Тематический контроль "Организация сюжетной игры"
учебно-методический материал на тему

Гамолка Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

План проведения тематического контроля по теме:

" Организация сюжетной игры"

Сроки: 10 – 21 апреля 2017 г.

Исполнители: заведующий  Харчикова Е.Ж.,  зам.зав ВМР Стороженко Э.Я., старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Цель: определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.

3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.

  1. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.

  1. Профессиональные знания и умения воспитателя в организации игровой деятельности детей.
  2. Оценка форм взаимодействия с родителями по проблеме игры.

Основные формы и методы контроля

  1. Наблюдение за педагогами
  2. Собеседование с воспитателями

Оценочный инструментарий

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
  2. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
  3. Выявление уровня игровых знаний, умений и навыков у детей.

  Заведующий МБДОУ

 "Иланский детский сад № 50"                                          Е.Ж. Харчикова

Итоговая справка о результатах

тематического контроля

 

Тема:  «Организация сюжетной игры»    

Тематическая проверка проходила с 10 по 21 апреля 2017 года согласно годового плана воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год во всех возрастных группах.

 Приказом по ДОУ №15 от 3 апреля 2017 года была создана комиссия в составе:

Харчикова Е.Ж.. -   председатель комиссии, заведующий МБДОУ;

Гамолка С.Ю. - член комиссии, ст. воспитатель

Сторженко Э.Я. – член комиссии, зам.зав. ВМР

  1. Оценка руководства педагога игровой деятельностью детей показала:

  • Осуществляя руководство игровой деятельностью, педагоги используют приемы руководства игрой, педагогический такт, эмоциональный фактор.
  • Методика проведения игры соблюдается. Но итоги не подводятся и прошедшая игра не обсуждается, так же во всех группах не проводится предварительная работа перед игрой. В старшей группе, воспитатель Сухарькова Н.М., были ошибки в методике проведения игры: не было постановки задач и целей игры, проектирования развития игры, мало применялось приемов на развитие активности и привлечения к игре всех детей.
  • Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась частично.
  • Педагоги почти все в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Но если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно-ролевые дети большей частью играют, предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.

  1. Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала:

  • Условия для игровой деятельности детей созданы во всех группах ДОУ. Игровые центры оборудованы всем необходимым, находятся в эстетичном состоянии, расположены и хранятся в доступном для использования детьми месте. Но нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр.
  • Во всех группах педагоги развивают у детей чувство ответственности за сохранение игрушек и умение  приводить их в порядок, соблюдать правила пользования игрушками.
  • Во всех группах родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игровой деятельности: это и шитье специальной одежды для ролей, постели и одежды для кукол, и приобретение контейнеров для хранения атрибутики, и изготовление самих атрибутов для игр.
  • Сюжетно-ролевые игры планируются систематично во всех группах. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.

  1. Оценка игровых знаний, умений и навыков у детей показала:

  • Уровень развития игровых качеств во всех  группах соответствует возрасту. В младшей группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. Навыки по самообслуживанию полностью не сформированы, дети не умеют самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры. В старшей группе дети обыгрывают только один сюжет, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры. Распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этой группе предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. В подготовительной к школе группе дети умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес.
  • Во всех группах дети обладают чувством ответственности за выполнение полученной им роли, выполняют этические нормы поведения во время игры, соблюдают правила пользования игрушками, не умеют завершать игру.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

  • Уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров,  и планирование, и сотрудничество с родителями -  все  эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.
  • Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала, что условия созданы во всех группах ДОУ, но требуют разнообразия.
  • В основном игровые знания, умения и навыки у детей сформированы. Дети активно и с интересом играют, соблюдая правила.

Рекомендации:

  1. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания.          

        

  1. Изучить теоретическую базу по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.

  1. Вовлечь родителей в организацию игрового процесса в ДОУ.

                                                                               

  Заведующий МБДОУ

 "Иланский детский сад № 50"                                          Е.Ж. Харчикова

                           

  Зам.зав. ВМР                                                                     Э.Я. Стороженко

  Старший воспитатель                                                      С.Ю. Гамолка

     

                       



Предварительный просмотр:

             Карта анализа взаимодействия с родителями.

Взаимодействие с родителями по проблемам игровой деятельности

Группы

Старшая первая

Старшая вторая

+

+

Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления)

Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

+

+

Проведение совместных тематических мероприятий(досуги, КВН, викторины и т.д.) родительских собраний или консультаций (наличие материалов по проблеме, тетради протоколов проведения собраний)

+

+

Вывод: 

       В ходе тематического контроля в старших группах  была отмечена система сотрудничества с родителями по организации игры.

Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, хорошо взаимодействуют с родителями по данной теме, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

Рекомендации:

       Воспитателям продолжать доводить до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры в ДОУ.

 

     



Предварительный просмотр:

Профессиональные знания и умения

воспитателя в организации игровой деятельности

Вопросы для изучения

Средняя группа

да

нет

частично

1. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

+

 2. Насколько полно использует игру?

+

  3. Развивается ли игровая деятельность с учетом развития детей?

+

  4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?

+

5. Доиграли ли до конца?

+

6. Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

+

7. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре целиком?

+

 8. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?

+

9. Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

+



Предварительный просмотр:

Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.

Дата: __10-12 апреля 2017г_________________

Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла;

частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 баллов.

Старшая

Группа 1

Старшая

Группа 1

Подг. группа 1

Подг. группа 2

1.

Выполнение санитарно-гигиенических требований.

    3

    3

     3

    3

2.

Создание условий для игровой деятельности детей:

  • наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов;

    2

    3

      3

    2

  • эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.;

     2

     2

      2

      2

  • соблюдение игрового режима;

     3

     3

      3

      3

  • организация начала игры, побуждение детей к игре.

     2

     2

      3

       3

3.

Готовность педагога к руководству игрой, используемые приёмы руководства, педагогический такт, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми.

     2

     2

      2

       2

4.

Приёмы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей:  полное управление, занятие позиции «играющего партнёра», умение во время включиться в  игру и взять инициативу на себя или незаметно выйти, передав инициативу детям.

     3

     3

      3

       3

5.

Соблюдение методики проведения игры:

  • ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета; постановка задач, целей; проектирование развития игры;

     2

     2

     2

      2

  • использование различных приёмов, направленных на повышение целеустремлённости, активности, самостоятельности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.);

     2

     2

     2

      2

  • Доиграли ли до конца

      3

     2

     3

      2

  • подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры

     2

     2

     2

      2

6.

Взаимосвязь  игры с другими видами деятельности.

     3

     3

      3

     3

7.

Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей.

     2

     2

      2

     2

Общий балл

     31

   32

     33

     31

Рекомендации:

1. Воспитателям планировать сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, методисту взять под наблюдение формулировку целей и задач игровой деятельности, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.

 3. Продолжать систематически организовывать сюжетно-ролевые игры в каждой возрастной группе. Использовать накопленный опыт работы для распространения в городских методических объединениях.

Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей

Дата: __13-16 апреля 2017г_________________

Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла;

частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл.

подг.гр1

подг.гр 2

1.

Соблюдение игрового режима.

     2

   2

2.

Оборудование игровых зон:

  • для сюжетно-ролевых игр;

     2

   3

  • для интеллектуально-познавательных игр;

      2

     2

  • для подвижных игр;

      2

     3

  • для стоительно-конструктивных игр.

       3

     3

3.

Эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.

       2

      2

4.

Расположение и хранение игрушек (порядок, доступен ли игровой материал для использования его детьми)

     

      3

     3

5.

Соблюдение правил пользования игрушками.

       2

     2

6.

Взаимосвязь игры с другими видами деятельности

 детей.

       2

     2

7.

Развитие чувства ответственности у детей за

 сохранение игрушек и умение приводить их в порядок.

       3

      3

8.

Использование моделей, условных обозначений для самостоятельной игровой деятельности детей.

 

        2

      2

9.

Роль родителей в изготовлении атрибутов для игровой деятельности

 

        2

       2

Общий балл

       27

     29

Рекомендации:

1.Изучение теоретической и практической базы опыта работы.

2. Выбор соответствующих методов и приемов для вовлечения в игру всех детей.
3. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности.
4. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития.

 Выявление уровня игровых знаний и умений  у детей.

Дата: __17-19 апреля 2017г____________________________

Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла;

частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл.

старгр1

старгр2

под.гр.1

под.гр.2

 1.

Организация детьми игры: сговор на игру, планирование сюжета, обозначение и создание игрового пространства.

 3

  3

 3

 3

 2.

Умеет ли пользоваться моделями, схемами, чертежами?

      2

   

 2

   

2

     

2

 3.

Умеет ли отражать реальные факты или события, знания о профессиях взрослых и т.д.?

      3

   

3

   

 3

      3

 4.

Умеют ли дети распределять роли?

      2

   

 2

   

 2

      2

 5.

Проявляет ли творчество, фантазию в создании игры,

 выборе тем и т.п., изменяет ли предметно-игровую

среду с учётом практического и игрового опыта (игрушки-заместители, игровой материал)?

      2

   

 2

   

 3

 

      3

 6.

Умеет ли ставить перед собой цель, находить средства

для её осуществления, преодолевать трудности?

   

 3

 

  2

   

  3

      3

 7.

Есть ли у ребёнка чувство ответственности за

 выполнение порученной ему роли, формируются ли способности управлять своим поведением?

     

2

   

 2

   

 2

     

2

 8.

Выполняет ли этические нормы поведения во время

 игры: доброжелательность, умение договариваться, взаимопомощь, справедливость и т.п.?

   

 3

   

3

   

 3

   

  3

9.

Соблюдает ли правила пользования игрушками?

      3

   

 3

   

 3

   

  3

10

Имеет ли навыки по самообслуживанию: умение самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры?

     

   

  3

     

   3

   

  3

   

  3

11

Умение детей завершать игру.

  2  

   2

   2

  2

Общий балл

    28

    27

    29

    29

Вывод:

     В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. Оригинальные атрибуты для игры находятся в младшей группе. Создана и постоянно пополняется картотека сюжетно- ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая проверка в ДОУ "Организация сюжетной игры"

В данном материале представлены программа тематической проверки, справка по результатам тематического контроля, приказы об организации и по итогам проверки, оценочный инструментарий....

Тематический план сюжетно-ролевой игры "Семья" в ДОУ

Тематический план сюжетно-ролевой игры  "Семья" в ДОУ...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

тематическое планирование сюжетно-ролевые игры

Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытыв...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

Тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

В тематическом планировании сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе дана тематика сюжетно-ролевых игр, описаны задачи и приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой, предварительная работа, игровой...

Календарно-тематическое планирование. Сюжетно-ролевая игра

Календарно-тематическое планирование сюжетно-ролевой игры по лексическим темам в подготовительной группе....