Организация методической работы при формировании аттестационного портфолио педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
статья по теме
В настоящее время с появлением новых нормативных документов, а именно ФГОС ДО и Профессиональный стандарт «Педагог» пересматриваются требования к профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ. В основу настоящих рекомендаций по аттестации пед. работников положены следующие нормативные документы федерального и регионального уровней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38.5 КБ |
organizatsiya_meiodicheskoy_raboty_pri_formirovanii_attestatsionnogo_portfolio.pptx | 116.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тартина Елена Венеровна
Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Организация методической работы при формировании аттестационного портфолио педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время с появлением новых нормативных документов, а именно ФГОС ДО и Профессиональный стандарт «Педагог» пересматриваются требования к профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ. В основу настоящих рекомендаций по аттестации пед. работников положены следующие нормативные документы федерального и регионального уровней (слайд 1).
Основными задачами аттестации педагогических работников являются: (слайд 2).
Современный воспитатель должен не только владеть методами и приемами работы с детьми, грамотно отбирать и использовать наиболее эффективные приемы, средства и технологии для решения воспитательных, образовательных и развивающих задач, но и уметь позиционировать себя как грамотную, обладающую высокой степенью профессиональной компетентности личность.
Поскольку аттестация педагогических работников — это очень важная и ответственная процедура в оценке их профессиональной компетентности, то естественным оказались изменения в порядке прохождения процедуры аттестации. Одной из форм оценки профессиональных и личностных качеств педагогов Ивановской области с целью установления соответствия требованиям первой и высшей квалификационной категорий является Портфолио их профессиональных достижений. Основным предназначением аттестационного портфолио педагога является оценивание его профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности за определенный период, а также отслеживание индивидуального прогресса по сравнению с предыдущими результатами.
В портфолио фиксируются все творческие достижения педагога, что способствует развитию его аналитических и рефлексивных умений, а также умениям педагога решать задачи своей профессиональной деятельности и выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. По сути Портфолио педагога - это накопление пакета документов об его участии в методической работе (приказы, справки, сертификаты), копии дипломов, грамот об участии воспитанников в разного уровня конкурсах и выставках.
Основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги ДОУ при формировании аттестационного портфолио следующие:
- во-первых, возникает большое количество вопросов по поводу наполнения тех или иных разделов, а именно: Какие источники информации необходимо использовать? Какое количество работ требуется собрать в портфолио, чтобы это достаточно и полно отражало результаты профессиональной деятельности? Каким образом обосновать содержательность представленных работ, входящих в портфолио? Как отобрать более ценную информацию?
- во-вторых, каким образом структурировать свое портфолио и правильно оформить, чтобы в последующем не возникло проблем с заполнением личного аттестационного электронного портфолио на сайте Института развития Ивановской области, которое формируется именно в аттестационный период после того как педагог получает логин и пароль для входа в базу данных.
Кроме этого, отмечается недостаточное умение педагогов ДОУ работать в новой информационной образовательной среде с применением информационно-коммуникационных средств (создание и наполнение собственного сайта, участие в тематических вебинарах и семинарах, создание электронных презентаций и авторских электронных образовательных продуктов) и многие педагоги испытывают неуверенность в себе, нуждаются в психологической поддержке во время процедуры аттестации.
Таким образом, используя различные формы методической работы с педагогическими кадрами, мы разработали технологию взаимодействия старшего воспитателя с педагогами ДОУ при формировании портфолио в межаттестационный период и во время прохождения аттестации.
Мы определили, что при формировании своего портфолио педагогические работники должны соблюдать следующие требования:
- систематичность и регулярность заполнения разделов, т.к. иначе исчезает сама идея портфолио;
- достоверность предоставляемых материалов (справки, выписки из протоколов, выписки из приказов и т.д.), т.е. все документы должны быть подписаны заведующим ДОУ и заверены печатью учреждения;
- целостность и тематическая завершенность представленных материалов, т.е. документы должны отражать информацию максимально конкретно и полно, а также соответствовать тематике тех разделов, в которых они размещаются;
- аналитичность и нацеленность педагога на совершенствование и достижение более высоких результатов свей профессиональной деятельности;
- эстетичность и аккуратность оформления всех материалов.
Первый этап — организационный. На этом этапе старший воспитатель составляет план методической работы с педагогами, оформляет и подбирает необходимые дидактические, информационные и диагностические материалы, разрабатывает Методические рекомендации для педагогических работников по оформлению портфолио.
Второй этап – мотивационный, целью которого является формирование у педагогов заинтересованности в предстоящей работе по формированию собственного портфолио и получении результата деятельности. На этом этапе целесообразно провести диагностику затруднений педагогов, представить структуру портфолио и особенности наполнения всех разделов и сбора необходимых материалов (сценарии мастер-классов, конспектов, отзывы, участие в семинарах, конкурсах, различных методических мероприятиях и т.д.). На этом этапе есть необходимость познакомить педагогов с «Положением о портфолио педагога», которое заранее разрабатывается и утверждается заведующим ДОУ, провести консультации для педагогов на темы: «Аттестация педагогов: обзор нормативных документов», «Портфолио педагога ДОУ как форма развития его профессиональной компетентности» и дать конкретные методические рекомендации по наполнению всех разделов портфолио в соответствии с предложенной структурой.
Третий этап – проектировочный, целью которого является оказать помощь педагогам в систематизации имеющихся материалов и проектировании индивидуальных маршрутов самообразования и саморазвития (повышение квалификации, участие в методической работе, участие в инновационной и экспериментальной деятельности, разработка авторских программ, привлечение к участию в конкурсах профессионального мастерства, публикация статей, выступление на научно-практических конференциях с целью презентации и обобщения своего педагогического опыта).
Четвертый этап – технологический, который предполагает активное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Старший воспитатель осуществляет консультативную и методическую помощь педагогам (своевременное информирование об изменениях и дополнениях в нормативных документах). На этом этапе возможны проведения семинара-практикума «Электронное портфолио педагога: структура, особенности оформления», круглый стол «Актуальные проблемы при формировании портфолио и способы их разрешения». Также воспитатели пополняют свои методические копилки разработками, делятся опытом работы с другими педагогами, проводя мастер-классы и участвуя в семинарах.
Пятый этап – рефлексивный, который носит аналитический характер. Старший воспитатель помогает педагогам анализировать результаты воспитательно-образовательной работы и грамотно их оформлять в документальном виде, обеспечив принцип научности. На этом этапе целесообразно провести конкурс на Лучшее портфолио педагога ДОУ, в рамках которого каждый педагог имеет возможность презентовать свое портфолио перед коллегами и представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени. Такая демонстрация материала позволяем педагогам вовремя нацелить себя на создание «банка данных», повышает их активность и нацеленность на результат.
Таким образом, необходимо отметить, что только при грамотном методическом сопровождении деятельности педагога во время оформления портфолио у воспитателя будет «папка достижений и успехов», в которой будет собрано самое важное и достойное, что будет характеризовать его как настоящего профессионала своего дела.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197 – ФЗ- ст.ст . 196,197. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» 5. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18.08.2010г. № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 24 марта 2010г. №209». Нормативная база проведения аттестации педагогических работников.
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 03-515/59 «Дополнения к разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». 8. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». 9. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Минздравсоцразвития России от 26.08.2010г. №761н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ. СанПин 2.4.2.2821 – 10. Утверждены постановлением санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189. 11.Закон Ивановской области от 05.07.2013 № 66-ОЗ «Об образовании в Ивановской области» (Собрание законодательства Ивановской области. 2013 №28) 12. Постановление Правительства Ивановской области от 28.09.2012 №363-п «Об утверждении Положения о Департаменте образования Ивановской области».
Основными задачами аттестации педагогических работников являются: 1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; 2. Повышение эффективности и качества педагогического труда; 3. В ыявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 4. У чет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации основных образовательных программ; 5. О пределение необходимости повышения квалификации педагогических работников; 6. О беспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников. Задачи и особенности организации аттестации педагогических работников
- во-первых, возникает большое количество вопросов по поводу наполнения тех или иных разделов, а именно: Какие источники информации необходимо использовать? Какое количество работ требуется собрать в портфолио, чтобы это достаточно и полно отражало результаты профессиональной деятельности? Каким образом обосновать содержательность представленных работ, входящих в портфолио? Как отобрать более ценную информацию? - во-вторых, каким образом структурировать свое портфолио и правильно оформить, чтобы в последующем не возникло проблем с заполнением личного аттестационного электронного портфолио на сайте Института развития Ивановской области, которое формируется именно в аттестационный период после того как педагог получает логин и пароль для входа в базу данных. Основные трудности у педагогов при формировании аттестационного портфолио.
Мы определили, что при формировании своего портфолио педагогические работники должны соблюдать следующие требования: - систематичность и регулярность заполнения разделов, т.к. иначе исчезает сама идея портфолио; - достоверность предоставляемых материалов (справки, выписки из протоколов, выписки из приказов и т.д.), т.е. все документы должны быть подписаны заведующим ДОУ и заверены печатью учреждения; - целостность и тематическая завершенность представленных материалов, т.е. документы должны отражать информацию максимально конкретно и полно, а также соответствовать тематике тех разделов, в которых они размещаются; - аналитичность и нацеленность педагога на совершенствование и достижение более высоких результатов свей профессиональной деятельности; - эстетичность и аккуратность оформления всех материалов . Технология взаимодействия старшего воспитателя с педагогами ДОУ при формировании портфолио в межаттестационный период
Первый этап — организационный . На этом этапе старший воспитатель составляет план методической работы с педагогами, оформляет и подбирает необходимые дидактические, информационные и диагностические материалы, разрабатывает Методические рекомендации для педагогических работников по оформлению портфолио. Второй этап – мотивационный , целью которого является формирование у педагогов заинтересованности в предстоящей работе по формированию собственного портфолио и получении результата деятельности. На этом этапе целесообразно провести диагностику затруднений педагогов, представить структуру портфолио и особенности наполнения всех разделов и сбора необходимых материалов (сценарии мастер-классов, конспектов, отзывы, участие в семинарах, конкурсах, различных методических мероприятиях и т.д.). На этом этапе есть необходимость познакомить педагогов с «Положением о портфолио педагога», которое заранее разрабатывается и утверждается заведующим ДОУ, провести консультации для педагогов на темы: «Аттестация педагогов: обзор нормативных документов», «Портфолио педагога ДОУ как форма развития его профессиональной компетентности» и дать конкретные методические рекомендации по наполнению всех разделов портфолио в соответствии с предложенной структурой.
Третий этап – проектировочный, целью которого является оказать помощь педагогам в систематизации имеющихся материалов и проектировании индивидуальных маршрутов самообразования и саморазвития (повышение квалификации, участие в методической работе, участие в инновационной и экспериментальной деятельности, разработка авторских программ, привлечение к участию в конкурсах профессионального мастерства, публикация статей, выступление на научно-практических конференциях с целью презентации и обобщения своего педагогического опыта). Четвертый этап – технологический, который предполагает активное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Старший воспитатель осуществляет консультативную и методическую помощь педагогам (своевременное информирование об изменениях и дополнениях в нормативных документах). На этом этапе возможны проведения семинара-практикума «Электронное портфолио педагога: структура, особенности оформления», круглый стол «Актуальные проблемы при формировании портфолио и способы их разрешения». Также воспитатели пополняют свои методические копилки разработками, делятся опытом работы с другими педагогами, проводя мастер-классы и участвуя в семинарах.
Пятый этап – рефлексивный, который носит аналитический характер. Старший воспитатель помогает педагогам анализировать результаты воспитательно -образовательной работы и грамотно их оформлять в документальном виде, обеспечив принцип научности. На этом этапе целесообразно провести конкурс на Лучшее портфолио педагога ДОУ, в рамках которого каждый педагог имеет возможность презентовать свое портфолио перед коллегами и представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени. Такая демонстрация материала позволяем педагогам вовремя нацелить себя на создание «банка данных», повышает их активность и нацеленность на результат.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Система методической работы по развитию технологической компетентности педагогов ДОО в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Актуальность заключается в том, что необходима организация такой системы методической работы, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на...
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...
«Коучинг как средство методическом сопровождении педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Для старших воспитателей ДОУ,с целью методической поодержки участников образовательной деятельности....