Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_.doc | 77 КБ |
prezentatsiya_kontseptsiya.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель Выползова Валентина Владимировна
(выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
24 марта 2017 год
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект
Слайд 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Слайд 2. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слайд 3. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка».
Слайд 4. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Слайд 5. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценности личности дошкольника формируются в семье и других институтах социализации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни.
Детский сад должен стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в детском саду и школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребенка.
Слайд 6. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Слайд 7. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- нация;
- национальное государство;
- национальное самосознание (идентичность);
- формирование национальной идентичности;
- патриотизм;
- гражданское общество;
- многообразие культур и народов;
- межэтнический мир и согласие;
- социализация;
- развитие;
- воспитание;
- национальный воспитательный идеал;
- базовые национальные ценности;
- духовно-нравственное развитие личности;
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Слайд 8. В 2017 году приоритетным направлением государства является проблема экологии.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, включающие экологический аспект:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Слайд 9. Задача, стоящая перед педагогом, – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей в природе, традициях, общественных событиях и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к природе, родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.
Слайд 10. Рассмотрим основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания в экологическом воспитании.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Это мы можем сказать и про воспитателя. Нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к природе, окружающему миру – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если воспитатель не является для детей примером. Дети нас копируют.
В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х г г. ХХ в. и остается одной из важнейших задач современного образования. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание, весь уклад дошкольной жизни, всю многоплановую деятельность дошкольника как человека, личности, гражданина.
Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги, наблюдения в природе, трудовая деятельность ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Слайд 11. Природа, окружающий мир, по-мнению авторов-разработчиков ФГОС, являются базовыми нравственными ценностями, а значит, экологическое воспитание, формирование у дошкольников естественнонаучного мировоззрения, осознания ответственности за жизнь планеты и будущее своих детей могут считаться обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного молодого человека.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, поэтому эта проблема особенно актуальна в воспитании дошкольников. Охрана и защита природы, помощь слабым и обездоленным позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических проблем семьи, детского сада, школы, села, района, города, области, республики, России.
Организация воспитательного процесса в системе «детский сад – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только обучать, но и воспитывать обучающихся.
Слайд 13. Согласно Концепции - воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, природе, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников
«В оспитание , чтобы быть эффективным , должно быть востребованным в жизни ребёнка , его семьи , других людей , общества » … .. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Цель современного образования – воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного , ответственного , творческого , инициативного , компетентного гражданина России .
Основы ФГОС дошкольного образования
Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве , а в течении жизни оставшееся только 30 %.
С огласно Концепции с оциальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий , а также отношений между ними : - нация ; - национальное государство ; - национальное самосознание ( идентичность ) ; - формирование национальной идентичности ; - патриотизм ; - гражданское общество ; - многообразие культур и народов ; - межэтнический мир и согласие ; - социализация ; - развитие ; - воспитание ; - национальный воспитательный идеал ; - базовые национальные ценности ; - духовно-нравственное развитие личности ; - духовно-нравственное воспитание личности гражданина России .
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный , творческий , компетентный гражданин России , принимающий судьбу Отечества как свою личную , осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны , укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .
Ос новные принципы организации духовно нравственного развития и воспитания в экологическом воспитании дошкольников: - нравственн ый пример педагога ; - социально-педагогическо е партнерств о ; - индивидуально-личностно е развити е; - интегративност ь программ духовно-нравственного воспитания ; - социальн ая востребованност ь воспитания .
Ожидаемые результаты: Воспитание ценностного отношения к природе,окружающей среде ( экологическое воспитание ): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на приусадебном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического совета «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возрастаПовестка дня:Вступительное словоИтоги тематического контроля: «Экологическ...
Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Отчет....
Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий&r...
Доклад на педагогическом совете "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом...
Педагогический совет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Сегодня мы с вами поговорим о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделимся опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подведем...
Выступление на педагогическом совете "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"
Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельнос...
Выступление на муниципальном семинаре "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников по средствам метода проектов"...