презентация " Педагогическая диагностика в ДОУ"
учебно-методический материал на тему
В презентации раскрваются основные понятия,правила проведения педагогической диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая диагностика в ДОУ | 243.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации , где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», « интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на ней акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий », в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников » и других документах. Профессиональная обязанность воспитателя
а)анализа ситуации образования и выделения в ней проблем; б) планирования работы с детьми; в) оценке степени полезности и эффективности технологий, методов и приемов, выбранных для разрешения конкретной педагогической проблемы или исследовательской задачи; г) сбора информации о воспитанниках образовательном и социальном пространстве; д) поиска средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности детей; е) разработки и внедрения в свою профессиональную деятельность новшеств. Педагог-профессионал осуществляет исследовательскую деятельность при решении следующих задач:
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, отражающих возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры — характеристики возможных возрастных достижений ребенка, социально-психологические качества, становление которых является важным на данном этапе его развития,но необязательным. ФГОС ДО
«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики ( мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» (п. 4.3 ФГОС ДО). При этом указано, что «при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)» 2 . ФГОС ДО
Педагогическая диагностика – это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе дальнейшего планирования (ФГОС ДО п.3.2.3 ). Важным моментом при формировании подраздела «Планируемые результаты освоения Программы» (ФГОС ДО) является организация работы педагогического коллектива в рамках проведения педагогической диагностики, поскольку максимальное достижение планируемых результатов непосредственно связано с оценкой индивидуального развития детей.
В соответствии с пунктом 3.2.3, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для: • индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов; • оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. Правила педагогической диагностики
Педагогическая диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий , которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей . Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок , так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.
Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей , характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей , на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Личностные особенности ребенка Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы , соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками ); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка; условиями его образования
Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение . Важно осуществлять наблюдение не только в процессе организованной образовательной деятельности ( НОД+режимные моменты), но и в процессе самостоятельной деятельности детей. Таким образом, мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, самостоятельной (свободной) деятельности детей и в процессе непосредственной образовательной работы с ними. Одним из основных методов мониторинга является метод включенного наблюдения , когда воспитатель, включаясь в игры, совместные дела, беседы, оценивает динамику развития ребенка . При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).
ФГОС ДО «Целевые ориентиры не подлежат «непосредственной оценке». Это не означает, что диагностику мы не проводим. Мы просто не можем использовать числовые характеристики, в виде баллов, процентов или уровневых значений («высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный»). Отсюда вытекает, что недопустимы и выводы такого типа, как «большинство детей имеют средний уровень развития по какому-либо направлению» или «данный критерий развития сформирован у ребенка на три балла».
Ф иксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной) форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования. Мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности. Таким образом, абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и анализу полученных результатов. При проведении педагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа: • не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику; • не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Педагога должен интересовать только тот факт, что, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы. Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития. Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия с детьми, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.
Сводная таблица Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Количество детей -30 Критерии Сформированы Частично сформированы Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок 25(83%) 5(17 %) Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах 24(80%) 3(10%) Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам 22(73 %) 3(10%) Итого: 79 %
Вычислите среднее арифметическое детей, результаты которых «сформированы ». Число умножьте на 100 и разделите на количество детей в группе Показатели по детям, результаты которых не сформированы, не указывайте Методика расчета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Психолого-педагогическая диагностика
Презентация Психолого-педагогическая диагностика...
Презентация Психолого-педагогическая диагностика
Презентация Психолого-педагогическая диагностика...
Презентация "Педагогическая диагностика по ФГОС"
В презентации отражены моменты проведения педагогической диагностики по ФГОС для педагогв ДОУ....
Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....
Презентация "Педагогическая диагностика"
Презентация будет очень полезной для семинаров, консультаций, проводимых в ДОУ....
презентация «Основополагающие подходы к педагогической диагностике»
презентация «Основополагающие подходы к педагогической диагностике»...
Презентация: Методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с ЗПР
В данной презентации представлены методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития...