Контроль в ДОУ.
учебно-методическое пособие на тему
Административный контроль.Виды контроля.Циклограмма контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii_kak_funktsiya_upravleniya.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль в дошкольном образовательном учреждении как функция управления.
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится
на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.
Параметры контроля | Внешний контроль | Внутренний контроль |
Цель контроля | Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития | Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи |
Содержание контроля | Маркетинговое исследование микрорайона: - расположение социально-культурных объектов; - социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; - потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; - социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ | Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: - организационно-педагогической; - образовательной; - социально-психологической; - медико-социальной; - финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ |
Требования к контролю | - руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; - контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; - в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; - контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; - необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; - после контроля должно происходить гласное подведение итогов; - контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива | |
Алгоритм контроля | Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников, родителей)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций | |
Содержание контроля заведующего ДОУ | - работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); - выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; - проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; - качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; - выполнение решений педагогического совета; - сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; - ведение документации педагогами и администрацией; - организация и осуществление работы с родителями; - финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; - выборочный контроль за работой педагогов | |
Содержание контроля старшего воспитателя | - состояние образовательного процесса в разных возрастных группах; - выполнение ОП ДО, внедрение новых педагогических технологий; - календарно- тематическое планирование и документация педагогов; - наличие и хранение детских работ; - повышение квалификации и аттестация педагогов |
Виды внутреннего контроля в ДОУ.
№ п/п | Вид контроля | Разновидность контроля | Цель и содержание контроля | Примечание | |
1. | Тематический контроль | Тематическая проверка | - привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно; - изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей; - выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ. | Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. | |
Итоговый контроль | За квартал | - оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи. | Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает: - освоение детьми ОП ДО; - условия, созданные для педагогической деятельности; - уровень педагогического мастерства педагогов. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. | ||
За полугодие | - оценка результатов работы за полугодие на педсовете. | ||||
За учебный год | - выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года. | ||||
Персональный контроль | - изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства; - выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме. | Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. | |||
№ п/п | Вид контроля | Разновидность контроля | Цель и содержание контроля | Примечание | |
2. | Фронтальный контроль | Предварительный контроль | - получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления. | При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующего. | |
Текущий контроль | - выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя - установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка. В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. | ||||
Итоговый контроль | - комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования, - выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ). | ||||
3. | Оперативный контроль | Предупредительный контроль | - профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ. Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта). Содержание контроля: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение уровня владения образовательными технологиями и методиками; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день). Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. | Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
№ п/п | Вид контроля | Разновидность контроля | Цель и содержание контроля | Примечание |
3. | Оперативный контроль | Экспресс-диагностика | - быстрый информативный сбор требуемых данных. Содержание контроля: социологическое исследование (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровня развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. | Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
Выборочный (эпизодический) контроль | - выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований; - установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ОП ДО. Содержание контроля: состояние работы по разделам ОП ДО, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела Программы в реализации поставленной годовой задачи. Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе). Основные формы контроля: просмотр образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы. | |||
4. | Сравнительный контроль | Контроль работы воспитателей двух параллельных групп | - сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп. | Контроль осуществляется администрацией ДОУ. |
Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы | - выявление разницы в работе воспитателей одной группы. | |||
Взаимоконтроль (взаимопосещение) | - развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого; - распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса. | Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. | ||
5. | Самоконтроль | - предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. | Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов. |
Тематический контроль.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
- с улучшением учебно-воспитательного процесса,
- ростом профессионального мастерства педагогов,
- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
- укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть самые разные.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.
1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующего и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки.
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки
по итогам контроля.
I. Первая часть–вводная. «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
- предмет изучения;
- сроки изучения;
- тема контроля;
- цель и объект контроля;
- методы контроля;
- кто проверяет.
Пример. «Согласно годовому плану работы на 20 – 20 учебный год в период с .. по … проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе …»
Цели контроля:
- выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
- наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе...
Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий: … ( заведующий, старший воспитатель, воспитатель…)
II. Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример. «В обследовании приняли участие … детей средней группы…, … детей средней группы …. В ходе тематической проверки были выявлены следующие показатели …
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
- у 80% детей средней группы … и у 82% детей старшей группы … сформированы навыки культуры поведения в быту;
- в средней группе … навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…
III. Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:
- обобщить результаты анализа, сделать выводы;
- определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
- указать сроки и формы подведения итогов;
- поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
- проставить дату составления справки
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:
Вопросы контроля | Возрастные группы, недели месяца | |||||||||||||||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | |||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
Примерные вопросы для оперативного контроля.
- Вопросы, требующие постоянного контроля.
- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
- результаты медицинского осмотра детей;
- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- организация питания;
- посещаемость;
- выполнение режима дня;
- выполнение санэпидрежима;
- вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
- работа с молодыми воспитателями, наставничество;
- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
- работа с неблагополучными семьями;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- техника безопасности;
- сохранность имущества;
- укрепление материальной базы;
- финансово-хозяйственная деятельность.
2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
- анализ заболеваемости;
- выполнение натуральных норм питания;
- выполнение плана по детодням;
- проведение физкультурных досугов и развлечений;
- состояние документации в группах;
- анализ детских творческих работ
- выполнение решений педсовета;
- документация и отчетность подотчетных лиц;
- проведение дней методической учебы педагогических кадров;
- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
- подведение итогов смотров и конкурсов.
3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
- участие педагогов в работе методических объединений;
- анализ детской заболеваемости;
- проведение дней здоровья;
- уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
- выполнение ОП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
- выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
Циклограмма оперативного контроля работы
на 20 - 20 учебный год
Вопросы контроля | Месяцы | |||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI-VIII | |
Санитарное состояние | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Охрана жизни и здоровья | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Анализ травматизма | + | + | + | + | ||||||
Анализ заболеваемости | + | + | + | + | ||||||
Выполнение режима прогулки | + | + | + | + | + | |||||
Культурно-гигиенические навыки при питании | + | + | + | |||||||
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании | + | + | + | |||||||
Культурно-гигиенические навыки при умывании | + | + | + | |||||||
Режим проветривания | + | + | + | + | + | |||||
Проведение закаливающих процедур | + | + | + | |||||||
Проведение фильтра | + | + | + | |||||||
Проведение развлечений | + | + | + | |||||||
Подготовка воспитателей к занятиям | + | + | + | |||||||
Содержание книжных уголков | + | + | + | |||||||
Содержание уголков изодеятельности | + | + | ||||||||
Содержание природных уголков | + | + | + | |||||||
Содержание уголков ручного труда | + | + | ||||||||
Содержание физкультурных уголков | + | + | ||||||||
Содержание музыкальных уголков | + | + | ||||||||
Оборудование для сюжетно-ролевых игр | + | + | + | |||||||
Оборудование для театрализованной деятельности | + | + | ||||||||
Наличие дидактических игр по задачам программы | + | + | ||||||||
План воспитательно-образовательной работы с детьми | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Наглядная педагогическая пропаганда | + | + | + | + | ||||||
Проведение родительских собраний | + | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма оперативного контроля на год. Виды контроля.
Циклограмма оперативного контроля на год. Виды контроля....
Управление и контроль за реализацией программы «Развитие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98» Оперативный контроль
Управление и контроль за реализацией программы «Развитие»МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98»Оперативный контроль...
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
КОНТРОЛЬ. Карты контроля.
предложенные карты помогут в работы старшему воспитателю...
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...
- Мне нравится (1)