Классификация современных образовательных и педагогических технологий (по энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К.)
методическая разработка на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Классификация современных образовательных и педагогических технологий (по энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация современных образовательных и педагогических технологий (по энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К.)

Название технологии

Автор

Целевые ориентации

Гуманно-личностная технология

Амонашвили Шалва Александрович

 Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

 Облагораживание души и сердца ребенка.

 Развитие и становление познавательных сил ребенка.

 Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

 Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

Система: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Ильин Евгений Николаевич

 Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

 Преподавание литературы как искусства.

Технология витагенного образования

Белкин Август Соломонович

 Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни.

 Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил.

 Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности.

 Формирование представления о многомерности образовательного процесса.

Игровые технологии

Никитин Борис Павлович,

В.В. Репкина

В.В. Кирюшина,

Г.П. Щедровицкий

Воскобович В.В.

 Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

 Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

 Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

 Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Технология проблемного обучения

Дьюи Джон,

А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлиский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер

 Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.

 Повышение прочности знаний.

 Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).

 Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

Технология современного проектного обучения

С.Т. Шацкий

 Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

 Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

 Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

 Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

 Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

 Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

 Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

 Развитие важнейших компетентностей для современной жизни:

– способности брать на себя ответственность;

– участвовать в совместном принятии решения;

– регулировать конфликты ненасильственным путем;

– оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

– делать свой выбор;

– владеть устным и письменным общением;

– способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.

 Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Интерактивные технологии

В.В. Гузеев

 Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.

 Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.

 Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

 Индивидуализация педагогического взаимодействия.

 Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.

 Достижение двухсторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.

Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения;

– облегчение взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Ч. Темпл,

Д. Стил,

К. Мередит

 Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

 Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

 Развитие аналитического, критического мышления:

  • научить школьников выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

 Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания делать выводы и обобщения.

 Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология «Дебаты»

К. Поппер

 способствовать становлению гражданского общества в России;

 способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;

 побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.

Сформировать:

– логическое и критическое мышление школьников;

– навык организации своих мыслей;

– навыки устной речи;

– навыки риторики;

– эмпатию и толерантность;

– уверенность в себе;

– способность работать в команде;

– способность концентрироваться на сути проблемы;

– манеры при публичном выступлении.

Тренинговые технологии

Овчарова Р.В.,

В.В. Гузеев

Личностный рост.

 Помощь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, преодоления стереотипов.

 Общая цель тренингов – развитие личности.

 Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. Повышение уровня психологической культуры.

Учение.

 Освоение определенной области знаний, умений и навыков с включением их в систему своего жизненного опыта.

 Воспитание определенных качеств личности.

 Формирование коммуникативной компетентности: освоение культуры общения, помощь в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

 Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

 Развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ), освоение методов управления собой и своей деятельностью.

Обучение.

 Повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающим социумом.

 Формирование мотивации достижения, активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

 Помощь в личностном и профессиональном самоопределении и т.д.

 Помощь в самоутверждении личности, утверждении своего «Я».

 Формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды».

 Решение проблем, возникающих в учебной, общественной и личной жизни человека.

 Предупреждение социально-педагогических и социально-психологических дисфункций (в случае такой опасности).

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Пассов Ефим Израилевич

 Овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь).

 Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения.

 Усовершенствование иноязычного произношения.

 Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума.

 Более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка.

 Понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка; понимание и выделение значимой для себя информацию в простых звучащих текстах (например, на радио и телевидении).

 Ведение диалога (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п.

 Деловые сообщения, рассказы, рассуждения в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или исторических личностей и событий.

 Чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических и т.п.).

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Шаталов Виктор Федорович

 Формирование ЗУН и важнейших общеучебных СУД.

 Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

 Ликвидация неуспеваемости.

 Интенсификация и ускорение обучения (обучение за 9 лет в объеме средней школы).

 Воспитание трудолюбия, самостоятельности.

 Пятидневная рабочая неделя.

 Ежедневные уроки физвоспитания.

Технология программированного обучения

Скиннер Беррес Фредерик,

Краудер Н.А.,

Паск Г.

 Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диагностичности.

 Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

 Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка.

 Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения.

Технологии уровневой дифференциации

Гузик Николай Петрович,

В.В. Фирсов,

 Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

 Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Технология дифференцированного обучения по интересам детей

Закатова Ирина Николаевна

 Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН).

 Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.

 Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

 Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН).

Технологии индивидуализации обучения

Унт Инге Эриховна,

Границкая Антонина Степановна,

Шадриков Владимир Дмитриевич

Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям

Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).

 Содействие средствами индивидуализации самостоятельному выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

 Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

 Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

 Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Коллективный способ обучения КСО

Ривин Александр Григорьевич,

Дьяченко Виталий Кузьмич,

 Усвоение ЗУН, своевременная их коррекция.

 Проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме.

 Формирование самостоятельности.

 Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).

 Воспитание общечеловеческих качеств личности.

Технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Лысенкова Софья Николаевна

 Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

 Успешное обучение всех.

«Экология и диалектика»

Тарасов Лев Васильевич

 Появление у учащихся устойчивого желания учиться, работать с книгами, выдвигать собственные версии; появление у них потребности постоянного самообразования.

 Появление у учителей потребности творческой деятельности, повышения эрудиции, разработки собственной системы уроков; улучшение социально-психологического климата в учительском коллективе.

 Появление у родителей желания вникнуть в сущность учебного процесса, контактировать с собственным ребенком на интеллектуальном уровне.

 Переход от традиционного метафизического подхода к восприятию и осмыслению мира как «мертвой», схематизированной конструкции к диалектическому подходу, обеспечивающему адекватное восприятие и осмысление реального мира и места человека в нем, - в соответствии с новыми парадигмами.

 Экологизация и планетаризация сознания, рассматриваемые как главные современные нравственные критерии, определяющие иерархию жизненных ценностей личности.

«Диалог культур»

Библер Владимир Соломонович,

Курганов Сергей Юрьевич

 Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

 Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Укрупнение дидактических единиц – УДЕ

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич

 Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

 Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

 Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

Гальперин Петр Яковлевич,

Талызина Нина Федоровна,

Волович Марк Бенцианович

 Эффективное усвоение программных ЗУН.

 Формирование глубины, прочности, фундаментальности системы ЗУН.

 Развитие СУД.

Технологии модульного обучения

Третьяков Петр Иванович,

Сенновский Игорь Борисович,

Чошанов Мурат Аширович

 Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.

 Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения.

 Формирование умений самостоятельного учения, самообразования.

 Развитие рефлексивных способностей учащихся.

 Создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства.

 Формирование профессиональной компетентности специалиста (для ПТУ).

 Формирование критического мышления.

Технологии интеграции в образовании

Гузеев Вячеслав Валерьянович

 Развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

Технологии концентрированного обучения

Щетинин Михаил Петрович,

 Сокращение разрыва между увеличением объёма учебной информации и фактором ограниченности времени обучения.

 Ускорение и интенсификация образовательного процесса за счет сжатия (концентрации) информации.

 Активизация познавательных интересов учащихся за счет общего видения перспективы.

 Формирование быстроты выполнения умственных действий (общеучебных навыков).

 Целостное формирование качеств личности, необходимых для ускоренного усвоения материала (концентрации внимания, целеустремленности, настойчивости, цельного художественного чувства, широких обобщений).

 Формирование схемного, знакового, символического мышления.

Дидактическая многомерная технология

Штейнберг Валерий Эмануилович

 Представление материала в целом, в единстве его структуры.

 Повышение технологической компетентности.

 Логическое обобщение учебного материала.

 Снятие противоречия между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащённости учителя и учащегося дидактическими инструментами.

 Усовершенствование основных видов деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося на многомерно-инструментальной основе.

 Обновление содержания и технологий обучения в образовательном учреждении с помощью семантических фракталов.

 Проектирование логико-смысловых моделей для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке, включение их в применяемую технологию.

 Представление результатов деятельности в инновационной форме, обеспечивающей возможность осваивать и переносить опыт.

 Освоение нового – многомерного – способа (инструмента) мыслительных действий во внешнем и внутреннем планах с помощью логико-смысловых моделей.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Зайцев Николай Александрович

 Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

Зайцев Всеволод Николаевич

 Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.

 Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).

 Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).

 Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы).

 Обучить пересказу (перевод 90% двоечников на нормативный уровень).

 Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы).

 Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90%).

Технология обучения математике на основе решения задач

Хазанкин Роман Григорьевич

 Обучение всех на уровне стандарта.

 Увлечение детей математикой.

 Выращивание талантливых

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Окунев Анатолий Арсеньевич

 Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД.

 Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.

 Экономное и целесообразное расходование времени урока.

 Разнообразие методов и средств обучения.

 Формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся.

 Формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению.

 Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

 Развитие способных детей.

Система поэтапного обучения физике

Палтышев Николай Николаевич

 Формирование ЗУН.

 Обучение умениям учиться.

 Связь с жизнью, искусством, производством.

Технология музыкального воспитания

Кабалевский Дмитрий Борисович

 Воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры, «очеловечивание» искусством.

 Формирование интереса к музыке, обогащение духовного мира.

 Расширение музыкального кругозора.

 Формирование умения размышлять о музыке, выявлять связи между музыкой и жизнью.

 Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности.

Технологии преподавания изобразительного искусства в школе

Кузин Владимир Сергеевич,

Неменский Борис Михайлович

 Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве.

 Направленность содержания занятий на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Авторские педагогические технологии «Учителей года России»

Александр Евгеньевич Сутормин,

Гербутов Валерий Александрович,

Заруба Артур Викторович,

Парамонов Олег Геннадьевич,

др.

Общей целью авторских технологий «Учителей года России» является достижение высоких результатов образовательного процесса, обеспечение наилучших условий для развития каждого ребенка.

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Алексей Алексеевич Леонтьев

 Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.

 Максимально учитывать психологические особенности определенного школьного возраста и индивидуально-личностные особенности каждого ученика.

 Формировать у школьника «целостную картину мира».

 Интегрировать предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов.

 Обеспечить полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности.

 Обеспечить самостоятельность и творческую ориентацию учащихся.

 Перевести учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения.

 Дать при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования».

 Открыть возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм.

 Сформировать у школьника готовность к дальнейшему развитию.

Технология продуктивного образования

О. Домброу,

Ф. Кури,

Р. Сафран,

Й. Шнайдер,

И. Бём.

 Обеспечение каждому молодому человеку уверенного вхождения в социум, нахождения своего места в жизни.

 Развитие личности в профессиональной, образовательной и социальной сферах, активизация ее индивидуальных психологических ресурсов.

 Получение конкретного продукта самостоятельной учебной/предметной деятельности учащихся (на основе индивидуальных программ, собственного выбора и в соответствии с общими требованиями обучения).

 Приобретение жизненных навыков.

 Самоопределение личности.

 Оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи и поддержки.

 Развитие у молодых людей самостоятельности, готовности к самореализации и самосовершенствованию.

 Подготовка конкурентоспособной личности для рынка труда.

 Получение социально значимого результата.

Технология вероятностного образования

Лобок Александр Михайлович

 От образования-обучения к образованию-диалогу.

 Формирование авторской позиции ребенка в культуре.

 Помощь ребенку в обретении способности осваивать пространство культуры, заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.

 Развитие потребностей самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике.

 Формирование письма у младшего школьника как авторского самовыражения и индивидуальной языковой интуиции (литературные способности).

Технология мастерских

Ж.-Ж. Руссо,

Л. Толстого,

С. Френе,

Л.С. Выготского,

Ж. Пиаже,

К. Роджерса.

 Ознакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

 Проделать с учащимися путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

 Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Технология эвристического образования

Хуторской Андрей Викторович

Приоритетное развитие креативных, когнитивных и коммуникативных качеств ученика, который должен:

 иметь развитое чувство нового, способность к продуцированию идей, склонность к риску и эксперименту;

 являться носителем прожитых в собственной деятельности отечественных культурных норм и традиций, уметь вести продуктивный диалог с представителями иных культур;

 иметь собственное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; способность действовать в ситуациях неопределенности, вступать в борьбу и «держать удар»;

 уметь поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить план, используя оптимальные для имеющихся условий способы и средства, получить и осознать свой результат, сравнить его с другими аналогичными результатами, произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;

 владеть эвристическими методами и способами деятельности: методами прогноза, формулирования гипотез, конструирования закономерностей, построения теорий; использовать в познании интуицию и инсайт; уметь выбирать методы познания, адекватные объекту, видеть знакомое в незнакомом и наоборот, способность находить различные ракурсы решения проблем.

Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

Никитины Борис Павлович,

Базарный Владимир Филиппович,

Воронковы Геннадий Павлович и Елена Викторовна,

Пазухин Анатолий Федорович

Сверхцель: сделать российскую школу школой здоровья.

Главная цель: формирование здорового образа жизни ребенка (ЗОЖ).

Оздоровительные задачи:

 Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.

 Оптимальное развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

 Предупреждение и устранение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.

 Закаливание организма и развитие гигиенических навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье.

Образовательные задачи:

 Овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического самосовершенствования.

 Формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, военном деле, а также в целях самозащиты в экстремальных ситуациях.

 Развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений.

 Борьба с дидактогенными факторами, вредными для здоровья.

Задачи физического воспитания по развитию личностных качеств:

 Развитие потребностей в здоровом образе жизни.

 Развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, гибкости, коллективизма, способности к сотрудничеству и многих других личностных качеств.

 Формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании).

 Мониторинг здоровья детей: слежение за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознания ценности здоровья.

Природосообразные технологии обучения чтению и письму

Кушнир Алексей Михайлович

 Воспитание читателя и более широко - воспитание автономной самообучающейся личности.

 Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.

 Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.

 Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя.

 Отрыв чтения от артикуляции.

 Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.

Природосообразная технология обучения иностранному языку

Кушнир Алексей Михайлович

 Цели и результаты обучения соответствуют социальному заказу, условиям жизни и производства.

 Достижение непроизвольного уровня понимания текста.

 Достижение способности переводить «с листа» любые общеупотребительные тексты.

 Дополнительный ориентир (для школ с углубленным изучением иностранного языка) - достижение непроизвольного уровня понимания на слух (свободное понимание радио- и телепрограмм).

 Цель первого этапа работы - развитая способность читать вслух на иностранном языке любой текст, по сложности не уступающий текстам на родном языке.

 Цель второго цикла обучения - полное снятие артикуляционно-фонетических трудностей: свободное и фонетически правильное чтение иностранных текстов любой сложности так же, как на родном языке.

Технология обучения детей с признаками одаренности

Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.

 Выявление одаренных детей – интеллектуального ресурса страны.

 Выращивание способностей одаренных детей.

 Достижение максимального уровня развития способностей ребенка.

 Социальная защита нестандартных одаренных детей.

 Создание условий для проявления способностей ребенка.

 Помощь ребенку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу.

 Предоставление ребенку возможности реализовать себя в выбранной области.

 Дать ребенку испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворенность от творчества.

Технология свободной школы Саммерхилл

Нейлл Александр Сазерленд

 Содействие развитию личности, ее природного потенциала.

 Воспитание свободного и здорового ребенка.

 Счастье детей в школьном детстве.

 Обеспечение свободы развития ребенка.

 Развитие индивидуальности ребенка.

 Обеспечение для учеников здорового физического и социального климата.

 Снятие страхов у ребенка: перед учителем, перед родителями, перед кем бы то ни было.

 Любовь к детям со стороны всех субъектов педагогического процесса; любовь между детьми и любовь детей к своим педагогам и родителям.

Педагогика свободы

Толстой Лев Николаевич

 Гармония развития.

 Достижение гармонии красоты, доброты и правды.

 Свободный ребенок.

 Свободное и увлекательное для ребенка учение.

Вальдорфская педагогика

Штейнер Рудольф

 Воспитание призвано сформировать целостную личность:

– стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);

– открытую для восприятия нового опыта;

– способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

 Не столько знания (ЗУН), сколько чувства (СЭН) и способности (СУД).

 Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

 Сопоставимость результатов обучения в основной школе с массовой школой.

Технология саморазвития

Монтессори Мария

 Всестороннее развитие.

 Воспитание самостоятельности.

 Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности

Технология Дальтон-план

Паркхерст Хелен

 Образовательные задачи вытекают из целей воспитания, основаны на определенных дидактических концепциях, особенностях развития детей, их интересах, потребностях, жизненном опыте. Дальтон-план нацелен на развитие детей в моторной, эмоциональной, социальной, когнитивной и нравственной сферах.

 Формирование у детей независимости и самостоятельности.

 Формирование коммуникативности, обучение общению.

Технология свободного труда

Френе Селестен

 Всестороннее воспитание с акцентом на СУД и СДП (светлая голова и умелые руки).

 Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он будет служить.

 Забота о здоровье ребенка.

 Создание благоприятной среды воспитания.

Школа-парк

Балабан Милослав Александрович

 Развитие личности к реализации ее наивысшего индивидуального потенциала.

Целостная модель свободной школы

Войтенко Татьяна Павловна

 Образовательная цель школы – саморазвитие личности.

 Основной задачей педагогов становится создание условий для развития самосознания ребенка, его способности к самообучению.

 Развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы.

 Задача педагогического взаимодействия – научить ребенка понимать и любить себя и окружающий мир, жить в полную силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...