Консультация для педагогов Тема: «Правила профессионального этикета»
консультация по теме

Кляузова Татьяна Александровна

Этикет – обязательный атрибут профессиональной деятельности, который помимо основных правил включает в себя еще и некоторые специфические правила, отличающиеся друг от друга, в зависимости от сферы деятельности. Каждая профессия вносит дополнения, поправки в общепринятый свод правил и законов поведения людей. Те вольности, которые допустимы в творческой среде, получают строгое табу в дошкольной организации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Консультация для педагогов

Тема: «Правила профессионального этикета»

старший воспитатель Кляузова Татьяна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

        Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к воспитателю, весьма велики. Действительно важно понять какому воспитателю общество в целом и семья в частности готово доверить самое ценное -  ребенка.

        Одним из таких требований – это высокая внутренняя и внешняя культура. Ведь воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем.

        Сотрудники дошкольной организации   общаются с широким кругом лиц (коллегами, родителями воспитанников) в своем коллективе и за его пределами. Чем лучше педагоги  владеют правилами профессионального этикета, тем успешнее их профессиональная деятельность, тем комфортнее и уютнее они чувствуют себя с коллегами, с близкими и друзьями.

Знание этикета расширяет наш внутренний и окружающий мир повышает нашу репутацию и авторитет в глазах родителей, поднимает планку уважительного отношения родителей к педагогу, а значит и к детскому саду.

Что же такое этикет? Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Правила профессионального этикета:

  • Визуальная привлекательность.
  • Культура поведения.
  • Культура речи.

        1 . Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

        Основной стиль педагога – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных  цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку.

        Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на детей. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие, как у детей, так и у взрослых.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Одежда:

-сильно облегающая, спортивная (если это не инструктор по физическому воспитанию детей или спортивные соревнования);

- чрезмерно короткая и открытая, прозрачная одежда признак дурного вкуса;

-не приобретайте одежду из тканей, которая легко мнется, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Цвета, повышающее рейтинг деловых качеств:

синий, темно – коричневый, коричневый с оливковым, синий с серым.

Цвета, понижающие рейтинг деловых качеств: все очень яркие цвета люминесцентные, платья светлых и ярких расцветок.

Самый низкий рейтинг:  у красного, малинового, ярко-розового и желтого цветов.

Обувь предпочтительнее классического стиля (с закрытым носком и пяткой). Оптимальным считаются туфли лодочки, на среднем каблуке до 7 см или без каблука.                              

НЕ РЕКОМЕНДУЕСЯ:

-обувь  яркой, пестрой, с вычурными каблуками и блестящими украшениями, спортивная и домашняя обувь.

С помощью аксессуаров вы сообщите наряду живость, подчеркнете свою индивидуальность и придадите образу законченный вид.

Инструментом мощного  воздействия  на детей является  лицо педагога. Макияж должен быть не броским, в мягкой цветовой гамме.

 Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что то, что происходит в группе интересно и важно самому воспитателю, а значит должно быть интересно и важно детям.

         Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой  этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым лаком.

Прическа должна быть аккуратная, длинные волосы должны быть заколоты. Используйте неброские простые заколки для волос. Яркие резиночки, бантики для волос лучше носить дома.

Парфюм и косметические средства с легким нейтральным ароматом.

Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых, проявляет  уважение к окружающим людям.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

         2. Культура поведения

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые наши поступки, слышит все их слова, перенимает от взрослых суждения и манеру поведения и поэтому, будьте примером для своих воспитанников.

Старайтесь: 

  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие- основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты- в душе в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрыми и честными. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • «Терпение-дар Неба». Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив - тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми словами, добрыми делами.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, к людям. предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Приходить к детям с плохим настроением.
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.

Малыши благополучно развиваются и воспитываются в атмосфере любви и доброжелательности.  Если воспитатель усвоил эти правила профессионального этикета, он уже добился первой ступени в развитии сердечного слуха в своем воспитаннике. Теперь надо помочь ребенку познать самого себя и свои возможности.

         3. Культура речи

Существуют правила речевой культуры педагога:

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических бесцветна.
  • Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту, с интонацией, ставя логические ударения, выделяя отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  • Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.

Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь?

Неправильно произносимые слова: слова – паразиты -  это  слова  связки, накрепко  закрепившиеся  в  лексиконе  человека, намертво  вошедшие  в  его  разговорную  речь,  ставшие  привычкой.  

Слова - паразиты  чаще  всего   «прицепляются»  обычно  к  тому  человеку, который часто  делает  заминки  в  речи, не  может  быстро  подобрать  нужное  слово  или  с  маленьким  словарным  запасом. Например, как бы,  по  ходу,  это  самое,  да  не  вопрос,  прикинь  короче  это  самое,  полюбому  и  т.п. Есть  и  звуки-паразиты:  «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».

Как  излечиться  от слов  паразитов?

  • Составьте  список  своих  личных  слов, распечатайте  или напишите их  от  руки, повесьте  на  видное  место. Штудируйте список,  откладывайте  его  в голове, и  старайтесь не говорить эти слова.
  • Читайте, читайте  и  еще  раз  читайте! Ничто  не  развивает   лучше  речь, чем  чтение  качественной  литературы!
  • Старайтесь  общаться  с  людьми, речь   которых  заслуживает  твердой пятерки с  плюсом.

Итак,  речь  педагога  должна  быть   полной, красочной, с  точно  подобранными  словами,  грамматически правильно  оформлена,  выразительна, между  отдельными  частями   высказывания  должна  быть    установлена  логическая   связь.  Постоянное   совершенствование   качества своей  речи -  это  залог  успешности  работы воспитателя по  речевому  развитию  детей.

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Соблюдение правил профессионального этикета позволяет нам, педагогам добиться успеха в профессиональной деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: "Дошкольники и этикет".

Консультация    для   родителей Тема: "Дошкольники и этикет"...

Консультация для родителей. Тема: "Дошкольники и этикет".

Надо ли дошкольников прививать правила этикета? Не приведёт ли это к через мерной регламентации поведения детей, к их "нивелировке" в результате которой они станут похожими друг на друга? Можно ли доб...

Мастер - класс на тему: "Правила речевого этикета"

Речевой этикет-это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществ...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Консультация для педагогов Тема «Умение решать детские конфликты – важное качество воспитателя в профессиональной деятельности»

Консультация для педагогов Тема «Умение решать детские конфликты – важное качество воспитателя в профессиональной деятельности»...

Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...