствование системы оздоровительной работы.  В детском саду реализуется авторская комплексная программа оздоровления детей, включающая 7 блоков работы с детьми по разным направлениям.   Работает Центр содействия укреплению здоровья воспитанников, психолого-медико-педагогический консилиум, ежемесячно проводится День здоровья, 2 раза в год организуется проведение Недели здоровья.              

         Важным направлением в деятельности является организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Активному вовлечению родителей в педагогический процесс способствуют ставшие уже традиционными выставки сотворчества детей и родителей, совместные акции, праздники и развлечения, тематическая неделя «Я и моя семья», праздник «День матери»,  смотры-конкурсы. В 2012 году авторской находкой педагогического коллектива явилось проведение ежегодного конкурса детского песенного творчества «Песенка года».  Материал о конкурсах детского песенного творчества как формы работы с дошкольниками по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обобщен и представлен в выступлениях педагогов ДОУ на уровне района и города.  

         Педагогическим коллективом детского сада активно используется метод проектной деятельности в управлении и организации воспитательно-образовательного процесса: в 2005 году разработан и внедрен управленческий проект «Здравствуй, малыш!»,  в 2007-2008 учебном году инновационный проект «Влияние игровой деятельности  на социально-личностное развитие дошкольников»,  в 2007-2008 учебном году Проект «Корпоративная культура – основа жизни коллектива», в 2010 году Проект  «Время собирать мусор», представленный на городском конкурсе «Каждую соринку в корзинку». С детьми дошкольного возраста ежегодно реализуется проект «Маленькие тайны природы» и  Маленькие Эйнштейны».

        С 2014 года  реализуется Программа развития персоналом, которая представляет собой систему работы с каждым педагогом, направленной на повышение их педагогической компетентности и повышения профессионального мастерства. Каждым педагогом разработан и реализуется педагогический проект по повышению профессионального мастерства.

        С 2014 года дошкольное учреждение включилось в реализацию системы краткосрочных образовательных практик с детьми дошкольного возраста, как один из механизмов муниципальной модели дошкольного образования в рамках Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года.  В 2014 году образовательному учреждению был присвоен статус Поставщика образовательных услуг обучения и развития отрасли «Образование» по теме «Содержание и организация современного робото-конструирования с детьми дошкольного возраста», присвоен статус городской аппробационной площадки  по внедрению информационных технологий.  

         Практические инновационные разработки педагогов были представлены на    Всероссийской научно-практической конференции «Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства», на краевой открытой научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в современных условиях»,  на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций».

         Таким образом, в инновационном банке нашего ДОУ на сегодняшний день  -  коллективные проекты и авторские идеи, представленные в виде сборников, управленческих и педагогических проектов, перспективных планов, презентаций, опытов работы.

        Вместе с тем, как правило, большая часть результатов инновационной деятельности дошкольного учреждения остается в стенах самого учреждения, не имея конкретных выходов за его пределы.  Недостаточному распространению инноваций препятствует ряд причин:

  • объективные:

*  недостаточное обобщение результатов имеющегося инновационного опыта;

*  низкая мотивация педагогических кадров к обобщению и распространению

   инноваций;

*  отсутствие целостной модели образовательного процесса, объединяющей

    имеющиеся взаимосвязанные инновационные идеи;  

  • субъективные:

*  отсутствие достаточной нормативно-правовой основы для распространения

   инноваций;

* отсутствие содействия органов управления образованием распространению опыта

   инновационной деятельности учреждения.

Проблема, на решение которой направлен проект.

        Результаты инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения не имеют достаточного обобщения внутри учреждения и, как следствие, распространения его в образовательном пространстве города Перми и Пермского края, с инновационными разработками не знакомятся конкретные педагоги, испытывающие интерес к содержанию данных инноваций, некоторые инновационные идеи погибают от неумелого PR или его полного отсутствия.

 

Цель проекта. 

        Создать условия для функционирования дошкольного образовательного учреждения в статусе Центра инновационного опыта.

 

Задачи проекта:

1.     Изучить нормативно-правовую основу создания  Центра инновационного опыта, как форму повышения квалификации в новой системе повышения квалификации Пермского края.

2. Проанализировать инновационную деятельность дошкольного учреждения, определить значимость реализуемых инноваций и ведущее направление деятельности  Центра инновационного опыта.

3. Провести анализ имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, информационных, кадровых и других) для работы дошкольного учреждения в статусе Центра инновационного опыта, выявить иные условия или ограничивающие факторы получения статуса ЦИО.

4.   Изучить потребности заказчиков (социума) для распространения инновационного опыта дошкольного учреждения.

5. Разработать  систему  мер  мотивации, морального и материального стимулирования   педагогов дошкольного учреждения к обобщению имеющегося инновационного опыта и работе дошкольного учреждения в статусе Центра инновационного опыта.

6. Создать целостную модель образовательного процесса, объединяющую  инновационные идеи  дошкольного образовательного учреждения.

7.    Осуществить мониторинг эффективности реализации проекта.  

Ожидаемые результаты по реализации проекта. 

1.   Нормативно-правовая основа для  создания  Центра инновационного опыта.

2.   Банк инновационной деятельности педагогов  дошкольного учреждения.  

3. Объем и состояние ресурсов (финансовых, материальных, информационных, кадровых и других) для  работы дошкольного учреждения в статусе Центра инновационного опыта.

4. Перечень потребителей  образовательных услуг  в системе повышения квалификации педагогических кадров города Перми и Пермского края.

5.   Система  мотивации и оценки   инновационной деятельности педагогов.

6. Модель образовательного процесса, объединяющая  инновационные идеи  дошкольного образовательного учреждения.

7.   Мониторинг эффективности  реализации  проекта. 

Возможные риски реализации проекта.

1. Отсутствие поддержки для создания Центра инновационного опыта со стороны органов управления образованием.

2. Отсутствие финансирования на реализацию ключевых направлений деятельности Центра инновационного опыта.

3. Сопротивление изменениям со стороны педагогов.

 Концепция проекта.

        Понятие “инновация” в педагогику пришло из естественных наук, социологии и связано с понятиями реформирование, совершенствование, модернизация.

        Инновация, инновационная деятельность – это деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике концепцией процесса становления личности, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу, это специфическая форма передового опыта, внедрение которого ведет к радикальным новшествам, способствующим развитию образовательного учреждения. Развивающееся дошкольное учреждение, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех учреждений, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования и управления. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Прежние подходы и принципы, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы дошкольного учреждения, сегодня уже не позволяют достичь желаемых показателей. Все ярче проявляется несоответствие системы управления новым особенностям управляемого объекта. В основе обновления деятельности такого дошкольного учреждения лежат следующие принципы:

  •   Демократизация – предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.
  •   Гуманизация – обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ребенка.
  •   Гуманитаризация – соотношение и сочетание образовательных программ,  применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.
  •   Дифференциация, мобильность и развитие – предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).
  •   Открытость образования – предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).
  •   Многоукладность образовательной системы – качественный рост и развитие государственных дошкольных образовательных учреждений, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.
  •   Стандартизация – предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

              Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности: введение её в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

        Для оценки продвижения ДОУ в своем развитии мы анализируем следующие показатели деятельности в нашем дошкольном учреждении:

1. Инновационная деятельность дошкольного учреждения – обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обновление педагогических технологий, методов и форм работы, сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация воспитательно-образовательного процесса – самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития, планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей, равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности, высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса, комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность воспитательно-образовательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка интегративных качеств).

        Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения в режиме развития требует новых подходов к его управлению. Ведущее место сейчас занимает симулирующая мотивационная деятельность педагогов. Есть разные мотивы, которые побуждают педагогов включиться в инновационную деятельность. Однако, силы только внешней мотивации недостаточно, нужна личная заинтересованность во внедрении и распространении инноваций. Педагог включается в инновационный процесс только тогда, когда он видит ту пользу, которую получает в результате приложения требуемых для освоения инноваций усилий. Если он уверен:

* в достижимости результатов;

* в получении ожидаемых последствий при достижении результатов;

* в полезности (привлекательности) последствий.  

        Наряду с моральными поощрениями применяются материальные вознаграждения (надбавки к зарплате педагогов за инновационную образовательную деятельность). Большое место отводится анализу различных областей деятельности, включающему исследование конечных результатов, установление связей между факторами и условиями, препятствующими или способствующими оптимальному достижению запланированных результатов. Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности воспитателя, специалиста и руководителей ДОУ. Цели деятельности учреждения являются личными целями всех участников педагогического процесса, в том числе благодаря стимулирующим факторам. Внесение своих предложений педагогами и родителями позволяет приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс. Изменился и характер контроля. Жесткий контроль сверху  перешел в режим самоконтроля и приобрел регулятивно-коррекционный характер.      

        Обобщая сказанное, можно говорить, что сегодня присутствует качественно новый оперативный подход к управлению дошкольным образовательным учреждением. Наиболее серьезные проблемы ДОУ мы не можем решить изолированно, так как они взаимосвязаны и носят комплексный, системный характер. Решение их требует фундаментального изменения взглядов, смены установок, парадигм. Необходимо обеспечить управление всеми видами ресурсов, ориентированными на поддержание стабильных взаимоотношений с любыми другими активными системами сферы образования. Способы взаимодействия с потребителями образовательных услуг, формы и методы здоровой конкуренции в образовательном пространстве (района, города, края) – все это составляющие, которые формируют уникальность качественных характеристик нашего дошкольного учреждения. Сегодня, работая в новой социокультурной ситуации, усиливается ответственность за целевую  ориентацию коллектива на работу дошкольного образовательного учреждения на качественно ином уровне, в новом статусе, в новой системе управления.  

        В условиях исполнения приказа  Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого  образовательного учреждении, в том числе и нашего. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания  имиджа  того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

        Инновационная деятельность в нашем дошкольном учреждении  выстраивается планово,  с учетом современных  требований к содержанию дошкольного образования, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности внедрять  инновации, востребованные  современной образовательной практикой.  Плановая деятельность   в управлении инновациями  заключается в их отборе и отборе содержания инноваций для каждого из педагогов. Результатом  становится программа инновационной деятельности, которая отражается в годовом плане работы.  

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований  в нашем дошкольном учреждении в текущем учебном году являются:

  • апробирование образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
  • реализация проекта  «Социально- эмоциональное развитие дошкольников на основе создания целостной воспитательной среды» с детьми 3-4 лет (группы № 3,4,6);
  • использование социо-игровые технологий  с детьми подготовительных к школе групп;
  • использование новых здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста;
  • реализация системы краткосрочных образовательных практик;
  • реализация  муниципального  инновационного проекта  «Личный кабинет дошкольника»;
  • технология использования  мультимедийных  программ с педагогами во всех формах методической работы, с детьми – как дидактическое сопровождение тематических развлечений, организованной образовательной деятельности;

            Наиболее эффективными, создающими необходимые условия для   творческого роста в процессе коллективного педагогического поиска, в нашем дошкольном учреждения являются инновационные формы работы с педагогическим коллективом:

  • творческие профессиональные объединения педагогов (методические объединения воспитателей, педагогическая   мастерская,  временные творческие коллективы, проблемные группы и другие);    
  • в методической работе  налицо переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным,   требующим активного участия самого педагога в процессе образования. В методической работе преобладают семинары по  введению ФГОС, семинары-практикумы, смотры-конкурсы,  недели  педагогического мастерства, открытые просмотры форм взаимодействия с детьми с последующим анализом;
  • анализ включенности педагогов в процесс самообразования свидетельствует о том, что именно оно значительно обогащает знания  педагога  в той  или иной технологии,      содействует росту его компетентности. Самообразование является существенным фактором развития профессиональной культуры педагога, служит стимулом для систематической   работы над своим профессиональным ростом.    

            Тем не менее, наработанный педагогами инновационный опыт не обобщен, не оформлен должным образом, и, следовательно, не готов к дальнейшему распространению.  Обобщение  инновационного педагогического опыта предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. Описание педагогического опыта является одним из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта.   Приступая к описанию педагогического опыта педагоги должны придерживаться следующих требований:

  • целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
  • конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
  • научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
  • целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению инновационного опыта и форма его распространения зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический  (наиболее продуктивный)  уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный, способствующий мотивации самоактуализации обобщения и включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

        Только грамотно обобщенный инновационный опыт, по нашему мнению, будет иметь достойное распространение и пользоваться популярностью у широкой педагогической общественности.

 

Участники проекта.

 

        Административно-управленческий персонал, методическая служба, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения.

Дата начала проекта: апрель 2015 года

Дата окончания проекта: декабрь 2015 года

Продолжительность проекта: 9 месяцев


 


Планирование работы по реализации проекта  и прогнозируемые результаты.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Планируемый результат

Продукт деятельности

Примеча-ние

Задача: изучить нормативно-правовую основу создания  Центра инновационного опыта, как форму повышения квалификации в новой системе повышения квалификации Пермского края

1. Изучение понятия «Центр инновационного опыта» и положения о Центрах инновационного опыта

апрель

заведующий ДОУ

сбор информации и определение ключевых позиций для перехода в статус ЦИО

методические рекомендации, положение

2. Выявление объема пакета документов для перехода в статус ЦИО

апрель

заведующий ДОУ

объем пакета документов для перехода в статус ЦИО

перечень документов

Задача: проанализировать инновационную деятельность дошкольного учреждения, определить значимость реализуемых инноваций и ведущее направление деятельности  Центра инновационного опыта

  1. 1. Анализ содержания инновационной деятельности дошкольного учреждения

май

заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

определение содержания инноваций в ДОУ

аналитическая справка

2. Создание банка инноваций

май

заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

систематизация имеющегося опыта инновационной деятельности  

карты инноваций

3. Проведение экспертной оценки инноваций

май - июнь

заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

определение значимости реализуемых инноваций и необходимости его продвижения

экспертное заключение (оценка)

4. Определение направления деятельности Центра инновационного опыта

май - июнь

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

определение направления деятельности Центра инновационного опыта

справка

Задача: провести анализ имеющихся ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, информационных и других) для работы дошкольного учреждения в статусе Центра инновационного опыта, выявить иные условия или ограничивающие факторы для получения статуса ЦИО

  1. 1.Обследование уровня профессиональной готовности педагогов ДОУ:
  2. * анкетирование педагогов
  3. * изучение педагогического портфолио

май - июнь

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

данные об уровне профессиональной готовности работы педагогического коллектива в статусе ЦИО,

выявление педагогов-лидеров, готовых к постоянному внедрению инноваций

аналитическая справка

  1. 2. Анализ существующей материально-технической базы ДОУ

июнь

заместитель заведующего по АХЧ

сбор данных об имеющейся материально-технической базе

аналитическая справка

3.  Анализ дополнительных условий или ограничивающих факторов

(наличие у учреждения опыта ведения подобной деятельности и/или особых заслуг педагогического коллектива на региональном, федеральном, международном уровнях)

июнь

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

перечень дополнительных факторов, позволяющих получить статус ЦИО или ограничивающих факторов для получения статуса ЦИО

информационная справка

  1. 4. Проведение акций по изучению работы действующих центров инновационного опыта (направления деятельности, содержание инноваций, востребованность, успешность)

июнь

заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

сбор информации о действующих центрах инновационного опыта

таблица действующих центров инновационного опыта

5. Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности дошкольного учреждения

июнь

заведующий, главный бухгалтер

данные о финансовых возможностях дошкольного учреждения

выписка из плана финансово-хозяйственной деятельности

6. Согласование с органами управления образованием: отделом образования Дзержинского района и Департаментом образования администрации г.Перми

июнь

заведующий ДОУ

получение поддержки со стороны органов управления образованием

отзыв

Задача: изучить потребности заказчиков (социума) для распространения инновационного опыта дошкольного учреждения

1.  Проведение запроса в методическую службу  района и ИЦРСО г.Перми с целью изучения спроса (потребности) в содержании  реализуемых  инноваций

(характеристику существующей и/или планируемой сети образовательных учреждений, имеющих устойчивые связи с учреждением-заявителем, включающую описание следующих параметров: количество учреждений в сети; типы учреждений, находящихся в сети; количество учащихся и педагогических работников учреждений сети; особенности системы взаимодействия с учреждениями в сети)

июнь

заведующий ДОУ

определение круга потенциальных заказчиков (потребителей)

перечень ДОУ

Задача: разработать систему мер мотивации, морального и материального стимулирования   педагогов дошкольного учреждения к обобщению имеющегося инновационного опыта и работе дошкольного учреждения в статусе Центра инновационного опыта

 

1. Определение состава педагогов-новаторов  (рабочей группы) для внедрения, обобщения и распространения инноваций

июль

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

определение круга педагогов, участвующих в работе ЦИО

список педагогов (рабочей группы),

протокол, отзывы

2. Разработка нормативно-правовой основы:

* разработка и утверждение положения о рабочей группе по переходу в статус ЦИО

* издание приказов

* разработка должностных инструкций

июль

заведующий ДОУ

приведение деятельности ЦИО к нормативным требованиям, установленным вышестоящим органом управления образованием

приказы, положение, должностные инструкции

3. Разработка мероприятий по мотивации и стимулированию педагогов:

* анкетирование педагогов с целью определения уровня мотивационной готовности к внедрению инноваций

* организация тренингов (тренинг профессиональных продаж)

август

заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги ДОУ

вовлечение в инновационное пространство как можно большее количество педагогов

сценарии тренингов

4. Создание мотивационной среды для вовлечения педагогов ДОУ в работу Центра инновационного опыта:

* внесение изменений в положение о

материальном стимулировании педагогов

* разработка системы моральных стимулов

август

заведующий, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

повышение заинтересованности педагогов в работе ЦИО

изменения в положение о материальном стимулировании, приказ о внесении изменений,

перечень моральных стимулов

5. Совещание при руководителе

август

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, рабочая группа

подготовка информации к педагогическому совету

информационная справка

6. Педагогический совет

август

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

принятие решения о переходе в статус ЦИО

протокол педагогического совета

7. Заседание рабочей группы

сентябрь

заведующий ДОУ, заместитель

заведующего по ВМР, старший воспитатель, рабочая группа

распределение функциональных обязанностей в рабочей группе

протокол заседания, должностные инструкции

8. Назначение руководителя ЦИО

сентябрь

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, рабочая группа

определение кандидатуры

руководителя ЦИО

протокол,

приказ о назначении

9. Организация повышения квалификации педагогов для работы в ЦИО

сентябрь -декабрь

заместитель заведующего по ВМР

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

план повышения квалификации, заявки на участие в курсах повышения квалификации, семинарах

10. Оперативное совещание

1 раз в 2 недели

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, рабочая группа

определение состояния деятельности ДОУ по получению статуса ЦИО

протоколы оперативных совещаний

11. Внесение в план финансово-хозяйственной деятельности обязательных расходов на обучение, рекламу, представительские расходы, приобретение оборудования

сентябрь

заведующий ДОУ, главный бухгалтер

утверждение расходов для деятельности ЦИО

изменения в план финансово-хозяйственной деятельности

12. Заседание Управляющего совета ДОУ

октябрь

заведующий ДОУ

ознакомление членов Управляющего совета с работой ДОУ по получению статуса ЦИО

протокол заседания Управляющего совета

13. Информирование родителей на родительских собраниях

                        

сентябрь -октябрь

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР

ознакомление с целями и содержанием деятельности ЦИО, привлечение родителей к совместной работе

 

протоколы родительских собраний

Задача: создать целостную модель образовательного процесса, объединяющую  инновационные идеи  дошкольного образовательного учреждения

1. Составление плана работы на учебный год

август

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, руководитель ЦИО

определение основных направлений деятельности педагогического коллектива

план работы на  учебный год

2. Составление плана работы ЦИО

сентябрь

заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, руководитель ЦИО

упорядочение работы ЦИО

план работы

3. Оформление заявки (пакета документов) на получение статуса ЦИО для рассмотрения на городском научно-методическом совете

октябрь

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, руководитель ЦИО

обеспечение готовности ДОУ к работе в статусе ЦИО

заявка (пакет документов) на получение статуса ЦИО

4.Оформление обращений и ходатайств в ИЦРСО г.Перми, отдел образования Дзержинского района для подготовки рекомендательных писем о возможности получения дошкольным учреждением статуса ЦИО 

октябрь

заведующий ДОУ, руководитель ЦИО  

подтверждение значимости реализуемых инноваций

рекомендательное письмо, отзыв

5. Прохождение процедуры экспертизы на Координационном совете

по плану заседания  

заведующий ДОУ, руководитель ЦИО

принятие решения о присвоении статуса ЦИО

решение, приказ вышестоящего органа управления образованием

6. Обеспечение   научно-методического   руководства  профессиональной деятельности педагогических работников, занятых в деятельности ЦИО

постоянно

заведующий ДОУ, руководитель ЦИО, научный руководитель

повышение профессиональной осведомленности педагогов

материалы семинаров, консультаций, круглых столов

7. Индивидуальные консультации с научным руководителем

по мере необходимости

руководитель ЦИО, научный руководитель

оперативное решение проблем, возникающих в процессе деятельности ЦИО

информация

8. Размещение информации о создании ЦИО в открытом доступе на сайте ДОУ

по мере получения статуса

заведующий ДОУ, руководитель ЦИО

информирование общественности о деятельности ЦИО

материалы сайта ДОУ

9.Организация сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями

по мере необходимости

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель,  руководитель ЦИО

позиционирование ДОУ, предъявление результатов инновационной деятельности ДОУ педагогическому сообществу

методические материалы

10. Финансирование деятельности ЦИО

по плану

заведующий ДОУ

определение источников финансирования

соглашение о финансировании

11. Участие Ярмарке педагогических инноваций

ноябрь

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель,  руководитель ЦИО

продвижение результатов инновационной деятельности ДОУ в образовательном пространстве города

заявки на участие в ярмарке, сертификаты участников

12. Текущие отчеты по реализации плана работы ЦИО  

в указанные сроки

руководитель ЦИО

информирование о реализации плана работы ЦИО

отчет о деятельности ЦИО

13. Итоговый отчет руководителя ЦИО в форме публичного доклада с последующим размещением доклада в сети Интернет

в указанный срок

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР,  руководитель ЦИО

предъявление результатов инновационной деятельности ДОУ  общественности

публичный отчет

Задача: осуществить мониторинг эффективности реализации проекта

1. Проведение мониторинга эффективности реализации проекта

декабрь - январь

заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР,  старший воспитатель, руководитель ЦИО

сбор информации

данные мониторинга, аналитическая справка


Мониторинг эффективности реализации проекта

Объекты мониторинга

Индикаторы (показатели)

Мероприятия мониторинга,   периодичность

Управление    системой менеджмента качества образования

Объем и уровень инноваций  

- количество инноваций

- количество инноваций, прошедших экспериментальную проверку  

- количество рецензированных инноваций

- анализ инноваций -  постоянно (2 раза в год)

- экспертиза  инноваций (по мере необходимости)

 

- постоянный контроль, оценка, координация

- анализ:

  • документооборота
  • рационального использования ресурсов
  • эффективности работы ответственных лиц

- определение и использование возможностей для улучшения деятельности образовательного учреждения

- планирование улучшения деятельности дошкольного учреждения по результатам анализа

Качество образовательного процесса  

- доля детей с высоким уровнем освоения программы: образовательные достижения (умения и навыки) и интегративные качества

- диагностика, срезы знаний (уровень развития на входе и выходе) (не менее трех раз в год)

 

Потребность в продвижении инноваций

- востребованность

- разнообразие

- количество потребителей  услуги

- удовлетворенность   услугами

- анализ удовлетворенности потребителей, работников организации и других заинтересованных сторон  (постоянно)

- маркетинг (постоянно)

 

Профессиональное развитие педагогов

- компетентность

- доля специалистов с высшей и первой категорией, высшим профессиональным образованием

- доля педагогов прошедших обучение, переподготовку

- доля педагогов, имеющих авторские программы

- доля педагогов, участвующих в проведении открытых мероприятиях /курсы, мастер – классы/

- анализ планов самообразовательной работы

 (не реже двух раз в год)

- ранжирование  педагогов по заявленным критериям (не реже двух раз в год)

- участие в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах общественных инициатив

(не реже двух раз в год)

   

Уровень развития материальных стимулов  

- средняя заработная плата не менее 28000 рублей в месяц

- измерение финансовых показателей  (один раз в квартал)

 

Конкурентно способность

- выход  ДОУ на городской уровень

- приобретение ДОУ статусного имиджа с высококвалифицированным коллективом, современными условиями образования

- повышение места ДОУ в рейтинге образовательных учреждений города

- анализ системы продвижения ДОУ (постоянно)

 


Список  использованной  литературы:

1. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:

    управление педагогическим процессом по результатам. Москва, УЦ Перспектива,

    2010 год.

2. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. Москва, ИФ «Сентябрь»,

    2002 год.

3. Кузнецова С.В., Гнедова Н.М., Романова Т.А., Котова Е.В. Проектирование

    развития ДОУ. Москва, Сфера, 2005 год.

4. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей.

    Пермь, 2007 год.

5. Майер А.А. Программа развития ДОУ.  Построение и  реализация. М., Сфера,

    2004 год.

6. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ:

    технология составления, концепция. М, Айрис-дидактика, 2005 год.

7. Колодяжная Т.П. Управление современным  ДОУ. Ч.2. Ростов на /Д Изд.

    Учитель, 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Положение о консультационном центре ( из опыта работы)

В данном Положении раскрыты цель создания консультационного центра, задачи, основные функции центра....

Направление деятельности консультационного центра( из опыта работы)

оказание методической, психолого - педагогической, диагностической помощи родителям...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

"Центр инновационного образования и воспитания"

quot;Центр инновационного образования и воспитания"...

Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...