Классификация современных образовательных и педагогических технологий (по энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К.)
методическая разработка на тему
Классификация современных образовательных и педагогических технологий (по энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классификация современных образовательных и педагогических технологий (по энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К.)
Название технологии | Автор | Целевые ориентации |
Гуманно-личностная технология | Амонашвили Шалва Александрович | ✰ Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. ✰ Облагораживание души и сердца ребенка. ✰ Развитие и становление познавательных сил ребенка. ✰ Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. ✰ Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию. |
Система: преподавание литературы как предмета, формирующего человека | Ильин Евгений Николаевич | ✰ Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. ✰ Преподавание литературы как искусства. |
Технология витагенного образования | Белкин Август Соломонович | ✰ Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни. ✰ Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил. ✰ Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности. ✰ Формирование представления о многомерности образовательного процесса. |
Игровые технологии | Никитин Борис Павлович, В.В. Репкина В.В. Кирюшина, Г.П. Щедровицкий Воскобович В.В. | ✰ Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. ✰ Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. ✰ Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. ✰ Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. |
Технология проблемного обучения | Дьюи Джон, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлиский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер | ✰ Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. ✰ Повышение прочности знаний. ✰ Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). ✰ Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. |
Технология современного проектного обучения | С.Т. Шацкий | ✰ Формирование проектной деятельности, проектного мышления. ✰ Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. ✰ Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. ✰ Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. ✰ Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. ✰ Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ✰ Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. ✰ Развитие важнейших компетентностей для современной жизни: – способности брать на себя ответственность; – участвовать в совместном принятии решения; – регулировать конфликты ненасильственным путем; – оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; – делать свой выбор; – владеть устным и письменным общением; – способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. ✰ Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения. |
Интерактивные технологии | В.В. Гузеев | ✰ Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся. ✰ Возбуждение внутреннего диалога у учащегося. ✰ Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. ✰ Индивидуализация педагогического взаимодействия. ✰ Вывод учащегося на позицию субъекта обучения. ✰ Достижение двухсторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося. Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией: – выявление многообразия точек зрения; – обращение к личному опыту участников; – поддержка активности участников; – соединение теории и практики; – взаимообогащение опыта участников; – облегчение восприятия, усвоения; – облегчение взаимопонимания участников; – поощрение творчества участников. |
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) | Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит | ✰ Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. ✰ Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. ✰ Развитие аналитического, критического мышления:
✰ Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания делать выводы и обобщения. ✰ Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. |
Технология «Дебаты» | К. Поппер | ✰ способствовать становлению гражданского общества в России; ✰ способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления; ✰ побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества. Сформировать: – логическое и критическое мышление школьников; – навык организации своих мыслей; – навыки устной речи; – навыки риторики; – эмпатию и толерантность; – уверенность в себе; – способность работать в команде; – способность концентрироваться на сути проблемы; – манеры при публичном выступлении. |
Тренинговые технологии | Овчарова Р.В., В.В. Гузеев | Личностный рост. ✰ Помощь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, преодоления стереотипов. ✰ Общая цель тренингов – развитие личности. ✰ Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. Повышение уровня психологической культуры. Учение. ✰ Освоение определенной области знаний, умений и навыков с включением их в систему своего жизненного опыта. ✰ Воспитание определенных качеств личности. ✰ Формирование коммуникативной компетентности: освоение культуры общения, помощь в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах. ✰ Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям. ✰ Развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ), освоение методов управления собой и своей деятельностью. Обучение. ✰ Повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающим социумом. ✰ Формирование мотивации достижения, активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей. ✰ Помощь в личностном и профессиональном самоопределении и т.д. ✰ Помощь в самоутверждении личности, утверждении своего «Я». ✰ Формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды». ✰ Решение проблем, возникающих в учебной, общественной и личной жизни человека. ✰ Предупреждение социально-педагогических и социально-психологических дисфункций (в случае такой опасности). |
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре | Пассов Ефим Израилевич | ✰ Овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь). ✰ Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения. ✰ Усовершенствование иноязычного произношения. ✰ Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума. ✰ Более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка. ✰ Понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка; понимание и выделение значимой для себя информацию в простых звучащих текстах (например, на радио и телевидении). ✰ Ведение диалога (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п. ✰ Деловые сообщения, рассказы, рассуждения в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или исторических личностей и событий. ✰ Чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических и т.п.). |
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | Шаталов Виктор Федорович | ✰ Формирование ЗУН и важнейших общеучебных СУД. ✰ Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными. ✰ Ликвидация неуспеваемости. ✰ Интенсификация и ускорение обучения (обучение за 9 лет в объеме средней школы). ✰ Воспитание трудолюбия, самостоятельности. ✰ Пятидневная рабочая неделя. ✰ Ежедневные уроки физвоспитания. |
Технология программированного обучения | Скиннер Беррес Фредерик, Краудер Н.А., Паск Г. | ✰ Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диагностичности. ✰ Эффективное обучение на основе научно разработанной программы. ✰ Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка. ✰ Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения. |
Технологии уровневой дифференциации | Гузик Николай Петрович, В.В. Фирсов, | ✰ Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. ✰ Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся. |
Технология дифференцированного обучения по интересам детей | Закатова Ирина Николаевна | ✰ Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН). ✰ Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности. ✰ Воспитание человека высокой гуманитарной культуры. ✰ Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН). |
Технологии индивидуализации обучения | Унт Инге Эриховна, Границкая Антонина Степановна, Шадриков Владимир Дмитриевич | ✰Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям ✰Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей). ✰ Содействие средствами индивидуализации самостоятельному выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. ✰ Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика. ✰ Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. ✰ Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. |
Коллективный способ обучения КСО | Ривин Александр Григорьевич, Дьяченко Виталий Кузьмич, | ✰ Усвоение ЗУН, своевременная их коррекция. ✰ Проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме. ✰ Формирование самостоятельности. ✰ Развитие коммуникативных качеств личности (СУД). ✰ Воспитание общечеловеческих качеств личности. |
Технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении | Лысенкова Софья Николаевна | ✰ Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты. ✰ Успешное обучение всех. |
«Экология и диалектика» | Тарасов Лев Васильевич | ✰ Появление у учащихся устойчивого желания учиться, работать с книгами, выдвигать собственные версии; появление у них потребности постоянного самообразования. ✰ Появление у учителей потребности творческой деятельности, повышения эрудиции, разработки собственной системы уроков; улучшение социально-психологического климата в учительском коллективе. ✰ Появление у родителей желания вникнуть в сущность учебного процесса, контактировать с собственным ребенком на интеллектуальном уровне. ✰ Переход от традиционного метафизического подхода к восприятию и осмыслению мира как «мертвой», схематизированной конструкции к диалектическому подходу, обеспечивающему адекватное восприятие и осмысление реального мира и места человека в нем, - в соответствии с новыми парадигмами. ✰ Экологизация и планетаризация сознания, рассматриваемые как главные современные нравственные критерии, определяющие иерархию жизненных ценностей личности. |
«Диалог культур» | Библер Владимир Соломонович, Курганов Сергей Юрьевич | ✰ Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. ✰ Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. |
Укрупнение дидактических единиц – УДЕ | Эрдниев Пюрвя Мучкаевич | ✰ Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся. ✰ Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность. ✰ Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения). |
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий | Гальперин Петр Яковлевич, Талызина Нина Федоровна, Волович Марк Бенцианович | ✰ Эффективное усвоение программных ЗУН. ✰ Формирование глубины, прочности, фундаментальности системы ЗУН. ✰ Развитие СУД. |
Технологии модульного обучения | Третьяков Петр Иванович, Сенновский Игорь Борисович, Чошанов Мурат Аширович | ✰ Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей. ✰ Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения. ✰ Формирование умений самостоятельного учения, самообразования. ✰ Развитие рефлексивных способностей учащихся. ✰ Создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства. ✰ Формирование профессиональной компетентности специалиста (для ПТУ). ✰ Формирование критического мышления. |
Технологии интеграции в образовании | Гузеев Вячеслав Валерьянович | ✰ Развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. |
Технологии концентрированного обучения | Щетинин Михаил Петрович, | ✰ Сокращение разрыва между увеличением объёма учебной информации и фактором ограниченности времени обучения. ✰ Ускорение и интенсификация образовательного процесса за счет сжатия (концентрации) информации. ✰ Активизация познавательных интересов учащихся за счет общего видения перспективы. ✰ Формирование быстроты выполнения умственных действий (общеучебных навыков). ✰ Целостное формирование качеств личности, необходимых для ускоренного усвоения материала (концентрации внимания, целеустремленности, настойчивости, цельного художественного чувства, широких обобщений). ✰ Формирование схемного, знакового, символического мышления. |
Дидактическая многомерная технология | Штейнберг Валерий Эмануилович | ✰ Представление материала в целом, в единстве его структуры. ✰ Повышение технологической компетентности. ✰ Логическое обобщение учебного материала. ✰ Снятие противоречия между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащённости учителя и учащегося дидактическими инструментами. ✰ Усовершенствование основных видов деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося на многомерно-инструментальной основе. ✰ Обновление содержания и технологий обучения в образовательном учреждении с помощью семантических фракталов. ✰ Проектирование логико-смысловых моделей для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке, включение их в применяемую технологию. ✰ Представление результатов деятельности в инновационной форме, обеспечивающей возможность осваивать и переносить опыт. ✰ Освоение нового – многомерного – способа (инструмента) мыслительных действий во внешнем и внутреннем планах с помощью логико-смысловых моделей. |
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте | Зайцев Николай Александрович | ✰ Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. |
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе | Зайцев Всеволод Николаевич | ✰ Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи. ✰ Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту). ✰ Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту). ✰ Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы). ✰ Обучить пересказу (перевод 90% двоечников на нормативный уровень). ✰ Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы). ✰ Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90%). |
Технология обучения математике на основе решения задач | Хазанкин Роман Григорьевич | ✰ Обучение всех на уровне стандарта. ✰ Увлечение детей математикой. ✰ Выращивание талантливых |
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков | Окунев Анатолий Арсеньевич | ✰ Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД. ✰ Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся. ✰ Экономное и целесообразное расходование времени урока. ✰ Разнообразие методов и средств обучения. ✰ Формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся. ✰ Формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению. ✰ Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся. ✰ Развитие способных детей. |
Система поэтапного обучения физике | Палтышев Николай Николаевич | ✰ Формирование ЗУН. ✰ Обучение умениям учиться. ✰ Связь с жизнью, искусством, производством. |
Технология музыкального воспитания | Кабалевский Дмитрий Борисович | ✰ Воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры, «очеловечивание» искусством. ✰ Формирование интереса к музыке, обогащение духовного мира. ✰ Расширение музыкального кругозора. ✰ Формирование умения размышлять о музыке, выявлять связи между музыкой и жизнью. ✰ Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности. |
Технологии преподавания изобразительного искусства в школе | Кузин Владимир Сергеевич, Неменский Борис Михайлович | ✰ Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве. ✰ Направленность содержания занятий на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д. |
Авторские педагогические технологии «Учителей года России» | Александр Евгеньевич Сутормин, Гербутов Валерий Александрович, Заруба Артур Викторович, Парамонов Олег Геннадьевич, др. | Общей целью авторских технологий «Учителей года России» является достижение высоких результатов образовательного процесса, обеспечение наилучших условий для развития каждого ребенка. |
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» | Алексей Алексеевич Леонтьев | ✰ Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства. ✰ Максимально учитывать психологические особенности определенного школьного возраста и индивидуально-личностные особенности каждого ученика. ✰ Формировать у школьника «целостную картину мира». ✰ Интегрировать предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов. ✰ Обеспечить полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности. ✰ Обеспечить самостоятельность и творческую ориентацию учащихся. ✰ Перевести учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения. ✰ Дать при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования». ✰ Открыть возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм. ✰ Сформировать у школьника готовность к дальнейшему развитию. |
Технология продуктивного образования | О. Домброу, Ф. Кури, Р. Сафран, Й. Шнайдер, И. Бём. | ✰ Обеспечение каждому молодому человеку уверенного вхождения в социум, нахождения своего места в жизни. ✰ Развитие личности в профессиональной, образовательной и социальной сферах, активизация ее индивидуальных психологических ресурсов. ✰ Получение конкретного продукта самостоятельной учебной/предметной деятельности учащихся (на основе индивидуальных программ, собственного выбора и в соответствии с общими требованиями обучения). ✰ Приобретение жизненных навыков. ✰ Самоопределение личности. ✰ Оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи и поддержки. ✰ Развитие у молодых людей самостоятельности, готовности к самореализации и самосовершенствованию. ✰ Подготовка конкурентоспособной личности для рынка труда. ✰ Получение социально значимого результата. |
Технология вероятностного образования | Лобок Александр Михайлович | ✰ От образования-обучения к образованию-диалогу. ✰ Формирование авторской позиции ребенка в культуре. ✰ Помощь ребенку в обретении способности осваивать пространство культуры, заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой. ✰ Развитие потребностей самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике. ✰ Формирование письма у младшего школьника как авторского самовыражения и индивидуальной языковой интуиции (литературные способности). |
Технология мастерских | Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. | ✰ Ознакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих. ✰ Проделать с учащимися путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). ✰ Научить детей мыслить раскованно, творчески. |
Технология эвристического образования | Хуторской Андрей Викторович | Приоритетное развитие креативных, когнитивных и коммуникативных качеств ученика, который должен: ✰ иметь развитое чувство нового, способность к продуцированию идей, склонность к риску и эксперименту; ✰ являться носителем прожитых в собственной деятельности отечественных культурных норм и традиций, уметь вести продуктивный диалог с представителями иных культур; ✰ иметь собственное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; способность действовать в ситуациях неопределенности, вступать в борьбу и «держать удар»; ✰ уметь поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить план, используя оптимальные для имеющихся условий способы и средства, получить и осознать свой результат, сравнить его с другими аналогичными результатами, произвести рефлексию и самооценку своей деятельности; ✰ владеть эвристическими методами и способами деятельности: методами прогноза, формулирования гипотез, конструирования закономерностей, построения теорий; использовать в познании интуицию и инсайт; уметь выбирать методы познания, адекватные объекту, видеть знакомое в незнакомом и наоборот, способность находить различные ракурсы решения проблем. |
Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья | Никитины Борис Павлович, Базарный Владимир Филиппович, Воронковы Геннадий Павлович и Елена Викторовна, Пазухин Анатолий Федорович | Сверхцель: сделать российскую школу школой здоровья. Главная цель: формирование здорового образа жизни ребенка (ЗОЖ). Оздоровительные задачи: ✰ Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности. ✰ Оптимальное развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. ✰ Предупреждение и устранение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма. ✰ Закаливание организма и развитие гигиенических навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье. Образовательные задачи: ✰ Овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического самосовершенствования. ✰ Формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, военном деле, а также в целях самозащиты в экстремальных ситуациях. ✰ Развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений. ✰ Борьба с дидактогенными факторами, вредными для здоровья. Задачи физического воспитания по развитию личностных качеств: ✰ Развитие потребностей в здоровом образе жизни. ✰ Развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, гибкости, коллективизма, способности к сотрудничеству и многих других личностных качеств. ✰ Формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании). ✰ Мониторинг здоровья детей: слежение за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознания ценности здоровья. |
Природосообразные технологии обучения чтению и письму | Кушнир Алексей Михайлович | ✰ Воспитание читателя и более широко - воспитание автономной самообучающейся личности. ✰ Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др. ✰ Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением. ✰ Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. ✰ Отрыв чтения от артикуляции. ✰ Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов. |
Природосообразная технология обучения иностранному языку | Кушнир Алексей Михайлович | ✰ Цели и результаты обучения соответствуют социальному заказу, условиям жизни и производства. ✰ Достижение непроизвольного уровня понимания текста. ✰ Достижение способности переводить «с листа» любые общеупотребительные тексты. ✰ Дополнительный ориентир (для школ с углубленным изучением иностранного языка) - достижение непроизвольного уровня понимания на слух (свободное понимание радио- и телепрограмм). ✰ Цель первого этапа работы - развитая способность читать вслух на иностранном языке любой текст, по сложности не уступающий текстам на родном языке. ✰ Цель второго цикла обучения - полное снятие артикуляционно-фонетических трудностей: свободное и фонетически правильное чтение иностранных текстов любой сложности так же, как на родном языке. |
Технология обучения детей с признаками одаренности | Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др. | ✰ Выявление одаренных детей – интеллектуального ресурса страны. ✰ Выращивание способностей одаренных детей. ✰ Достижение максимального уровня развития способностей ребенка. ✰ Социальная защита нестандартных одаренных детей. ✰ Создание условий для проявления способностей ребенка. ✰ Помощь ребенку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу. ✰ Предоставление ребенку возможности реализовать себя в выбранной области. ✰ Дать ребенку испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворенность от творчества. |
Технология свободной школы Саммерхилл | Нейлл Александр Сазерленд | ✰ Содействие развитию личности, ее природного потенциала. ✰ Воспитание свободного и здорового ребенка. ✰ Счастье детей в школьном детстве. ✰ Обеспечение свободы развития ребенка. ✰ Развитие индивидуальности ребенка. ✰ Обеспечение для учеников здорового физического и социального климата. ✰ Снятие страхов у ребенка: перед учителем, перед родителями, перед кем бы то ни было. ✰ Любовь к детям со стороны всех субъектов педагогического процесса; любовь между детьми и любовь детей к своим педагогам и родителям. |
Педагогика свободы | Толстой Лев Николаевич | ✰ Гармония развития. ✰ Достижение гармонии красоты, доброты и правды. ✰ Свободный ребенок. ✰ Свободное и увлекательное для ребенка учение. |
Вальдорфская педагогика | Штейнер Рудольф | ✰ Воспитание призвано сформировать целостную личность: – стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация); – открытую для восприятия нового опыта; – способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. ✰ Не столько знания (ЗУН), сколько чувства (СЭН) и способности (СУД). ✰ Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ). ✰ Сопоставимость результатов обучения в основной школе с массовой школой. |
Технология саморазвития | Монтессори Мария | ✰ Всестороннее развитие. ✰ Воспитание самостоятельности. ✰ Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности |
Технология Дальтон-план | Паркхерст Хелен | ✰ Образовательные задачи вытекают из целей воспитания, основаны на определенных дидактических концепциях, особенностях развития детей, их интересах, потребностях, жизненном опыте. Дальтон-план нацелен на развитие детей в моторной, эмоциональной, социальной, когнитивной и нравственной сферах. ✰ Формирование у детей независимости и самостоятельности. ✰ Формирование коммуникативности, обучение общению. |
Технология свободного труда | Френе Селестен | ✰ Всестороннее воспитание с акцентом на СУД и СДП (светлая голова и умелые руки). ✰ Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он будет служить. ✰ Забота о здоровье ребенка. ✰ Создание благоприятной среды воспитания. |
Школа-парк | Балабан Милослав Александрович | ✰ Развитие личности к реализации ее наивысшего индивидуального потенциала. |
Целостная модель свободной школы | Войтенко Татьяна Павловна | ✰ Образовательная цель школы – саморазвитие личности. ✰ Основной задачей педагогов становится создание условий для развития самосознания ребенка, его способности к самообучению. ✰ Развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы. ✰ Задача педагогического взаимодействия – научить ребенка понимать и любить себя и окружающий мир, жить в полную силу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовате...
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...
«Использование современных методов и педагогических технологий в организации образовательного процесса по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста»
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных....
Материалы к аттестации. Отчет об использовании современных образовательных, психолого-педагогических технологий в образовательной деятельности
Материалы к аттестации. Отчет об использовании современных образовательных, психолого-педагогических технологий в образовательной деятельности...
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.
Информационно - коммуникационные технологии в образовании В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...