Дошкольник в мире профессий.
учебно-методический материал на тему
Статья "Дошкольник в мире профессиий" о ранней профориентации в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypolzova_vv_statya_doshkolnik_v_mire_professiy.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольник в мире профессий
Выползова Валентина Владимировна
Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской», с. Звериноголовское, Курганская область,
старший воспитатель
В настоящее время отмечено снижение трудовой мотивации молодежи, которое определено содержанием процесса социализации: условиями воспитания, образования, общественной среды, подверженностью девиантному поведению. Создавшаяся ситуация заставила наш педагогический коллектив по — новому взглянуть на организацию профориентационной работы дошкольников. Все начинается и закладывается в детстве, в том числе профессиональная направленность и трудовая мотивация. Главное в воспитании – не упустить время. Воспитывать наших детей, людей будущего, - это и значит строить завтрашний день. Наши дошкольники – молодежь в будущем.
Основы трудовой мотивации складываются в раннем детстве, и формируются они под воздействием и при непосредственном участии семьи и детского сада. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых - неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. (ФГОС ДО п.2.6. «….формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;….»).
Современная трактовка профессиональной ориентации включает четыре ее основных аспекта: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация. Дошкольное учреждение является первым звеном профориентации в единой непрерывной системе образования, первой ступенью в формировании базисных знаний о профессиях.
На основании принципа возрастной адекватности дошкольного образования, в Филиале МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской» применяется такой аспект ранней профориентации как профессиональная информация. Профессиональная информация дошкольников в нашем ДОУ имеет два направления:
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий);
-профессиональное воспитание (формирование у детей мотивации к труду, трудолюбия).
С детства дети мечтают о том, кем будут, когда вырастут. Но беседуя с детьми, мы выяснили, что дети не достаточно осведомлены о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» 40 детей старшего дошкольного возраста из 52 в сентябре ответили: «На работе». Они не смогли назвать специальность родителей, и рассказать о трудовых обязанностях своих родителей.
Конфуций сказал: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Так и ребенок, усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому наш педагогический коллектив ДОУ в целях информирования детей о профессиях и формирования трудовой мотивации у детей дошкольного возраста организовал работу по ранней профориентации детей посредством работы с социумом, взаимодействия с родителями, обогащения развивающей предметно-пространственной среды для игровой деятельности и применением ИКТ, в отношении тех профессий, с которыми дети не могут познакомиться лично.
Пространственное расположение нашего ДОУ позволяет педагогам совершать экскурсии с детьми по разным организациям и знакомиться с разнообразием профессий. Рядом с нашим ДОУ расположены: отделение связи «Почта России», парикмахерская «Светлана», ОО «Шиномонтаж», пошивочный цех ОО «Радуга», детская библиотека МКУК «Звериноголовская центральная районная библиотека», магазин одежды «У Ольги», Пожарная часть № 23, МКУДО «Звериноголовская детская музыкальная школа», отдел внутренних дел по Звериноголовскому району Курганской области. Не очень далеко: МКОУ Звериноголовская СОШ, ДДиЮ, МКУДО «Детско-юношеская спортивная школа».
Образовательная программа нашего ДОУ составлена на основе Примерной программы «От рождения до школы», под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Организованная образовательная деятельность построена на основе методического пособия Дыбиной О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», программы формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности». (авт.-сост. Р.А.Должикова, О.А.Ботникова, С.Г.Скокова). Одна из целей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - уважение к труду взрослых.
Мы надеемся, что если начинать говорить и знакомить детей с ценностями труда и профессий с дошкольного возраста, то наши дети научаться уважать труд человека любой профессии, они будут гордиться профессиями своих родителей, и проблема трудовой мотивации молодежи в будущем будет решена.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — потому, что это надо, что это им нравится и интересно;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности. Работа по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ проходит в рамках календарно-тематического планирования.
Сроки | Тема недели | Цель | Мероприятия |
1-2 сентября | Детский сад | Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детского учреждения: воспитатель, логопед, помощник воспитателя, повар, завхоз, медсестра, прачка, кастелянша, сторож, дворник, сантехник, электрик. | Экскурсия по ДОУ Выставка рисунков «Мой любимый воспитатель» Обогащение РППС - «Центра сюжетно-ролевых игр». ООД Игровая деятельность |
5-9 сентября | Азбука безопасности | Формировать представление о профессиональной деятельности полицейских. | Экскурсия в ОВД. Обогащение РППС - «Центра безопасности» ООД Игровая деятельность |
3-7 октября | Мы – ростки добра и уважения к старшим | Формировать представление о профессиях и занятиях бабушек и дедушек. | Развлечение «Работа бабушек и дедушек» |
14-18 ноября | Одежда, обувь, головные уборы | Знакомить детей с профессиями: швея, закройщик, модельер, манекенщица. | Экскурсия в пошивочный цех ОО «Радуга», магазин «У Ольги». Обогащение РППС - «Центра сюжетно-ролевых игр» ООД Игровая деятельность |
16-20 января | Транспорт | Знакомить с профессиями, связанными с транспортом: водитель, летчик, машинист, экскаваторщик, капитан. | Экскурсия в ОО «Шиномонтаж». ИКТ Обогащение РППС - «Центра конструирования». ООД Игровая деятельность |
13 – 17 февраля | Мир профессий | Закреплять представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитывать уважение и любовь к труду взрослых. | Экскурсия в парикмахерскую «Светлана», МКУК «Звериноголовская центральная районная библиотека», МКУДО «Звериноголовская детская музыкальная школа», Отделение связи «Почта России». Создание альбомов «Профессии». Обогащение РППС - «Центра сюжетно-ролевых игр» ООД Игровая деятельность |
20-22 февраля | День Защитника Отечества | Знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Экскурсия в Пограничное Управление ФСБ России. Фотовыставка «Мой папа – солдат». Праздник «День Защитника Отечества». Выставка рисунков «Защитники Отечества». Конкурс военно-технических моделей. Обогащение РППС - «Центра сюжетно-ролевых игр» ООД Игровая деятельность |
6-10 марта | Мамы разные нужны | Знакомить детей с профессиями своих мам. Познакомить детей с профессией - домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Фотовыставка «Я у мамы на работе». Выставка рисунков «Моя мама на работе». Экскурсии на работу к родителям по согласованию. ООД Игровая деятельность |
13 – 17 марта | Дом и его части | Расширять и уточнять знания о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | ИКТ Создание альбома «Строим дом». Обогащение РППС - «Центра сюжетно-ролевых игр». ООД Игровая деятельность |
10 – 14 апреля | Покорители космоса | Знакомить с профессиями: космонавт, астроном. | ИКТ Обогащение РППС - «Центра сюжетно-ролевых игр». |
30 апреля | День пожарной охраны | Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного. | Экскурсия в ПЧ № 23 Обогащение РППС - «Центра безопасности» |
22 – 30 мая | Выпуск в школу | Знакомить с профессией учителя. | Экскурсия в МКОУ Звериноголовская СОШ. Обогащение РППС - «Центра будущего школьника» |
Наш детский сад регулярно взаимодействует с театром юного зрителя «Авалум» и «Карамель» г. Кургана. Детей знакомим с такими профессиями, как артист, актер.
Промежуточные показатели мониторинга в старшей группе дали следующие результаты: в мае 65% детей назвали не только профессии своих родителей, но и рассказали о ценности труда родителей. Все 100% объяснили, кто работает в ДОУ, чем они занимаются, пояснили значимость их труда. Если в начале года 62% называли 4-5 профессий, 35% - 5-6 профессий, и только 3% - 8-10 профессий. То в мае 83% старших дошкольников уже быстро называют 9-10 названий профессий и могут про них рассказать. В группах пополнена предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевых игр, дидактических. Ведь самое главное для ребенка – поиграть в профессию, чтобы лучше понять ее значимость и ценность.
Мы считаем, что чем больше ребенок впитает информации о профессиях, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Литература:
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением, младшая группа-М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей и родителей к частям 1 и 2. / Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. – М.: «Баласс», 1999. – 144. с. // Серия «Свободный ум».
- Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника»: Програм.метод.пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.: ил.
- Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р.А.Должикова, О.А.Ботникова, С.Г.Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ. _ Курган. 2016. – 76 с.
- Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Авт.-сост.: Сальникова Т.Г. – Николаевск-на Амуре, 2015. – 61 с.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с миром профессий в контексте личностного развития.
Представлена чёткая система работы по ознакомлению дошкольников с миром профессионального труда. Формы и приёмы изучения различных профессий в сочетании с развитием психических свойств (внимание, памя...
Консультация для педагогов "Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения"
Консультация...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения» Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важн...
Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»...
Знакомим дошкольников с миром профессий
С использованием метода мнемотехники...
Сборник подвижных игр для дошкольников "В мире профессий"
В сборнике подобраны подвижные игры с детьми дошкольного возраста. Рекомендуется воспитателям, инструкторам, родителям для закрепления знаний детей о разных профессиях....