План работы МО на 2017-2018 год
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
План работы методического объединения специалистов дошкольного образования
КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
на 2017 – 2018 учебный год
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность.
В связи с этим основная задача дошкольного образовательного учреждения – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС ДО, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.
В системе МО специалистов ДО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику ДОУ инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ОУ, а также организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Решая задачу повышения качества воспитания, образования и оздоровления детей, коллектив нашего МО направляет свою деятельность на поиск, разработку, освоение и использование последних достижений науки и практики. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов в МО. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования специалиста ДО как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста ДО к созданию следующих условий:
- для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
- для реализации целей образовательного процесса;
- для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
Методическое объединение специалистов ДО в нашем ОУ работает над повышением компетентности педагогов, которая позволяет организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Возможности и компетенции каждого специалиста – это одна из ключевых точек стандарта. На основании этих компетенций выстроена система деятельности специалистов ДО на 2017-2018 уч. год.
В рамках этой деятельности перед специалистами поставлена цель работы: методическое сопровождение и обеспечение деятельности ДОУ в режиме инновационного развития с учетом ФГОС ДО с использованием современных педагогических технологий и активных методов обучения.
Цель методического сопровождения – это правильно организовать действия (процесс) по организации введения ФГОС ДО в образовательном учреждении, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.
Методическая работа нашего ДОУ содействует развитию профессиональной компетентности каждого специалиста в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДО – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребёнка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
Оценка результативности профессиональной деятельности специалистов ДО проводится по следующим показателям:
- Чёткость в организации профессиональной деятельности.
- Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
- Динамика педагогического сопровождения развития каждого ребёнка в ОУ в течение года.
- Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
- Информационная обеспеченность каждого направления работы.
- Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
- Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
- Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
- Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на районном, федеральном и международном уровне.
Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
Процесс профессиональной подготовки специалистов ДО в связи с этим также существенно изменился: он перешёл на компетентностную основу, изменились учебные планы и программы. В содержании образования появился новый профессиональный модуль, стержневое условие жизнедеятельности дошкольного учреждения – методическое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение специалистов – это:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
- это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
- апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий (инноваций);
- информирование, просвещение и обучение кадров.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов и форм, методик, технологий, программ).
Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. С 2016-2017 уч.года в поддержке инновационной деятельности специалистов ДО новшеством было: активное использование технологии активных методов обучения и внедрение современных педагогических технологий, способствующих эффективному формированию образовательного и воспитательного процесса в коррекционном образовании ОУ в условиях внедрения ФГОС ДО:
- использование технологии активных методов обучения в организации учебных занятий (курсов) с дошкольниками с ОВЗ;
- разработка и использование в работе специалистов ДО современных педагогических технологий (проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, социоигровые технологии (театрализованная деятельность), ИКТ – технологии, авторские программы, индивидуальные программы развития ребёнка в дошкольных группах)
Перспектива деятельности методического объединения на 2017-2018 учебный год – продолжать работу в экспериментальном режиме по введению ФГОС ДО в КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» по теме: «Педагогическое и методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с обязательным включением и использованием современных педагогических технологий и активных методов обучения в образовательный процесс в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Инновационная деятельность будет осуществляться по двум направлениям:
- Инновации в работе с педагогическими кадрами.
- Инновации в содержании образования (использование эффективных педагогических технологий).
По первому направлению:
1. Цель: обеспечение активного участия специалистов ДО в методической работе: обобщение опыта через создание презентаций, публикаций, участие в конкурсах.
2. Задача: совершенствовать систему непрерывного образования и самообразования специалистов ДО через формы инновационной методической работы (публикации из опыта работы в СМИ, компьютерные презентации, участие в конкурсах, работа в творческих микрогруппах, мастер-классы)
3. Предполагаемый результат: активное участие специалистов в методической работе ДОУ.
По-второму направлению:
1. Цель: повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей.
2. Задача: использовать в работе с дошкольниками инновационные педагогические технологии (проблемное обучение, образовательные проекты, моделирование, здоровьесберегающие, игровые технологии и т.д.).
3. Предполагаемый результат: повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через игровые, здоровьесберегающие, проектные, социоигровые (театрализованная деятельность и ИКТ технологии в образовательном процессе.
Важным для реализации инновационной деятельности МО специалистов ДО стало создание методической папки «Инновационные подходы к реализации ФГОС ДО с дошкольниками с ОВЗ», состоящая из 3-х частей:
1 часть - "Проектная деятельность – инновационный подход к организации педагогического процесса с дошкольниками с ОВЗ"
2 часть – «Авторские программы – обеспечение функционирования системы образования дошкольников с ОВЗ»
3 часть – «Авторские методические разработки» (повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения дошкольников с ОВЗ)
Планируется продолжить работу по пополнению инновационных материалов педагогами в методическую папку.
Работая по вопросу «Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности», можно выделить основные перспективные задачи на этапе планирования на 2017-2018 уч.год:
- Моделирование адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО (в каждой дошкольной группе).
- Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития.
- Изучение содержания инновационных педагогических технологий со специалистами посредством разнообразных форм методической работы.
- Включение специалистов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
- Проведение методической недели «Использование современных педагогических технологий в профессиональной деятельности специалиста ДО» с целью повышения педагогической и методической компетенции специалистов в вопросе использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
- Создание развивающей образовательной среды в ДОУ, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
- Способствование развитию профессиональных компетентностей специалистов ДО, направленных на использование новых инновационных технологий в работе с дошкольниками (игровые технологии, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии наглядного моделирования, технологии проектной деятельности, технологии по использованию методов и приемов ТРИЗ - экспериментальная деятельность, технологии "Легоконструирование" - вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности).
- Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение специалистов к участию в конкурсных проектах, программах, вебинарах.
- Формирование в МО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить успешный педагогический опыт образовательной практики по введению и реализации ФГОС ДО.
- Обобщение теоретических и оформление практических материалов по внедрению инновационных программ, технологий, авторских разработок.
- Разработать общую модель воспитательно-образовательного процесса по использованию инновационных педагогических технологий за 2017-2018 уч. год (определить необходимые модели, реализуемые в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах для детей с ОВЗ).
- Результаты инновационной деятельности МО специалистов ДО представить в виде доклада на педагогическом совете.
I четверть
Тема: Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практике деятельности ОУ в 2017-2018 учебного года.
1. Цель и задачи, план работы МО специалистов дошкольного образования на 2017-2018 учебный год.
Ответственный: Тимошенкова Л.И., руководитель МО
2. Продолжить изучение материалов ФГОС ДО.
- Ознакомление с нормативными документами.
- Рассмотрение требований ФГОС к структуре составления адаптированной основной общеобразовательной программы ДО (смена возрастных групп в дошкольных группах).
- Разработка адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ в дошкольных группах. Содержание программы, отражение аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста, её объём.
- Проведение психологической диагностики развития детей в дошкольных группах (на начало учебного года) с целью определения результатов диагностики для психологического дальнейшего сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей в каждой дошкольной группе.
Ответственные: специалисты дошкольного образования ОУ
3. Создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов (разработка модели воспитательно-образовательного процесса по использованию инновационных педагогических технологий, пополнение разработанных материалов специалистами в методическую папку «Инновации в содержании образования дошкольников с ОВЗ»).
Ответственный: Зам. директора по ВР
4. Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через наглядную информацию, проведение родительских собраний, консультаций специалистов.
Ответственные: специалисты дошкольного образования ОУ,
Тимошенкова Л.И., руководитель МО
II четверть
Тема: «Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности»
Направления | Тема | Ответственные |
Теоретические вопросы | Обеспечение полноценного развития детей в соответствии с образовательными областями.
"Использование современных педагогических технологий в профессиональной деятельности специалиста ДО с дошкольниками с ОВЗ" (в рамках методической недели специалисты всех возрастных групп покажут мероприятия с детьми с использованием той педагогической технологии, которую они используют в своей работе)
| Специалисты ДО - (11 человек) Специалисты МО |
Утверждение графика проведения открытых занятий, посещение специалистами открытых мероприятий, написание самоанализа занятия специалистами | Тимошенкова Л.И., руководитель МО | |
Практическая работа | - Открытые занятия согласно КТП по направлениям образовательных областей (учебным курсам), темам самообразования. - Разработка и реализация специалистами педагогических технологий в работе с дошкольниками. | Специалисты дошкольных групп |
Работа между заседаниями | 1. Подготовка специалистов к аттестации. 2. Промежуточная диагностика уровня воспитанности дошкольников. 3. Выявление и развитие способностей обучающихся. 4. Изучение новинок литературы по ФГОС ДО. 5. Обобщение опыта специалистов через создание презентаций, публикаций, участие в конкурсах. 6. Организация участия различных категорий педагогических работников в муниципальных и региональных научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.д. по вопросам введения ФГОС ДО | Специалисты ОУ |
III четверть
Тема: «Непрерывное профессиональное развитие педагогов - одно из обязательных условий эффективной организации образовательного процесса»
Направления | Тема | Ответственные |
Теоретические вопросы | Обеспечение полноценного развития детей в соответствии с образовательными областями, инновационными педагогическими технологиями - Участие специалистов в конкурсе профессионального мастерства «Открытое занятие-2018».
- Разработка, применение рецензированных авторских программ для дошкольников с ОВЗ (Результативность реализации программ в педагогической практике | Специалисты ДО – (10 человек) Шевченко О.Л., Малышева И.В., Тимошенкова Л.И., Парыгина В.И. |
Анализ проведённых открытых занятий в рамках школьного конкурса. | Зам. директора по ВР | |
Практическая работа | - Утверждение графика проведения открытых занятий, посещение специалистами открытых мероприятий, подготовка самоанализа. - Организация участия педагогических работников в профессиональном школьном конкурсе «Открытое занятие-2018». | Тимошенкова Л.И., руководитель МО |
Работа между заседаниями | 1. Организация индивидуального консультирования педагогов ДОУ по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ДО. 2. Подготовка воспитателей к аттестации. 3. Изучение новинок литературы по ФГОС ДО. 4. Проведение промежуточной диагностики уровня воспитанности дошкольников в каждой группе (отчёт результатов диагностики всех линий развития и здоровья детей). 5. Обобщение и распространение передового педагогического опыта специалистов ДО через публикации педагогов разного уровня. 6. Обобщение теоретических и оформление практических материалов по внедрению инновационных программ, технологий, авторских разработок (пополнение инновационным материалом в методическую папку «Инновационные подходы к реализации ФГОС ДО с дошкольниками с ОВЗ»). | Руководитель МО. Специалисты ДО Тимошенкова Л.И., руководитель МО |
IV четверть
Тема. Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования за 2017-2018 учебный год.
1. Подведение итогов выполнения плана работы МО специалистов дошкольного образования в 2017 -2018 учебном году.
Ответственный: руководитель МО
2. Сводные результаты диагностики уровня развития дошкольников на конец учебного года. Написание характеристик на каждого воспитанника в дошкольных группах.
Результативный отчёт специалистов ДО.
3. Создание личностно-ориентированной образовательной среды в ДОУ (модель методической работы по реализации инновационных педагогических технологий), позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Ответственный: руководитель МО
4. Обобщить и распространить успешный педагогический опыт образовательной практики по введению и реализации ФГОС ДО Шевченко О.Л., воспитателя дошкольной группы детей с ТНР (опыт опубликовать в специальном печатном издании образовательного учреждения).
Ответственный: руководитель МО
5. Результаты инновационной деятельности МО специалистов ДО представить в виде доклада на педагогическом совете (май, 2018 года).
Ответственный: руководитель МО
6. Рекомендации по планированию дальнейшей работы в дошкольных группах с учетом внедрения ФГОС ДО.
Ответственный: зам. директора по ВР
7. Планирование методической работы и постановка цели и задач на 2018-2019 учебный год.
Ответственный: руководитель МО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы работы МБДОУ на 2017/2018 учебный год
Годовой план работы ДОУ. Определение цели и задач деятельности ДОУ. Поквартальное распределение методической и образовательной работы....
План работы ДОУ на 2017-2018 учебный год
План работы ДОУ на 2017-2018 учебный год...
перспективный план работы младшая группа 2017-2018 год
перспективный план работы по программе "От рождения до школы" младшая группа...
Клуб "Родительская академия". План работы клуба на 2017-2018 уч.год
Создание единого пространства развития ребёнка и родителей в области речевой активности....
Годовой план работы ДОУ на 2017-2018 уч.г.
Примерный годовой план работы....
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 2017-2018
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 2017-2018...
План работы с родителями 2017-2018 год
Работа с родителями...